Дело 2а-4836/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
22 декабря 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре Галдиной Л.М.,
с участием представителя заинтересованного лица ООО «Сорго» Гречко В.Н., действующего на основании доверенности 15.10.2015 г., представителя административного ответчика Шаповаловой И.А, действующей на основании доверенности № 27 от 19.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чубарина АЕ к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Зерноградского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО15 заинтересованное лицо – ООО «Сорго»,
о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО16 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о регистрации сделки договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ
о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО17. о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №
о прекращении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о государственной регистрации сделки договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ
о прекращении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л:
Чубарин А.Е.(далее – административный истец) обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Зерноградского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО18 (далее – административные ответчики), в обоснование заявленных требований указал, что государственным регистратором Зерноградского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО19 14.01.2016 г. была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с общественном с ограниченной ответственностью «СОРГО». Государственная регистрация была проведена за номером 61-61/015-61/001/177/2015-4 -18/1. Предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>
01.07.2016 г. административному истцу стало известно о состоявшемся решении Зерноградского районного суда по иску ООО «ЛЭЕНДСЕРВИС» о признании недействительными результатов общего собрания участников долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, состоявшемся в <данные изъяты>, по результатам которого был заключен договор аренды земельного участка кадастровый номер № № с ООО «СОРГО».
Административный истец полагает, что имело место ненадлежащее информирование участников долевой собственности о проведении собрания, в том числе и административного истца, протокол собрания не соответствует требованиям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», договор аренды за Чубарина А.Е. и других участников долевой собственности подписал ФИО20 который на момент подписания договора не имел соответствующих полномочий.
Административный истец считает, что действия государственного регистратора Зерноградского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО21. по осуществлению государственной регистрации Договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «СОРГО» произведены с нарушением требований части 1 статьи Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимой имущество и сделок с ним» и в силу этого являются незаконными, поскольку для осуществления процедуры государственной регистрации были предоставлены несоответствующие действующему законодательству документы, а именно: протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ г.
Так, согласно позиции административного истца, представленные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям законодательства РФ по следующим основаниям:
В соответствии с частью 11 статьи 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли.
Для осуществления государственной регистрации Протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ года был представлен без приложения, то есть в представленном виде он не соответствует требованиям части 11 статьи 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Более того, в самом протоколе от ДД.ММ.ГГГГ года отсутствуют сведения о том, что к данному протоколу имеется приложение.
Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ г. был подписан ФИО22, который согласно Протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. избран лицом, уполномоченным без доверенности действовать от имени участников долевой собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащей сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Представленная на государственную регистрацию часть Протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ года не заверена уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, то есть не соответствует требованиям 4 статьи 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Представленный на государственную регистрацию Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ г. от имени участников долевой собственности подписан ФИО23
Согласно статье 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами
Представленный на регистрацию Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ г. не содержит сведения о том, что ФИО24 от имени участников долевой собственности уполномочен подписывать договор и не содержит сведений о документе, подтверждающем такие его полномочия.
В нарушение требований части 2 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимой имущество и сделок с ним» в представленном на государственную регистрацию Договоре не указан адрес места жительства ФИО25
В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимой имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Чубарин А.Е. полагает, что документы, представленные на государственную регистрацию Договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ г. не соответствуют требованиям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и требованиям Гражданского кодекса РФ, в связи с чем, действия государственного регистратора Зерноградского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО26 по осуществлению государственной регистрации Договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ. заключенного с ООО «СОРГО» являются незаконными и подлежат отмене.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение государственного регистратора Зерноградского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО27 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2014 г. номер 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о регистрации сделки Договора аренды земельного участка с кадастровым номером № с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «СОРГО»; признать незаконным решение государственного регистратора Зерноградского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО28 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2014 г. номер 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером № прекратить в ЕГРП запись от 14.01.2014 г. номер 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о государственной регистрации сделки Договора аренды земельного участка с кадастровым номером № с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «СОРГО»; прекратить в ЕГРП запись от 14.01.2014 г. номер 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о государственной регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «СОРГО».
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца не явились, извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили. Дело в отсутствие административного истца, его представителя рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Шаповалова И.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленный исковых требований отказать, на основании доводов, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление.
Административный ответчик государственный регистратор Зерноградского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО29 в судебное заседание не явилась, извещена, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просила в удовлетворении административного иска отказать, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело в отсутствие административного ответчика государственного регистратора ФИО30 рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сорго» Гречко В.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив доводы иска, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ).
При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию, является участником отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управление вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную данным законом.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе документы - основания, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании установлено, что 26.12.2015 г. в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением о регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, обратилось ООО «СОРГО» в лице ФИО31
На государственную регистрацию были представлены следующие документы: договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ
При проведении правовой экспертизы представленных документов в соответствии со ст. 13 Закона о регистрации и проверке законности правоустанавливающих документов, государственным регистратором не было выявлено нарушений норм действующего законодательства, в связи с чем, 14.01.2016 была проведена государственная регистрация договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ
Суд полагает указанные действия административного ответчика, правомерными, соответствующими действующему законодательству на основании следующего.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1, 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу ст. ст. 16, 17 Закона о регистрации государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд не соглашается с доводами административного истца о несоответствии представленных для государственной регистрации документов – протокола общего собрания участников долевой собственности, Договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ требованиям действующего законодательства – в силу следующего.
Статьей 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности и принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии), не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.
Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей (п. 5).
Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Решения принимаются общим собранием открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.
В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.
Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:
удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;
председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;
подписывает протокол общего собрания;
- участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом.
Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.
Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 01.07.2016 г., вступившим в законную силу 13.10.2016 г., в удовлетворении исковых требований ООО «ЛЭНДСЕРВИС» к ФИО32 и другим о признании недействительными и (ничтожными) результатов общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленных протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ об исключении записи о регистрации договора аренды земельного участка из ЕГРП – отказано.
Указанным решением установлена правомочность состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ года общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Суд также не нашел оснований для признания недействительными принятого общим собранием решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ г., а также заключенного договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора с датой государственной регистрации 17.06.2015 г. (Т. 2, л.д. 64-71).
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В указанном выше гражданском деле участвовали: административный истец Чубарин М.Е. – в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика; административный ответчик Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области – в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика; представитель административного истца адвокат ФИО33 – в качестве представителя гражданского истца ООО «ЛЭНДСЕРВИС», в силу чего установленные решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 01.07.2016 г. обстоятельства по делу имеют преюдициальное значение для настоящего административного дела, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию в Межмуниципальный отдел по Егорлыкскому, Зерноградскому, Кагальницкому районам Управления Росреестра по Ростовской области ООО «СОРГО» представило: договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от ДД.ММ.ГГГГ протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок № № от ДД.ММ.ГГГГ
При проведении правовой экспертизы представленных документов в соответствии со ст. 13 Закона о регистрации и проверке законности правоустанавливающих документов государственным регистратором не было выявлено нарушений положений действующего законодательства, в связи с чем Управлением Росреестра по Ростовской области 14.01.2016 года была проведена государственная регистрация договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и выводов, изложенных в указанном выше решении Зерноградского районного суда Ростовской области от 01.07.2016 г., суд приходит к выводу о том, что правоустанавливающие документы, представленные на государственную регистрацию, соответствовали требованиям норм действующего законодательства, у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 20 Закона о регистрации, следовательно, государственная регистрация проведена строго в соответствии с действующим гражданским законодательством, на основании действительных документов, что, в свою очередь, дает основание предполагать о безосновательности правовой позиции административного истца.
В связи с чем, заявленные исковые требования - о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО34 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о регистрации сделки договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ г.; о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО35 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером № – суд находит не подлежащими удовлетворению.
Также суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о прекращении в ЕГРП записи о государственной регистрации сделки договора аренды земельного участка и о прекращении в ЕГРП записи о регистрации права аренды земельного участка – в силу следующего.
Требование об обязании совершить определенные действия может быть удовлетворено судом только при установлении условий, предусмотренных ст. 218 КАС РФ, в случае, если оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В данном случае судом не установлено каких-либо нарушений прав административного истца действиями административного ответчика, в связи с чем суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения требования о прекращении регистрационной записи о государственной регистрации договора аренды и права аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право с использованием надлежащих способов защиты права, установленных ст. 12 ГК РФ.
Исходя из разъяснений совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) требования о прекращении записей регистрации не относятся к таковым.
Так, в соответствии с п. 52 Постановления 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Вместе с тем, согласно п. 53 Постановления 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременении, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор в данном случае не может являться ответчиком по таким искам, соответственно, требования к нему в качестве ответчика заявлены и удовлетворены быть не могут.
При этом из заявленных стороной требований вытекает, что фактически оспаривается ограничение (обременение) права в виде аренды, зарегистрированное в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Пунктом 52 Постановления № 10/22 предусмотрено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Предъявление требований об оспаривании зарегистрированного права возможно только в порядке искового производства, поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 56 Постановления № 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права, а также об отсутствии нарушений прав административного истца действиями административного ответчика, требующих защиты путем предъявления настоящего административного иска.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств наличия обстоятельств, объективно свидетельствующих и доказывающих правомерность заявленных исковых требований административным истцом не представлено, равно как не представлено и доказательств нарушения прав административного истца административным ответчиком, позволяющих суду прийти к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Чубарина АЕ к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Зерноградского районного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО37 заинтересованное лицо – ООО «Сорго»,
о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО38 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о регистрации сделки договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ
о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО39 о внесении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №
о прекращении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/33 о государственной регистрации сделки договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ
о прекращении в ЕГРП записи от 14.01.2016 г. № 61-61/015-61/001/177/2015-4348/34 о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2016 г.
Судья