Дело №2-2702/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,
при секретаре Перфирьевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маннапова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Калининградской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Маннапов А.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что он проходит службу в должности заместителя начальника отдела охраны < ИЗЪЯТО >. < Дата > он обратился на имя руководителя УФСИН России по Калининградской области с рапортом о принятии его на учет нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 1 человек. Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от < Дата >, оформленного протоколом №, ему было отказано в удовлетворении рапорта с указанием на то, что им не представлены необходимые документы. Как следует из текста принятого решения, < Дата > УФСИН России по Калининградской области в адрес комиссии была направлена выписка из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества в отношении сына Маннапова А.В. Вместе с тем, как следует из вводной части выписки из протокола №, рапорт был подан о признании его нуждающимся в жилом помещении составом семьи 1 человек и вопрос обеспеченности выплатой на бывших членов не ставится. Иные документы, которые подлежат рассмотрению вместе с рапортом и перечень которых определен п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 369, были представлены совместно с рапортом при его первоначальной подаче в УФСИН России по Калининградской области, однако причины, по которым они не были доставлены в адрес комиссии не указаны, равно как и не указан перечень отсутствующих документов.
Поскольку вместе с рапортом < Дата > им, в адрес УФСИН России по Калининградской области был представлен необходимый пакет документов, из которого следовало, что у него имеются все основания для принятия его на учет в качестве лица, имеющего права на получение единовременной социальной выплаты, то у ответчика не имелось каких-либо оснований для непредставления данного пакета документов в адрес ФСИН России, а у последнего не имелось оснований для отказа в постановке Маннапова А.В. на учет для получения такой выплаты. В связи с чем, просил решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от < Дата >, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признать незаконным и недействующим с момента его принятия, а так же признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязав УФСИН России по Калининградской области направить установленным порядком, представленный им вместе с рапортом необходимый пакет документов в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №369 от 24 апреля 2013 года, а ФСИН России принять Маннапова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Истец Маннапов А.В., а так же его представитель Николаец Е.Н., действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, настаивали на их удовлетворении и дополнили, что < Дата > Маннапов А.В. обратился с рапортом о постановке его на учет на получение ЕСВ составом семьи 1 человек. К рапорту были приложены документы, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 369. О необходимости предоставления сведений о наличии либо отсутствии у сына истца, а так же его бывшей супруги на праве собственности жилых помещений, Маннапову А.В. не сообщили. Полагают, что предоставление данных документов Правилами не предусмотрено, поскольку истец претендовал на получение выплаты составом семьи 1 человек, следовательно, предоставление сведений на сына и бывшую супругу не основано на законе. Несмотря на это, в 2015 году, после подачи рапорта, истцом была представлена справка об отсутствии у его сына на праве собственности жилых помещений. Считают, что решение комиссии ФСИН, оформленное протоколом № от < Дата > об отказе в постановке Маннапова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, является незаконным и недействующим с момента его принятия.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Бычкова Е.В., а так же представитель ответчика УФСИН России по Калининградской области по доверенности Гущина Г.Ю., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что < Дата > Маннапов А.В. обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. На заседании комиссии, которое состоялось < Дата >, было принято решение о направлении рапорта и документов, представленных Маннаповым А.В., в комиссию ФСИН России. На комиссии ФСИН России данные документы проверяются более подробно, в связи с чем и было вынесено решение об отказе истцу в постановке на учет. Реализация права носит заявительный характер. При этом обязанность предоставления необходимых документов возложена на лицо, претендующее на такую выплату. Учитывая, что истец состоял в браке, от брака имеет сына, несмотря на то, что он обратился с рапортом о постановке его на учет составом семьи 1 человек, Правилами предусмотрена обязанность по предоставлению сведений о наличии либо отсутствии у сына истца, а так же его супруги, брак с которой расторгнут менее чем за пять лет до обращения с рапортом, с целью проверки жилищных условий истца, о наличии либо отсутствии у них на праве собственности жилых помещений. Данные документы Маннаповым А.В. представлены не были. В связи с чем просили в удовлетворении требований Маннапова А.В. отказать в полном объеме.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Маннапов А.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника отдела охраны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Калининградской области.
С < Дата > Маннапов А.В. зарегистрирован по адресу: < адрес >. Указанное жилое помещение, общая площадь которого составляет < ИЗЪЯТО > кв.м., принадлежит бабушке Маннапова А.В. – Щ Помимо указанных лиц, в квартире так же зарегистрированы сын истца и его бывшая супруга.
С < Дата > года по < Дата > года Маннапов А.В. состоял в браке с М, от брака имеется сын М2, < Дата > года рождения. Решением мирового судьи < ИЗЪЯТО > от < Дата > брак между супругами расторгнут.
< Дата > Маннапов А.В. обратился в УФСИН России по Калининградской области с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, составом семьи один человек.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по Калининградской области от < Дата > №, документы, представленные Маннаповым А.В., соответствуют перечню, определенному п.5 Правил, в связи с чем принято решение о направлении рапорта Маннапова А.В., с приложенными к нему документами в комиссию ФСИН России.
< Дата > состоялось заседание комиссии ФСИН России, по результатам которого принято решение об отказе Маннапову А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от < Дата > №.
Не согласившись с принятым решением, Маннапов А.В. обратился в суд, указав, что оно является не законным и необоснованным.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 31 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Российской Федерации».
Названным законом предусмотрено несколько способов решения жилищной проблемы сотрудника.
Так, согласно части 1 статьи 4 указанного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу статьи 6 Закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В силу части 3 статьи 4 Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом, семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которыми установлен порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам указанной выше категории.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, указанные в п.5, а именно:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства, либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Пунктом 6 Правил прямо предусмотрено, что копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Таким образом, из буквального смысла и толкования приведенных выше Правил следует, что сотрудник, имеющий намерение получить ЕСВ и в этой связи обращающийся с соответствующим рапортом, обязан представить полный пакет документов, перечень которых приведен в п.5 Правил.
Несмотря на то, что Маннапов А.В. претендовал на получение ЕСВ составом семьи 1 человек, в силу приведенных выше Правил и норм ЖК РФ он обязан был представить сведения об отсутствии жилья у его несовершеннолетнего сына М2, поскольку устанавливая перечень документов, которые представляются в комиссию, пункт 5 Правил предусматривает необходимость указания сведений о совместно проживающих с сотрудником членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, что соответствует положениям жилищного законодательства. Данная норма Правил содержит отсылочные положения к правилам регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи или бывшими членами его семьи, в том числе ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При этом согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ (сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение ЕСВ совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 12 Правил такой сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 со дня совершения таких действий.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, Правил предоставления единовременной социальной платы, а также требований жилищного законодательства в их правовой взаимосвязи при решении вопроса о праве сотрудника на получение социальной выплаты и исключения фактов, свидетельствующих о намеренном ухудшении сотрудником и членами его семьи жилищных условий, проверке подлежит обеспеченность сотрудника и членов его семьи жилым помещением (по договору социального найма или на праве собственности) не только на момент подачи заявления о постановке на учет, но и за последние 5 лет, предшествующих такому обращению.
Принимая во внимание, что брак между супругами Маннаповыми расторгнут на основании решения мирового судьи от < Дата >, тогда как с рапортом о принятии на учет составом семьи 1 человек для получения единой социальной выплаты Маннапов А.В. обратился < Дата >, то есть с момента расторжения брака до момента обращения с рапортом прошло менее пяти лет, а также учитывая, что в силу требований жилищного законодательства сын истца М2 продолжает оставаться членом его семьи, при подаче рапорта Маннапову А.В. следовало представить сведения об отсутствии либо наличии жилого помещения у бывшей супруги и у сына на праве собственности жилых помещений.
То обстоятельство, что бывшая супруга и родной сын истца не были включены в состав его семьи при решении вопроса о получении единой социальной выплаты, не свидетельствует об отсутствии необходимости проверки их жилищных условий за последние пять лет.
Поскольку указанные документы не были представлены Маннаповым А.В. и не были приложены к рапорту на момент обращения с ним, у комиссии ФСИН России имелись правовые основания для отказа в принятии Маннапова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, а именно сведений из единого государственного реестра прав на сына Маннапова А.В. – М2, который является членом его семьи в силу закона.
Доводы Маннапова А.В., о том, что после подачи рапорта и направления его вместе с приложенными к нему документами в ФСИН России, спустя значительный период он направил в ФСИН России выписку из ЕГРП в отношении сына, не могут быть признаны состоятельными и не влекут отмены принятого ФСИН России решения, поскольку из содержания пункта 5 Правил следует обязанность сотрудника, претендующего на получение ЕСВ, представить в комиссию заявление (рапорт) с обязательным приложением документов, указанных в этом же пункте. Именно на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ либо об отказе в постановке на указанный учет.
Поскольку указанный документ к рапорту Маннапова А.В. на момент его подачи приложен не был, что им и не оспаривается, то в этой связи отказ комиссии в постановке Маннапова А.В. на соответствующий учет является законным и обоснованным, а его требования в этой части - не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Маннапова А.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Маннапова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Калининградской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2018 года.
СУДЬЯ