РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 07 июня 2023 года
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретаре Коноваловой А.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коряковцева Д. Ю. к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о возложении обязанности внести сведения о трудовой деятельности, основании увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Коряковцев Д.Ю. обратился в суд с иском к ГУ ФССП по Свердловской области о возложении обязанности внести сведения о трудовой деятельности, основании увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что 18 октября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отменила определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 июля 2022 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Судебная коллегия повторно вынесла решение об отказе в удовлетворении требований истца о восстановлении на работе. Не был произведен учет определенных обстоятельств. Суды первой и второй инстанции полностью игнорировали доводы истца и требования об обозрении оригиналов приказов об увольнении от 21 мая 2021 года и 08 декабря 2021 года, а также приказа от 30 декабря 2021 года, и всех иных дисциплинарных мерах примененных к истцу. Материалы служебной проверки были представлены в копиях, никаких оригинал на обозрение судам или стороне истца представлено не было. В суде первой инстанции 04 апреля 2022 года истцом был выявлен факт подделки подписи в листе ознакомления сотрудников отделения с приказом от 25 августа 2020 года №524 «Об утверждении правил внутреннего служебного распорядка Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области». 15 апреля 2022 года истец подал соответствующее заявление в орган полиции, где был присвоен КУСП < № >. Было принято решение о проведении административного расследования. Окончательное процессуальное решение пока не принято. Из оригинала полученных сведений о трудовой деятельности следует, что дата увольнения 30 декабря 2021 года, причина указана п. 2 ч. 2 ст. 80 по инициативе сотрудника, а в трудовой книжке указан п. 7 ч. 2 ст. 80, в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, номер приказа один и тот же < № >. Истца уволили умышленно незаконно, в результате трудовых споров, начавшихся еще с 2013 года. В результате допущенной ошибки, умышленного внесения неправильной формулировки в сведения о трудовой деятельности истца в органы Пенсионного фонда России, истец не мог официально устроиться на выбранную службу и работу. Истец пытался трудоустроится в ГУ ФСИН России по Свердловской области, территориальный орган Роспотребнадзора по Свердловской области, а также в УМВД России по г. Екатеринбургу. В отделе кадров ГУФСИН России пояснили, что нужно через суд убирать специальное звание младший лейтенант. По результатам участия в конкурсе на вакантную должность территориального органа Роспотребнадзора по Свердловской области было отказано без объяснения причин. 08 ноября 2022 года отделом кадров УМВД России по г. Екатеринбургу истцу было предложено разобраться с документами, так как сведения указанные в трудовой книжке не соответствует данным из органа ПФР, в будущем могут возникнуть трудности при выходе на пенсию по льготному стажу. Также, летом истец пытался встать на учет в центр занятости населения, но в выплате пособия было отказано, основанием было указано приостановление выплаты, увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины. По вине ГУ ФССП России по Свердловской области истец не смог достойно содержать свою семью, своего несовершеннолетнего ребенка в период вынужденного прогула, ответчик своими незаконными действиями причинил истцу моральный вред, который он оценивает в 120000 рублей. На основании изложенного, истец просит возложить обязанность на ответчика направить сведения в органы ПФР, в том числе полученные сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов ПФР, заменить формулировку и причину увольнения как указано в трудовой книжке истца согласно записи от 30 декабря 2021 года, указать причину увольнения не по инициативе сотрудника, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 19 января 2022 года по день фактического принятия решения суда, компенсации морального вреда в размере 120000 рублей.
Определением от 09 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Определением от 10 марта 2023 года к производству суда принято заявление об увеличении исковых требований, в котором указано, что в полученной выписке сведения о трудовой деятельности от 12 декабря 2022 года отсутствует дата приема истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации согласно приказу < № > от 20 мая 2020 года. Истец принят на службу с 01 июня 2020 года с присвоением специального звания. Согласно ответа Государственной инспекции труда в Свердловской область от 17 марта 2022 года ответчик не выплатил истцу компенсацию за один календарный день неиспользованного отпуска и перерасчета (удержания) за 31 декабря 2021 года в сумме 29 рублей 37 копеек, произведен был лишь 12 января 2022 года, то есть с нарушением срока. Никто этого не учитывал в деле о восстановлении истца на работе. Истец просит возложить обязанность на ответчика внести сведения о приеме истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации с 01 июня 2020 года согласно приказу < № > от 20 мая 2020 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей
Определением от 12 апреля 2023 года к производству суда принято заявление истца об увеличении исковых требований, вкотором истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 160000 рублей.
Истец Коряковцев Д.Ю. в судебном заседании требования иска поддержал, в судебном заседании пояснил, что после увольнения пытался трудоустроится через электронные сервисы, ездил на собеседования, но предлагаемые условия истцу не понравились и он не смог согласиться на гражданскую работу, госслужба предпочтительное место работы для истца. Ошибка ответчика повлекла негативные последствия для истца в виде невозможности трудится. Размер компенсации морального вреда определен истцом с учетом не предоставления ответчиком сведений в ПФР, а также предоставления недостоверных сведений, что явилось препятствием для трудоустройства. Остальные сведения о нарушении его прав изложены в иске для информации.
Представитель ответчика ГУ ФССП России по Свердловской области и третьего лица ФССП России Кулишова Ю.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против заявленных требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ответчик с исковыми требованиями не согласен. Истец уволен из органов принудительного исполнения на основании приказа ФССП России от 30 декабря 2021 года < № >. Истец обжаловал данный приказ в суде. Увольнение истца признано законным. В ПФР внесены соответствующие сведения об основаниях увольнения истца. Требование истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению. Истцом к взысканию заявлен моральный вред за причиненные ему физические и нравственные страдания, связанные с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности. В обоснование несения физических и нравственных страданий истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением вреда истцу. На основании изложенного, ответчик просит отказать в удовлетворении требований. В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица суду пояснила, что истцом не доказано, что он не был принят на работу ввиду несоответствия сведений в бумажной трудовой книжке и сведений ПФР. Сведения в ПФР были предоставлены
Представитель третьего лица Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Ведерников А.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в кортом указано, что вынесение решения суда оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, а также частично материалы дел № 2-1119/2022, 2-349/2023 суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудников органов принудительного исполнения, регулируются Федеральным законом от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения.
При этом согласно ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с положениями абз. 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования строится на принципах: единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в Российской Федерации; всеобщности и обязательности учета сведений о застрахованных лицах; доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Фонда, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет (ст. 4 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).
В силу ст. 5 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности". В общей части индивидуального лицевого счета указываются, среди прочего, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения; заработная плата или доход, в том числе на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя. Сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона, страхователь представляет в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы, осуществляется налоговыми органами. Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Фонд, осуществляется органами Фонда. Страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. В единую форму сведений включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы единой формы сведений определяются Фондом. Формы и форматы сведений для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, предоставляемые на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Фонда, и порядок заполнения этих форм утверждаются Фондом. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Порядок электронного документооборота между страхователями и Фондом при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Фондом. Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8, 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Названной нормой права также установлены порядок, сроки и объем сведений подлежащих предоставлению в органы Фонда, в частности сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ в разделе "Сведения о трудовой деятельности" указываются: сведения о выполняемой работе и периодах работы: сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); сведения о переводах на другую постоянную работу; сведения о приостановлении и возобновлении действия трудового договора; сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений; реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ страхователь имеет право: дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах. Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской организации» страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который также определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Федеральным законом случаях.
Согласно ст. 1.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» под обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) являются обязательные платежи, осуществляемые в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу ст. 2, 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица.
Страхователи в силу требований ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы; своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу; вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, а также обеспечивать сохранность и учет документов, являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения; предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика по месту регистрации страхователя сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из приведенных выше норм права следует, что у ГУФССП России по СО, как у работодателя в отношении лиц, проходящих службу в органах принудительного исполнения, имеется обязанность по предоставлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда в отношении проходящих службу лиц.
Судом установлено и подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 7-8), контрактом от 01 июля 2020 года (л.д. 9-10), приказом об увольнении от 30 декабря 2021 года (л.д. 11), сведениями о трудовой деятельности (л.д. 117-118), что истец проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в период с 01 июня 2020 года по 30 декабря 2021 года.
01 июня 2020 года с Коряковцевым Д.Ю. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (л.д. 9-10). Аналогичная запись содержится и в трудовой книжке истца.
Приказом ФССП России < № > от 30 декабря 2021 года Коряковцев Д. Ю. уволен со службы в органах принудительного исполнения на основании п. 7 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ.
Вместе с тем, ответчиком обязанность по предоставлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда о приеме истца на службу в органы принудительного исполнения своевременно исполнена не была.
Как следует из ответа Отделения СФР по Свердловской области на запрос (л.д. 117-118) сведения о приеме истца на должность судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов г. Екатеринбурга поступили в органы Фонда только 01 марта 2023 года, то есть по истечении более двух с половиной лет после заключения с истцом контракта и издания соответствующего приказа < № > от 20 мая 2020 года. При этом на момент обращения истца с иском данные сведения в Фонде отсутствовали, что подтверждается соответствующими сведениями на 12 декабря 2022 года (л.д. 6), где информация о приеме истца 01 июня 2020 года на службу в органы принудительного исполнения отсутствует.
Кроме того, судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком сведения об увольнении истца на основании приказа < № > от 30 декабря 2021 года были предоставлены только 28 июля 2022 года, то есть более чем через полгода после увольнения, и при этом содержали неверную информацию об основаниях увольнения истца – «по инициативе сотрудника Федеральный закон от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 80 ч. 2 п. 2.
Вместе с тем, как следует из приказа < № > от 30 декабря 2021 года (л.д. 11-12) основанием увольнения Коряковцева Д.Ю. являлся п. 7 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя.
Отменяющие сведения об увольнении 30 декабря 2021 года представлены 21 февраля 2023 года, а сведения соответствующие основанию увольнения указанному в приказе < № > от 30 декабря 2021 года были представлены в Отделение Фонда только 01 марта 2023 года, то есть спустя более одного года после увольнения истца.
Указанные действия ответчика по длительному не предоставлению в отделение Фонда сведений о приеме истца на работу, об увольнении, предоставление недостоверных сведений об основании увольнения истца безусловно нарушали права истца как работника.
Доводы ответчика о предоставлении уточняющих сведений в более ранние сроки (до 01 марта 2023 года) не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так же как и доводы о возникновении в отделении Фонда технического сбоя и невозможности в связи с этим предоставить информацию. Представленные ответчиком документы об обращении в отделение Фонда в феврале 2023 года и о наличии в данных обращениях ошибок (л.д. 34-44) не свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей по предоставлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда, поскольку первое обращение имело место в феврале 2023 года, тогда как истец был принят на службу в органы принудительного исполнения 01 июня 2020 года и уволен 30 декабря 2021 года.
Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения дела сведения о приеме истца на службу в органы принудительного исполнения 01 июня 2020 года и увольнении 30 декабря 2021 года с указанием действительного основания увольнения (п. 7 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), предоставлены в соответствующее отделение Фонда, оснований для удовлетворения требований истца и возложения на ответчика обязанности по предоставлению данных сведений в соответствующее отделение Фонда не имеется, и в удовлетворении данных требований истцу надлежит отказать.
При этом доводы истца об отсутствии у ответчика права предоставлять сведения в отделение Фонда в период рассмотрения дела суд признает несостоятельными, поскольку в силу прямого указания закона (ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах. При этом данное право не зависит и не ограничено фактом обращения зарегистрированных (застрахованных) лиц в суд за защитой нарушенного права.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика среднего заработка за период лишения возможности трудиться, суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Действительно ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодатель возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), внесения в трудовую книжку, в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
По смыслу приведенных положений в их взаимосвязи, обязанность работодателя по возмещению работнику материального ущерба в виде неполученного заработка по причине непредставления сведений о трудовой деятельности, неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника наступает в связи с установлением незаконности действий (бездействий) работодателя, что являлось препятствием для поступления работника на новую работу, и, как следствие, влекло лишение работника возможности трудиться и получать заработную плату.
Юридически значимым для решения вопроса о наступлении материальной ответственности работодателя за непредставления сведений о трудовой деятельности, неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника является установление была ли такая задержка причиной лишения работника возможности трудиться.
Указанное обстоятельство подлежит доказыванию истцом исходя из приведенных норм права и существа заявленного спора. Без подтверждения истцом допустимыми и относимыми доказательствами невозможности трудоустройства к другому работодателю именно по причине непредставления сведений о трудовой деятельности, неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника, одного факта непредставления сведений о трудовой деятельности, неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника, недостаточно для наступления у работодателя материальной ответственности по указанному основанию.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими доказыванию по данному требованию, являются, в том числе установление факта обращения истца после увольнения к другим работодателям с целью трудоустройства и факта отказа в этом по причине отсутствия сведений о трудовой деятельности, неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. При этом обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возлагается на истца.
Между тем, доводы истца о невозможности трудоустроится до настоящего времени в связи с неправильной формулировкой причины увольнения предоставленной в органы Фонда в сведениях для индивидуального (персонифицированного) учета не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Истцом не представлено достаточной совокупности доказательств свидетельствующих о том, что названными истцом работодателями было отказано в заключении трудового договора по причине неправильной формулировки основания увольнения работника.
Так из ответа ГУ МВД России по г. Екатеринбургу от 28 февраля 2023 года (л.д. 121) следует, что для решения вопроса о возможности поступления на службу в органы внутренних дел истцу необходимо предоставить подтверждение подлинности документа об образовании и (или) квалификации, документы подтверждающие отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
Согласно сведениям ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области от 23 мая 2023 года Коряковцев Д.Ю. медицинскую комиссию (в том числе военно-врачебную) в ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области в связи с поступлением на службу в органы МВД не проходил.
Территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области на запрос суда в письме от 26 апреля 2023 года сообщил, что Коряковцевым Д.Ю. подано заявление на участие в конкурсе на замещение вакантной должности старшего государственного инспектора отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности. 09 ноября 2022 года состоялся второй этап конкурса на замещение вакантных должностей в виде тестирования и собеседования с конкурсной комиссией. По итогам заседания конкурсной комиссии Коряковцев Д.Ю. не признан победителем конкурса.
При этом ни в одном из ответов не указано такое основание для отказа в трудоустройстве как несоответствие основания увольнения указанного в трудовой книжке, основанию, указанному в предоставленных Фонду пенсионного и социального страхования сведениях о трудовой деятельности Коряковцева Д.Ю.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств невозможности трудоустройства истца по причине сообщения ответчиком в отделение Фонда неправильной информации об основании увольнения истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания среднего заработка в порядке ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации.
Более того, исходя из положений ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации указанное истцом основание (несоответствие основания увольнения указанного в трудовой книжке, основанию, указанному в предоставленных Фонду пенсионного и социального страхования сведениях о трудовой деятельности) не является препятствием для трудоустройства и заключения трудового договора.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца о взыскании с ответчика среднего заработка в связи с лишением возможности трудится за период с 19 января 2022 года по день вынесения решения суда не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку ненадлежащим выполнением обязательств, вытекающих из трудовых правоотношений, в частности несвоевременным предоставлением сведений о приеме истца на службу в органы принудительного исполнения и увольнении, предоставлением не соответствующих действительности сведений об основаниях увольнения истца, длительным не сообщением уточняющих сведений об основаниях увольнения истца в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, нарушены права истца как работника, в соответствии с положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд с учетом принципа разумности и справедливости, исходя из фактических обстоятельств дела, длительности допущенных ответчиком нарушений, объема причиненных работнику таким нарушением его прав моральных и нравственных страданий, полагает возможным требование Коряковцева Д.Ю. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично в размере 40000 рублей.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку сведения о приеме истца на службу в органы принудительного исполнения были представлены в отделение Фонда 01 марта 2023 года, то есть до предъявления истцом соответствующего требования (09 марта 2023 года) государственная пошлина за данное требование взысканию с ответчика не подлежит.
Учитывая, что требования истца о предоставлении сведений в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации относительно основания увольнения были удовлетворены ответчиком (01 марта 2023 года) в период рассмотрения дела, после подачи иска (28 декабря 2023 года) с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Кроме того, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей за требование о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (ИНН 6670073012) в пользу Коряковцева Д. Ю. (паспорт серии < данные изъяты > < № >) компенсацию морального вреда 40000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (ИНН 6670073012) государственную пошлину в доход местного бюджета 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья Е.А. Лащенова
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2023 года.
Судья Е.А. Лащенова