Решение по делу № 2-4497/2018 от 23.11.2018

Дело № 2-4497/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Татьяны Сергеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Петрова Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии. Требования мотивированы тем, что 28 сентября 2018 года истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) от 31 октября 2018 года № 237608/18 истице отказано в зачете в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов отвлечений от основной работы: курсы повышения квалификации: с 14.11.2000 г. по 27.11.2000 г., с 22.11.2010 г. по 22.12.2010 г., с 25.11.2015 г. по 25.12.2015 г., а также донорские дни 23.05.2016 г. по 23.05.2016 г., с 06.10.2016 г. по 07.10.2016 г., с 20.04.2017 г. по 21.04.2017 г., с 30.07.2017 г. по 01.08.2017 г. Истица указала, что с указанным решением ответчика она не согласна и просит включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также донорские дни в специальный стаж и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления 28 сентября 2018 года.

В ходе рассмотрения дела истица требования уточнила, просила включить в специальный стаж, связанный с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев: с 22.11.2010 г. по 22.12.2010 г., с 25.11.2015 г. по 25.12.2015 г.; в календарном исчислении – один год работы как один год: с 14.11.2000 г. по 27.11.2000 г., донорские дни в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев: с 23 мая 2016 года по 23 мая 2016 года, с 06 октября 2016 года по 07 октября 2016 года, с 20 апреля 2017 года по 21 апреля 2017 года, с 30 июля 2017 года по 01 августа 2017 года и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления 28 сентября 2018 года.

В судебном заседании истица Петрова Т.С. и ее представитель по устному ходатайству Скалев А.Е. требования с учетом уточнения поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. Представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором представитель Управления возражает против удовлетворения заявленных требований. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указала, что документов о занятости по профессии за периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец не представил. Считает, что во время прохождения на курсах повышения квалификации медицинские работники не заняты полный рабочий день в условиях, которые дают право на установление льготной пенсии, что является законодательно установленным обязательным условием для приобретения права на назначение льготной пенсии. Указала, что законодатель сохранил для ряда категорий лиц льготные условия приобретения права на страховую пенсию, и это право связывается с такой работой, при выполнении которой организм подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При нахождении на курсах повышения квалификации, такое неблагоприятное воздействие отсутствует, и поэтому они не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Полагает, что время прохождения работником профессионального обучения не является рабочим временем. Следовательно, находясь на курсах повышения квалификации, истец не занят медицинской деятельностью в месте своей постоянной работы. Кроме того, представитель ответчика указывает, что донорские дни также не подлежат включению в льготный стаж, поскольку законодателем установлен исчерпывающий перечень иных периодов, которые наряду с работой, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, включаются в стаж – период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

Выслушав истицу и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок начисления и выплаты, законодатель установил как общие условия назначений пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая и льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1, подпунктом «в» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» по выбору застрахованных лиц к периодам работы применяются:

- до 01.01.1992 Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Однако до 01.10.1993 г. при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом № 340-I действовал пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, который предусматривал возможность применения Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 и Положения № 1397. Пункт 3 постановления № 464 с 01.10.1993 г. признан утратившим силу;

- с 01.01.1992 г. по 01.11.1999 г. Списки профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464;

- с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066;

- с 01.01.2002 г. Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.

Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 вышеуказанных Правил предусмотрены случаи применения льготного порядка исчисления стажа периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, а именно: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п. «б»). К ним, в числе прочих, относятся и врачи анестезиологи – реаниматологи, в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях анестезиологии – реанимации.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Как следует из материалов дела, 28 сентября 2018 года Петрова Т.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением комиссии ответчика от <дата> истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа.

Как следует из решения ответчика, по представленным документам страховой стаж работы Петровой Т.С. составляет 21 год 7 месяцев 12 дней, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, составляет 29 лет 10 месяцев 14 дней.

Пенсионным органом в специальный стаж истицы не были включены периоды прохождения курсов повышения квалификации с 14.11.2000 г. по 27.11.2000 г.; с 22.11.2010 г. по 22.12.2010 г.; с 25.11.2015 г. по 25.12.2015 г., а также донорские дни 23.05.2016 г. по 23.05.2016 г., с 06.10.2016 г. по 07.10.2016 г., с 20.04.2017 г. по 21.04.2017 г., с 31.07.2017 г. по 01.08.2017 г.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Петрова Т.С. с 14 августа 1995 года работала в должности палатной медицинской сестры реанимационно-анестезиологического отделения в Дорожной клинической больнице ст. Ярославль Северной железной дороги, с 24 августа 2000 года в должности палатной медицинской сестры гастроэнтерологического отделения Дорожной клинической больницы ст. Ярославль Северной железной дороги, с 10 марта 2005 года в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры – анестезиста отделения анестезиологии - реанимации НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Ярославль ОАО «РЖД».

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года.

Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года, и приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года № 186 является обязательным, производится на основании приказов работодателя с сохранением за работником заработной платы. Повышение квалификации медицинских работников непосредственно связано с их профессиональной деятельностью, без ее своевременного прохождения медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это подтверждается и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года, согласно подпункту «д» пункта 5 которого повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинские работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.

Аналогичные нормы содержались и в ранее действующих Положениях о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499, от 21.05.2001 года № 402 и от 25.03.1996 года № 350, а также в Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 19.12.1994 года № 286, которое действовало в течение спорных периодов и из пункта 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдается государственным медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое осуществляет последипломную подготовку врачей по государственным образовательным программам; сертификат специалиста подлежит подтверждению каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Исходя из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку прохождение курсов повышения квалификации было инициировано работодателем, за время нахождения на курсах за истицей сохранялась заработная плата и рабочее место, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ, оснований для исключения этих периодов из специального стажа не имеется.

При таких обстоятельствах в специальный стаж Петровой Т.С. подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) с 22.11.2010 г. по 22.12.2010 г., с 25.11.2015 г. по 25.12.2015 г.; в календарном исчислении с 14.11.2000 г. по 27.11.2000 г.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

    В соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» № 125-ФЗ от 20 июля 2012 года, государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

Как следует из Письма Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07 декабря 1998 года, № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней», работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

При таких обстоятельствах, учитывая, что донорские дни имели место в период работы Петровой Т.С., исчисляемой в льготном порядке, и за ней в указанные дни сохранялась средняя заработная плата, указанные донорские дни подлежат включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) с 23.05.2016 г. по 23.05.2016 г., с 06.10.2016 г. по 07.10.2016 г., с 20.04.2017 г. по 21.04.2017 г., с 30.07.2017 г. по 01.08.2017 г.

С учетом включения спорных периодов в специальный стаж истица на момент обращения к ответчику приобрела право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Петрова Т.С. приобрела с момента обращения в ГУ -Управление Пенсионного фонда в Костромском районе Костромской области (межрайонное), то есть с 28 сентября 2018 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Петровой Татьяны Сергеевны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) включить Петровой Татьяне Сергеевне в специальный стаж, связанный с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении с 14 ноября 2000 года по 27 ноября 2000 года, в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) с 22 ноября 2010 года по 22 декабря 2010 года, с 25 ноября 2015 года по 25 декабря 2015 года, донорские дни в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) с 23 мая 2016 года по 23 мая 2016 года, с 06 октября 2016 года по 07 октября 2016 года, с 20 апреля 2017 года по 21 апреля 2017 года, с 30 июля 2017 года по 01 августа 2017 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) назначить Петровой Татьяне Сергеевне досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты подачи заявления, то есть с 28 сентября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья      В.В. Архипова

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2018 года.

Судья      В.В. Архипова

2-4497/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрова Татьяна Сергеевна
Ответчики
ГУ-УПФР в Костромском районе Костромской обл.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее