№ 2-36/2024 (2-553/2023)
УИД 44RS0014-01-2023-000711-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года
Островский районный суд (пос. Судиславль) Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В., при секретаре Ячменевой Ю.С.,
с участием помощника прокурора Судиславского района Шепелева С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Судиславского района к МУП ЖКХ «РКС» и администрации Судиславского муниципального района о создании зоны санитарной охраны здания (насосной № 2), расположенной в п. Дружба Судиславского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района Костромской области обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно- коммунального хозяйства «Районные коммунальные системы» (далее МУП ЖКХ «РКС») и администрации Судиславского муниципального района Костромской области о возложении обязанности создать зону санитарной охраны здания (насосной № 2), расположенной в 100 м на северо-восток от п. Дружба Судиславского района Костромской области. Обеспечить наличие знаков безопасности для привлечения внимания людей, находящихся на объекте, к опасности, опасной ситуации в срок до 31.12.2023. Обязать администрацию Судиславского муниципального района профинансировать расходы МУП ЖКХ «РКС» на создание санитарной охраны здания (насосной №2), расположенной в 100 метрах на северо-восток от п. Дружба Судиславского района Костромской области и знаки безопасности в срок до 31.12.2023.
Из исковых требований прокурора следует, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП ЖКХ «РКС». Согласно договора аренды недвижимого имущества с правом выкупа от 19.11.2019, заключенным между ООО «Интеграл» и МУП ЖКХ «РКС» здание насосная № 2, расположенная в 100 метрах на северо-восток от п. Дружба Судиславского района Костромской области передано во временное владении и пользование МУП ЖКХ «РКС», которое обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание. Актом приема передачи от 19.11.2019 подтверждается факт приема во временное владение и пользование здание (насосная №2).
Согласно выписке из ЕГРН, правообладателем указанного спорного объекта с 2021 года является муниципальное образование Судиславский муниципальный район Костромской области. МУП ЖКХ «СТС» на основании распоряжения № 691-р, от 23.11.2023 «О предоставлении права хозяйственного ведения на объекты недвижимости», предоставлено имущество, согласно приложению к данному распоряжению по акту приема передачи.
Из приложения к распоряжению следует, что наряду с прочим имуществом, передано и здание (насосная № 2), расположенное: Костромская обл., Судиславский район, в 100 м на северо-восток от п.Дружба, (л.д.36).
B соответствии c ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд c заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Прокурор просит суд обязать МУП ЖКХ «РКС» создать зону санитарной охраны здания (насосной № 2), расположенной в 100 м на северо-восток от п. Дружба Судиславского района Костромской области и обеспечить наличие знаков безопасности для привлечения внимания людей, находящихся на объекте, к опасности, опасной ситуации в срок до 31.12.2023, а также обязать администрацию Судиславского муниципального района профинансировать расходы МУП ЖКХ «РКС» на создание санитарной охраны здания (насосной №2), расположенной в 100 м на северо-восток от п. Дружба Судиславского района Костромской области и знаки безопасности в срок до 31.12.2023.
Определением суда от 21.11.2023 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Интеграл».
Определением суда от 25.12.2023 заменен ненадлежащий ответчик МУП ЖКХ «Районные коммунальные системы (РКС)», надлежащим МУП ЖКХ «Судиславские тепловые сети (СТС)».
Исковые требования прокурором уточнены 13.02.2024, прокурор просит суд обязать МУП ЖКХ «СТС» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны здания (насосная № 2) расположенного в 100 м на северо-восток от п. Дружба Судиславского района в срок до 23.12.2024, обеспечить наличие знаков безопасности для привлечения внимания людей, находящихся на объекте, к опасности, опасной ситуации срок до 22.04.2024.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Судиславского района Костромской области, заявленные требования уточнил, в связи с тем, что МУП ЖКХ «Судиславские тепловые сети» (далее МУП ЖКХ «СТС») передано имущество МУП ЖКХ «РКС», которое в настоящее время находится в стадии банкротства, и МУП ЖКХ «СТС» признано ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, что перед созданием ЗСО, необходимо разработать и утвердить проект ЗСО здания насосной № 2, а также обеспечить наличие знаков безопасности для привлечения внимания людей, находящихся на объекте, к опасности и опасной ситуации, просит суд обязать МУП ЖКХ «СТС» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны здания (насосная № 2) расположенного в 100 м на северо-восток от п. Дружба Судиславского района в срок до 01.05.2025 и обеспечить наличие знаков безопасности для привлечения внимания людей, находящихся на объекте, к опасности, опасной ситуации срок до 22.04.2024. От исковых требований к администрации Судиславского муниципального района, отказывается.
Представитель ответчика – директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Судиславские тепловые сети» Шалагина Т.А., в судебном заседании уточненные требования прокурора признала в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Судиславского муниципального района Костромской области по доверенности Вагин Н.В., в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, из представленного отзыва на исковое заявление следует, что, по мнению ответчика, администрация Судиславского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу, в силу положений законодательства о самостоятельной имущественной ответственности коммерческого предприятия, к числу которых относятся, в том числе муниципальные унитарные предприятия, в силу пункта 6 статьи 113 ГК РФ, отвечающие по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, при этом собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. МУП ЖКХ «РКС» и МУП ЖКХ «СТС» не являются казенными предприятиями. В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. В материалах дела отсутствуют доказательства обстоятельств, которые явились бы основанием для применения п.2 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ в отношении администрации, в связи с чем, администрация привлечена по делу в качестве ответчика необоснованно. В удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - ООО «Интеграл» по доверенности ФИО5, в судебном заседании исковые требования оставил на усмотрение суда, пояснил, что ООО «Интеграл» передало безвозмездно в собственность администрации Судиславского муниципального района здание насосной в п. Дружба, о чем был заключен договор пожертвования недвижимого имущества от 18.05.2020, документы о ЗСО по скважине отсутствовали.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает уточненные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу п.1.6. данных правил - организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В силу п. 1.9. данных правил - принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
Как следует из представленных суду доказательств, на основании договора аренды недвижимого имущества с правом выкупа от 19.11.2019, ООО фирма «Интеграл» и МУП РКС, заключили договор об аренде Здания (насосная № 2), назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 4 кв. м, инв. № 2051, лит.А, по адресу: п. Дружба, Судиславского района Костромской области,(л.д.9-10).
18.05.2020 ООО фирма «Интеграл» и администрация Судиславского муниципального района заключили договор пожертвования недвижимого имущества – в том числе и здание насосной № 2, назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 4 кв. м, инв. № 2051, лит.А, по адресу: п. Дружба, Судиславского района Костромской области.
На основании выписки из ЕГРН от 05.11.2021, здание (насосная № 2), назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 4 кв. м, инв. № 2051, лит.А, по адресу: п.Дружба, Судиславского района Костромской области, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Судиславского района Костромской области, основание –Договор пожертвования недвижимого имущества, выдан 18.05.2020, (л.д.12).
Согласно распоряжения № 691-р от 23.11.2023 «О предоставлении права хозяйственного ведения на объекты недвижимости» МУП ЖКХ «Судиславские тепловые сети» предоставлено на праве хозяйственного ведения, муниципальное имущество, согласно приложению к распоряжению, в том числе и здание (насосная № 2), расположенное по адресу: Костромская обл., Судиславский р-н, в 100 м на северо-восток от п. Дружба, (л.д.36).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект водоснабжения - здание насосной № 2 эксплуатируется МУП ЖКХ «СТС», которое является муниципальным унитарным предприятием, и, в силу пункта 6 ст.113 ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правилами (СанПиН 2.1.4.1110-02), на ответчика МУП ЖКХ «СТС», как на юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Кроме того, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание ответчиком иска, если такое признание не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Принимая во внимание, что представитель ответчика иск признала, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В связи с вышеизложенным, учитывая то, что основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, уточненные требования прокурора Судиславского района Костромской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области - удовлетворить.
Обязать МУП ЖКХ «Судиславские тепловые сети» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны здания (насосная № 2), расположенного в 100 м на северо-восток от п. Дружба Судиславского района Костромской области в срок до 01.05.2025, обеспечить наличие знаков безопасности для привлечения внимания людей, находящихся на объекте, к опасности, опасной ситуации в срок до 22.04.2024.
Взыскать с МУП ЖКХ «Судиславские тепловые сети», ИНН 4400016919, ОГРН 1234400005102,КПП 440001001, в доход бюджета Судиславского муниципального района Костромской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий А.В. Гуров
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2024.