Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-53/2018
21.12.2018г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О.,
при участии представителя Идрисовой Р.Р. Подгорного А.П., представителя Олексюка Г.И. Усовой И.С., представителя Прокуратуры Республики Крым, прокуратуры г.Феодосия, прокурора г.Феодосии Бирюк Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Идрисовой Р.Р., Олексюка Г.И. к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Администрации г.Феодосии Республики Крым, прокуратуре Республики Крым, прокуратуре г.Феодосия, заинтересованные лица прокурор г.Феодосии, Научно-исследовательский институт «КрымНИИпроект» Учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского», Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании недействующим нормативно-правового акта, выслушав объяснения участников процесса, представители которых явились в судебные заседания,
У С Т А Н О В И Л
Феодосийским городским советом Республики Крым на 59 сессии 1 созыва 30 сентября 2016 года принято решение № 651 «О рассмотрении протеста прокурора г.Феодосии на п.2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов», согласно пункту 1 которого удовлетворен протест прокурора г.Феодосии от 06 сентября 2016 года № 07-02-2016 на пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов», отменен пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов» ( пункт 2), решение подлежало обнародованию на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым и опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым (пункт 5).
Идрисова Р.Р. обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, в котором просила признать незаконным и отменить решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 30 сентября 2016 года №651 «О рассмотрении протеста прокурора города Феодосии на п.2 решения 58 сессии 6 созыва Берегового сельского совета Автономной Республики Крым от 28.11.2013 №805 «Об утверждении детальных планов».
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 июня 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требованием.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 октября 2018 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 июня 2018 года отменено, дело направлено для рассмотрения в Верховный Суд Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым по делу № 2а-53/2018 от 07 ноября 2018 года административное исковое заявление Идрисовой Р.Р. к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Феодосии Республики Крым, прокуратуре города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица Научно-исследовательский институт «КрымНИИпроект» Учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского», Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным и отмене решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 30 сентября 2016 года №651 принято к производству.
Олексюк Г.И. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, в котором просил признать незаконным и отменить решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 30 сентября 2016 года №651 «О рассмотрении протеста прокурора города Феодосии на п.2 решения 58 сессии 6 созыва Берегового сельского совета Автономной Республики Крым от 28.11.2013 №805 «Об утверждении детальных планов».
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 августа 2018 года отказано в удовлетворении искового заявления Олексюка Г.И.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 августа 2018 года отменено, дело направлено для рассмотрения в Верховный Суд Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым по делу № 2а-66/2018 от 29 ноября 2018 года административное исковое заявление Олексюка Г.И. к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Прокурор города Феодосии Республики Крым, Научно-исследовательский институт «КрымНИИпроект» Учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского», Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным и отмене решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 30 сентября 2016 года №651 принято к производству.
В соответствии со статьями 136, 212 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Верховного Суда Республики Крым от 12 декабря 2018 года административное дело № 2а-66/2018 по административному иску Олексюка Г.И. к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Прокурор города Феодосии Республики Крым, Научно-исследовательский институт «КрымНИИпроект» Учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского», Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным и отмене решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 30 сентября 2016 года №651, а также административное дело № 2а-53/2018 по административному иску Идрисовой Р.Р. к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Феодосии Республики Крым, прокуратуре города Феодосии Республики Крым, прокуратуре Республики Крым, заинтересованные лица Научно-исследовательский институт «КрымНИИпроект» Учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского», Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании незаконным и отмене решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 30 сентября 2016 года №651 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением № 2а-53/2018.
В судебном заседании, которое состоялось 13 декабря 2018 года Идрисова Р.Р., ее представитель Подгорный А.П., представитель Олексюка Г.И. Усова И.С. настаивали на удовлетворении требований, указав, что у Феодосийского городского совета отсутствовали основания для удовлетворения протеста прокурора г.Феодосии от 06 сентября 2016 года № 07-02-2016, отмены пункта 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов», представители Феодосийского городского совета Республики Крым Администрации г.Феодосия Республики Крым Прокуратуры Республики Крым, прокуратуры г.Феодосия, прокурора г.Феодосии возражали против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании был объявлен перерыв, после перерыва в 21 декабря 2018 года представители Идрисовой Р.Р. Подгорный А.П., представитель ОлексюкаГ.И. Усова И.С. настаивали на удовлетворении заявленных требований, представитель Прокуратуры Республики Крым, прокуратуры г.Феодосия, прокурора г.Феодосии Бирюк Д.Ю. возражала против удовлетворения административных исковых заявлений, указав на обоснованность протеста прокурора г.Феодосии от 06 сентября 2016 года № 07-02-2016, наличия оснований для отмены пункта 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов».
Научно-исследовательский институт «КрымНИИпроект» Учреждения высшего образования «Крымского федерального университета им.В.И.Вернадского», Муниципальное казенное учреждение «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили о днях и времени их проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили.
В адрес Верховного Суда Республики Крым 13 декабря 2018 года от Муниципального казенного учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» поступили пояснения.
Принимая во внимание извещение всех участников процесса о днях и времени проведения судебных заседаний, отсутствие ходатайств о невозможности рассмотрения дела, руководствуясь статьёй 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым определил продолжить рассмотрение дела с участием явившихся представителей участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что Феодосийским городским советом Республики Крым ( далее Совет) на 59 сессии 1 созыва 30сентября 2016 года принято решение № 651 «О рассмотрении протеста прокурора г.Феодосии на п.2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов» ( далее Решение №651), согласно которому удовлетворен протест прокурора г.Феодосии от 06 сентября 2016 года № 07-02-2016 на пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов» ( пункт 1), отменен пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов» ( пункт 2), решение подлежало обнародованию на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым и опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым ( пункт 5).
Указанное выше решение было опубликовано 11 октября 2016 года в газете «Победа» № 111, размещено на портале Правительства Республики Крым (feo.rk.gov.ru).
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования по форме и виду, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта.
Идрисова Р.Р., обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административными исковыми заявлениями о признании незаконным и отмене решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 30 сентября 2016 года №651, указала, что прокуратурой г.Феодосии в Феодосийский городской суд Республики Крым было подано исковое заявление о признании недействительным пункт 19 решения Береговского сельского совета №882 от 28 февраля 2014 года, которым утвержден разработанный ею проект землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о признании отсутствующим у нее права собственности на этот земельный участок, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации за ней права собственности на указанный выше земельный участок, понуждении её привести в первоначальное состояние этот земельный участок и возвратить его Администрации г.Феодосия. При этом Идрисовой Р.Р. представлены доказательства того, что Береговским сельским советом 28 февраля 2014 года принято решение №882, пунктом 19 которого утвержден разработанный ею проект землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что стало возможным после утверждения Детального плана территории селитебно - рекреационного образования «Береговое» в с.Береговое, г. Феодосия решением № 805 от 28ноября 2013 года.
Олексюк Г.И., обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административными исковыми заявлениями о признании незаконным и отмене решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 30 сентября 2016 года №651, указал, что прокуратурой г.Феодосии в Феодосийский городской суд Республики Крым было подано исковое заявление о признании недействительным пункта 3 решения Береговского сельского совета №861 от 30 января 2014 года, которым утвержден разработанный Мардан А.С. проект землеустройства по отводу земельного участка и передан бесплатно ему в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признании недействительным Свидетельства о праве собственности на указанный земельный участок от 25 февраля 2014 года, об истребовании у Олексюк Г.И. этого земельного участка с возвратом его в собственность муниципального образования городской округ г.Феодосия, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации за ним права собственности на указанный выше земельный участок, понуждении его возвратить этот земельный участок Администрации г.Феодосия. При этом Олексюк Г.И. представлены доказательства того, что им приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на который МарданА.С. было установлено решением Береговского сельского совета №861 от 30 января 2014 года вследствие утверждения этим органом местного самоуправления 28 ноября 2013 года на 58 сессии VI созыва решением № 805 Детального плана территории селитебно - рекреационного образования «Береговое».
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт затрагиванием интересов истцов в принятием Советом Решения №651.
Согласно пункту 19 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
На 5 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва 17 ноября 2014 года принято решение № 65, которым утвержден Устав муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее Устав), зарегистрированный в Главном управлении Минюста России по Республике Крым и Севастополю 26 ноября 2014 г. N RU933100002014001.
В статье 27 Устава ( в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №651) определена компетенция Городского совета.
Согласно части 1 статьи 42 Устава (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №651)по вопросам местного значения население городского округа Феодосия непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа Феодосия принимают муниципальные правовые акты, в систему которых входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты Феодосийского городского совета Республики Крым. Решения Городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Феодосия, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского совета, если иное не установлено Федеральным законом Российской Федерации N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Муниципальные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории городского округа Феодосия (часть 3 статьи 42 Устава).
Согласно статье 44 Устава (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №651) Феодосийский городской совет Республики Крым по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера, которые принимаются на заседании Феодосийского городского совета Республики Крым открытым, в том числе поименным, или <данные изъяты> голосованием (часть1), проекты которых могут вноситься депутатами городского совета, Председателем городского совета, иными выборными органами местного самоуправления городского округа Феодосия, Главой администрации, постоянными комиссиями, прокурором города Феодосии, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан (часть2).
Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов оговорен в статье 45 Устава (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №651), согласно части 4 которой муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа Феодосия, издавшего муниципальный правовой акт, а официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления городского округа Феодосия (части 8, 9 статьи 45 Устава).
Решением 16 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым №271 от 16 марта 2015 года утвержден Регламент Феодосийского городского совета ( далее Регламент), согласно статье 77 которого проекты правых актов проходят обязательное обсуждение в профильной или иной постоянной комиссии, заключение которой по проекту правового акта принимается путем открытого голосования большинством голосов из числа присутствующих на заседании её членов. Согласно статьям 77,78,79 Регламента Городской совет в пределах своей компетенции принимает правовые акты в форме решений большинством голосов от общего состава, если иное не установлено Федеральным законом Российской Федерации N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В материалы дела представлены доказательства того, что Советом Решение №651 было принято в соответствии с процедурой, установленной Регламентом и Уставом, после обсуждения 29 сентября 2016 года на совместном заседании постоянной комиссии Совета по результатам изучения представленных Прокуратурой г. Феодосии материалов на комиссии по работе с протестами прокурора г. Феодосии, созданной согласно Постановлению председателя Феодосийского городского совета № 22 от 05 августа 2016 года, на 57 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета большинством голосов от установленной численности его депутатов, подписано председателем Феодосийского городского совета. Указанное выше решение было опубликовано 11 октября 2016 года в газете «Победа» № 111, размещено на портале Правительства Республики Крым (feo.rk.gov.ru)
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается соблюдение Советом требований законодательства к форме нормативного правового акта - Решения №651, порядку принятия и введения его в действие.
Истцы в своих административных исковых заявлениях указывают на то, что Решения №651, которым удовлетворен протест прокурора г. Феодосии от 06сентября 2016 года № 07-02-2016 на пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва Береговского сельского совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2013 года № 805 «Об утверждении детальных планов», отменен пункт 2 этого решения Береговского сельского совета Автономной Республики Крым, принято при ошибочной оценке действий Береговского сельского совета Автономной Республики Крым, вследствие чего оно противоречит Закону №131-ФЗ.
Изучив обоснование административных исковых заявлений, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения истцов ошибочными в силу следующих обстоятельств.
Часть 1 статьи 1 Закона № 131-ФЗ определяет, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Закона №131-ФЗ).
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона №131-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В статье 14 Закона №131-ФЗ оговорены вопросы местного значения городского поселения, к которым относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 48 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Закона №131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, которое основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что часть 1 статьи 48 Закона №131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 19 декабря 2017года № 3094-О)
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением 11 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета №185 от 30 декабря 2014 года «О вопросах правопреемства» было установлено, что отмена или изменение правовых актов Феодосийского городского, Коктебельского, Орджоникидзевского, Приморского, Щебетовского поселковых, а также Береговского, Насыпновского сельских советов с учетом норм законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым осуществляется Феодосийским городским советом Республики Крым.
При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше положений части 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ, именно Совет в порядке самоконтроля может отменить принятый Береговским сельских советов до 21 марта 2014 года муниципальный правовой акт в случае выявления его несоответствия закону, действовавшему в момент его принятия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 28 ноября 2013 года Береговским сельским советом на 58 сессии VI созыва принято решение № 805, согласно пункт 2 которого был утвержден Детальный план территории селитебно-рекреационного образования «Береговое» в с. Береговое г.Феодосия».
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Согласно части 1 статьи 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу изложенного, проверяя законность принятия Береговским сельским советом 28 ноября 2013 года решения №805, необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего до 21 марта 2014 года на территории Республики Крым.
К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, предусмотренных статьёй 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР ( далее Закон № 280/97-ВР) относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений.
Правовые и организационные основы градостроительной деятельности установлены Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности от 17 февраля 2011 года № 3038-VI (далее Закон № 3038-VI ), который направлен на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов.
В пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 3038-VI установлено, что детальный план территории является градостроительной документацией, которая определяет планировочную организацию и развитие территории.
Согласно ст.19 Закона № 3038-VI детальный план разрабатывается с целью определения планировочной организации и функционального назначения, пространственной композиции и параметров застройки и ландшафтной организации квартала, микрорайона, другой части территории населенного пункта, предназначенных для комплексной застройки или реконструкции. Детальный план территории в пределах населенного пункта рассматривается и утверждается исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета в течение 30 дней со дня его представления, а при отсутствии утвержденного в установленном данным Законом порядке плана зонирования территории - соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Статья 21 Закона № 3038-VI устанавливает, что общественным слушаниям подлежат разработанные в установленном порядке проекты градостроительной документации на местном уровне, в том числе, детальные планы территорий (часть 1).
Согласно части 2 статьи 21 Закона № 3038-VI запрещается утверждение на местном уровне градостроительной документации, отмеченной в части первой настоящей статьи, без проведения общественных слушаний относительно проектов такой документации.
Часть 4 статьи 21 Закона № 3038-VI устанавливает, что обнародование проектов генеральных планов, планов зонирования территорий, детальных планов территорий осуществляется не позднее месячного срока со дня их поступления в соответствующий орган местного самоуправления.
Порядок проведения общественных слушаний определяет Кабинет Министров Украины (часть 11 статьи 21 Закона № 3038-VI).
Постановлением Кабинета Министров Украины № 555 от 25 мая 2011 года утвержден Порядок проведение общественных слушаний по учету общественных интересов во время разработки проектов градостроительной документации на местном уровне (далее Порядок №555), который определяет механизм проведения общественных слушаний для учета общественных интересов во время разработки генеральных планов населенных пунктов, планов зонирования и детальных планов территорий (далее градостроительная документация).
Проведение общественных слушаний осуществляется во время разработки соответствующих проектов градостроительной документации (пункт 2 Порядка №555).
Согласно пункту 3 Порядка № 555 сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в соответствии с частью третьей статьи 21 Закона №3038-VI обеспечивают, в том числе, обнародование разработанных проектов градостроительной документации и доступ общественности к этой информации; регистрацию, рассмотрение и обобщение предложений общественности к проектам градостроительной документации, согласование спорных вопросов между общественностью и заказчиками проектов градостроительной документации через согласительную комиссию (в случае ее образования).
Пункт 4 Порядка №555 устанавливает, что обнародование разработанных в установленном законодательством порядке проектов градостроительной документации осуществляется не позднее месячного срока со дня их представления разработчиком исполнительному органу сельского, поселкового, городского совета путем размещения материалов (планшетов, макетов) в определенном органом местного самоуправления месте и информирование граждан путем распространения брошюр и сообщений, в средствам массовой информации, которые распространяются на соответствующей территории, а также размещения информации на официальном веб-сайте соответствующего органа местного самоуправления.
Утверждение проектов градостроительной документации без проведения процедуры рассмотрения предложений общественности запрещается, а материалы относительно рассмотрения таких предложений являются неотъемлемой составной частью этой документации (п.17 Порядка № 555).
Материалы дела подтверждают, что между Исполнительным комитетом Береговского сельского совета и Государственным предприятием «Головной территориальный научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект» 22 октября 2013 года был заключен договор №100 на выполнение проектных работ, предметом которого являлось изготовление детального плана территории селитебно-рекреационного образования «Береговое в с. Береговое г.Феодосии» (далее Детальный план). В пункте 4.1 указанного договора были оговорены обязанности Государственного предприятия «Головной территориальный научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект», на которое не возлагалась обязанность представить проект Детального плана на обсуждение общественности.
Отсутствует указание на необходимость предоставления проекта Детального плана на обсуждение общественности и в календарном плане работ, подписанном сторонами в качестве приложения к договору №100 от 22 октября 2013 года.
Не было указано о необходимости предоставления проекта Детального плана на обсуждение общественности в задании на его разработку, утвержденном Береговым сельским головой и согласованном с Государственным предприятием «Головной территориальный научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект».
Верховным Судом Республики Крым было установлено, что Исполнительным комитетом Береговского сельского совета в газете «Победа» №120 за 29 октября 2013 года размещено уведомление о начале процедуры рассмотрения и учета предложений общественности по проекту градостроительной документации «Детальный план территории селитебно-рекреационного образования «Береговое в с. Береговое г.Феодосии». В этом сообщении было указано, что информация о составе и содержании, а также графические материалы «Детального плана территории селитебно-рекреационного образования «Береговое в с. Береговое г.Феодосии» размещены на официальном сайте Исполнительного комитета Береговского сельского совета www.bersovet.gov.ua. Срок подачи предложений – 10 дней со дня, следующего после опубликования настоящего уведомления. Срок завершения рассмотрения предложений – 30 дней со дня, следующего после опубликования настоящего уведомления.
В материалах дела имеется составленный 25 ноября 2013 года Акт приема-передачи проектной научно – технической продукции по договору №100 от 22 октября 2013года, согласно которому Государственным предприятием «Головной территориальный научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект» передана, а головой Берегового сельского совета принята проектная научно – техническая документация «Детального плана территории селитебно-рекреационного образования «Береговое в с. Береговое г.Феодосии», которая соответствует условиям договора и надлежащим образом оформлена.
Изучив указанные материалы, Верховный Суд Республики Крым пришёл к выводу, что только после 25 ноября 2013 года у Береговского сельского совета имелась возможность проведения в соответствии с Законом № 3038-VI с соблюдением процедуры, установленной Порядком № 555, обнародования разработанного Государственным предприятием «Головной территориальный научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект» во исполнение условий договора № 100 от 22 октября 2013 года проекта Детального плана для обеспечения доступа населения этого муниципального образования к этой информации с целью регистрации, рассмотрения и обобщения предложений общественности к этому проекту для согласования в случае возникновения спорных вопросов.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что во исполнение требований статьи 21 Закона № 3038-VI после 25 ноября 2013 года согласно Порядку №555 графические материалы разработанного проекта Детального плана были обнародованы путем его размещения на официальном сайте Исполнительного комитета Береговского сельского совета(www.bersovet.gov.ua), общественности была предоставлена возможность ознакомиться с этими материалами для формирования своих предложений по проекту указанной градостроительной документации.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым находит обоснованными изложенные в протесте прокурора г.Феодосии от 06 сентября 2016 года № 07-02-2016 утверждения о том, что Береговской сельский совет Автономной Республики Крым 28 ноября 2013 года принял пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва № 805 «Об утверждении детальных планов» в нарушение положений законодательства, действовавшего на территории Республики Крым на момент его принятия.
В силу изложенного, принимая во внимание подтверждения материалами дела соблюдение Советом порядка принятия оспариваемого Решения №651, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании недействующим решения 59 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 30 сентября 2016 года №651 «О рассмотрении протеста прокурора города Феодосии на пункт 2 решения 58 сессии 6 созыва Берегового сельского совета Автономной Республики Крым от 28.11.2013 №805 «Об утверждении детальных планов».
Руководствуясь статьями 175-180, 214, 215, 295, 296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 24.12.2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>