Решение по делу № 2-614/2019 от 19.12.2018

Решение

Именем Российской Федерации

14 февраля 2019 г

Видновский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи     Гоморевой Е.А.

при секретаре                                 Бугриной Д.П.

рассмотрев Гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения, выдаче удостоверения

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Ленинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в установлении статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи.

    В обоснование заявленных требований, истец в исковом заявлении указал, что в настоящее время он состоит в браке с ФИО4 Их семья является многодетной, поскольку у них трое несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

           Фактически истец с супругой и детьми проживают в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес> момента регистрации брака – с ДД.ММ.ГГГГ.

           В целях реализации права на социальное обеспечение и получение удостоверения многодетной семьи, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи.

         В выдаче удостоверения было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес> у супруги истца. Но она не может зарегистрироваться к нему в квартиру, поскольку в этом отказывает <адрес>, о чем им было выдано соответствующее письмо ДД.ММ.ГГГГ.

        Считает отказ Управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> незаконным, поскольку вся семья проживает на территории <адрес> с 2011 года, у них трое детей. Все дети зарегистрированы с ним.

    В судебном заседании истец исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес>, в судебном заседании иск не признал. Представил суду возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении требований истцу отказать поскольку супруга не зарегистрирована на территории <адрес>, поэтому они не могут признать семью многодетной.

    Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

    В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец является отцом троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец состоит в браке с ФИО4. Он зарегистрирован и проживает совместно с детьми в квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается справками с места жительства ( л.д. 20-22), паспортом истца ( л.д. 15)

           Супруга истца, ФИО4 зарегистрирована в Чувашской республике, <адрес>, д. Актай, <адрес>. В 2017 году обращалась в <адрес> с вопросом регистрации по месту фактического жительства, т.е. к супругу, но ей было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку после этого на каждого члена семьи будет приходиться по 3,75 кв.м. общей площади, что составит менее учетной нормы.

Она прикреплена на медицинское обслуживание по фактическому месту проживания в ГБУЗ МО ВРКБ врачебная амбулатория горки Ленинские с февраля 2013 года и наблюдается по настоящее время ( л.д. 13).

Уведомлением от 22.07.2018г. истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «удостоверение многодетной семьи» по причине несоответствия категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги с мотивировкой о том, что супруга истца не имеет места жительства на территории <адрес>.

Суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика является незаконным и необоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Частями 1,2 ст.38 Конституции РФ установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Частью 1 ст.27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьёй 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии со статьёй 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» также определено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации признал, что институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П установлено, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ проводить целенаправленную и адресную политику по усилению социальной поддержки многодетных семей.

В силу статьи 26.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан.. .имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

     В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

         В ст.<адрес> от 12.01.2006г. -ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» определено, что действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 6, 8, 9 и 20.9 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Пунктами 2, 3 Постановления <адрес> от 12.12.2017г. «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» предусмотрено, что удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>.

Таким образом, законодатель не ставит в качестве обязательного условия наличие у гражданина постоянной регистрации, а указывает лишь на место постоянного жительства, что не может противоречить понятию о месте жительства гражданина, которое определено статьёй 20 Гражданского кодекса РФ.

Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства и реализовывать свои гражданские права.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

По указанным основаниям, суд признает доводы ответчика несостоятельными, противоречащим нормам действующего законодательства и интересам несовершеннолетних детей, чьи права и законные интересы находятся под государственной защитой.

Анализируя совокупность собранных по делу доказательств, а также правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

РЕШИЛ:

Исковые требования – удовлетворить.

Признать отказ Министерства социального развития <адрес> в лице Ленинского управления социальной защиты населения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 – незаконным.

Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать ФИО5 удостоверение «многодетная семья» с учетом супруги - ФИО4, детей – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца    в Московский областной суд через Видновский городской суд.

                         Судья                                       Гоморева Е.А.

2-614/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Александр Юрьевич
Ответчики
Ленинское управление соцзащиты населения
Суд
Видновский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
vidnoe.mo.sudrf.ru
19.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2018Передача материалов судье
21.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2019Судебное заседание
14.02.2019Судебное заседание
25.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2020Дело оформлено
18.11.2020Дело передано в архив
14.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее