Решение по делу № 2-3701/2017 от 28.07.2017

Гражданское дело № 2-3701/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2017 года             город Киров

Первомайский районный суд города Кирова в составе:

председательствующего судьи     Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре     Нагорной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеина А.А. к УМВД России по Кировской области о возобновлении выплаты пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кривошеин А.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Кировской области о возобновлении выплаты пенсии.

Свои требования обосновывал тем, что с {Дата} по {Дата} проходил службу в Управлении ФСКН России по Кировской области на должностях оперативного состава. Уволен с должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности управления по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии. На день увольнения общая выслуга для назначения пенсии составляла 20 лет 00 месяцев 19 дней.

С {Дата} по {Дата} проходил срочную военную службу по призыву в вооруженных силах РФ, в том числе с {Дата} по {Дата} в должности старшего разведчика в составе войсковой части (Данные деперсонифицированы) Министерства обороны РФ, участвовал в боевых действиях на территории Чеченской республики, принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта. При назначении пенсии указанный период Управлением ФСКН исчислен в льготном исчислении.

Решением начальника ЦФО УМВД России по Кировской области от {Дата} ему прекращена выплата пенсии с {Дата} в связи с отсутствием выслуги лет, требуемой для назначения пенсии.

Полагает, что прекращение выплаты пенсии незаконно, поскольку никакой ошибки при ее назначении допущено не было, его вины в этом нет, пенсия является основным источником дохода его семьи. Восстановиться на службе в настоящее время не имеет возможности по состоянию здоровья и иным ограничениям, установленным законом.

С учетом уточнения исковых требований от {Дата} просит обязать возобновить ему выплату пенсии с момента прекращения ее выплаты, то есть с {Дата}.

В судебном заседании истец Кривошеин А.А. на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении доводам.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Кировской области Клевцов О.М. исковые требования не признал, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39).

В соответствии с положениями статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 20 лет и более.

Судом установлено, что Кривошеин А.А. с {Дата} по {Дата} проходил службу в Управлении ФСКН России по Кировской области на должностях оперативного состава.

{Дата} уволен с должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности управления по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, что подтверждается приказом Управления ФСКН России по Кировской области от {Дата} {Номер}.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля до издания Указа Президента РФ от {Дата} {Номер} осуществлялось пенсионным органами Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков, которые на основании представленных им документов необходимых для назначения пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, оценивали фактические обстоятельства, обуславливающие возникновение у гражданина права на пенсионное обеспечение, соответствие представленных документов установленным законом требованиям, а также вправе были проверить обоснованность их выдачи и достоверность содержащихся в них сведений.

Кривошеину А.А. пенсия за выслугу лет назначена с {Дата}.

Заключение о назначении пенсии от {Дата} принято уполномоченным органом.

Согласно материалам о назначении истцу пенсии, представленному расчету выслуги лет на пенсию, выполненного специалистами Управления ФСКН России по Кировской, на день увольнения общая выслуга для назначения пенсии составила 20 лет 00 месяцев 19 дней с учетом льготного исчисления.

Из материалов дела следует, что Кривошеин А.А. с {Дата} по {Дата} проходил срочную военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, в том числе с {Дата} по {Дата} принимал участие в боевых действиях при выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

При подсчете выслуги лет, нахождение истца в служебной командировке в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики с 01.12.1994 года по 20.04.1995 года (в период похождения истцом срочной военной службы) исчислен в льготном исчислении (1 месяц за 3 месяца) в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 09.12.1994 года № 1360 (п. 10) и 11.12.1995 года № 1210, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2001 года № 139-9 «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона», согласно которому время участия военнослужащих воинских частей в составе специальных сил и Объединенной группировки войск в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца.

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а также ее штатная численность.

При этом Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

По линии МВД России истцу назначена и продлена выплата пенсии с {Дата}.

При проверке в 2016 году пенсионного дела ЦФО УМВД России по Кировской области установлено, что для назначения пенсии за выслугу лет период прохождения истцом срочной службы на территории Республики Северная Осетия и Ингушской республики с {Дата} по {Дата} неправомерно взят в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца).

Полагая, что при льготном исчислении выслуги лет допущена ошибка, (фактически выслуга лет составила 19 лет 03 месяца 04 дня, то есть менее 20 лет) пенсионный орган УМВД принял решение о прекращении выплаты Кривошеину А.А. пенсии с {Дата}.

В качестве обоснования данного решения ответчик ссылается на пункт 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", согласно которому военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Проверяя и оценивая основания прекращения выплаты Кривошеину А.А. пенсии, суд учитывает следующее.

Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы установленной законом продолжительности и, учитывая особую значимость военной службы и службы в органах внутренних дел, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.

Эти правила определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которыми закреплено право сотрудников органов внутренних дел на пенсию за выслугу лет, назначаемую, по общему правилу, независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 основным условием приобретения сотрудником органов внутренних дел права на пенсию за выслугу лет является наличие у него на день увольнения выслуги 20 лет и более (пункт "а").

Как отмечал Конституционный Суд РФ, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от 19 мая 2009 года N 541-О-О и др.).

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в силу статей 22 и 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на основании представленных им документов, необходимых для назначения пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, оценивают фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение у гражданина права на пенсионное обеспечение, соответствие представленных документов установленным законом требованиям, а также вправе проверить обоснованность их выдачи и достоверность содержащихся в них сведений.

В целях назначения сотруднику органов внутренних дел пенсии за выслугу лет стаж его службы (выслуга лет) исчисляется уполномоченными государством органами (кадровыми подразделениями и пенсионными органами по последнему месту службы).

Таким образом, именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет.

Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел по такому основанию, как выслуга срока службы, дающего право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные частью первой статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1.

Суд обращает внимание, что решение Управления ФСКН России по Кировской области от {Дата} об увольнении Кривошеина А.А. именно по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, до настоящего времени никем не оспорено и не отменен.

Соответственно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по выслуге лет на основании решений уполномоченных органов порождает у гражданина определенные законные ожидания относительно своевременного назначения пенсии за выслугу лет.

В результате принятия пенсионным органом решения о назначении этому гражданину пенсии за выслугу лет он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспечение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии на весь срок установления, т.е. применительно к пенсии за выслугу лет - пожизненно.

Федеральным законом от 03.04.2017 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 62 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, которая дополнена пунктами 3-4, предусматривающими, что в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, обнаруженной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Вместе с тем, как указывает Конституционный Суд РФ в своем Определении от 14.01.2016 года № 1-П, соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения.

Принимая решение о прекращении выплаты пенсии Кривошеину А.А., пенсионный орган УМВД России по Кировской области ссылается на допущенную пенсионным органом УФСКН России по Кировской области ошибку при подсчете выслуги лет истца, а именно: на необоснованное льготное исчисление периода нахождение истца в служебной командировке в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики с {Дата} по {Дата}, поскольку данный период подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении (поскольку имел место в период похождения истцом срочной военной службы по призыву).

Вместе с тем, по мнению суда само по себе исчисление уполномоченным пенсионным органом спорного периода службы истца в льготном исчислении, нельзя безусловно отнести к ошибке в том смысле, который этому придает законодатель (техническая, арифметическая и т.п.).

Льготное исчисление данного периода пенсионным органом УФСКН обусловлено осознанным принятием такого решения, исходя из толкования положений закона (действовавших на момент назначения пенсии в той же редакции, что и на момент проверки законности решения), с учетом разъяснений, данных на тот период, в том числе, вышестоящими органами, кадровыми, пенсионными отделами.

Кроме того, суд также учитывает отсутствие какой-либо вины Кривошеина А.А. в ошибочном исчислении стажа; продолжительный период получения последним пенсии (с 2010 года), что давало ему основания уверенно планировать дальнейшую жизнь, и одновременно - незначительный по продолжительности период (менее 9 месяцев), которого оказалось недостаточно для возникновения у него предусмотренного законом права на пенсию за выслугу лет, притом что на момент принятия решения об увольнении он не был лишен возможности продолжить службу в органах внутренних дел (увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, возможно лишь по инициативе самого лица либо с его согласия).

Необходимо учесть и то обстоятельство, что по своему характеру стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы.

Именно в результате решения уполномоченного органа о наличии необходимой выслуги лет для назначения пенсии, истцом в 2010 году было принято решение о прекращении службы в органах внутренних дел.

Суд учитывает невозможность истца по объективным причинам вернуться на службу в органы внутренних дел в целях приобретения стажа службы необходимой для ее назначения продолжительности в связи с установленными ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиями и ограничениям к лицам, поступающим на службу (состояние здоровья, привлечение к административной ответственности, возрастные ограничения).

Размер пенсии Кривошеина А.А. в настоящее время составляет (Данные деперсонифицированы).

Истец имеет на иждивении несовершеннолетних детей: (Данные деперсонифицированы).

Действительно истец имеет иной доход, получаемой от трудовой деятельности в (Данные деперсонифицированы), в размере (Данные деперсонифицированы), что подтверждается трудовой книжкой и справкой о доходах.

Вместе с тем, пенсия Кривошеина А.А. за выслугу лет в два раза превышает размер заработной платы, является основным источником дохода истца и его семьи.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Соответственно, поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения должно осуществляться в соответствии с принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которое гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (Постановление от Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П).

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в силу требований вышеприведенных правовых норм, оценивая в совокупности все обстоятельства дела и оценивая особенности ситуации, в которой отказался истец в результате действий органов, осуществляющих расчет выслуги лет и назначении пенсии, суд приходит к выводу, что прекращение выплаты истцу пенсии и, тем самым, лишение его и его семьи основного источника дохода, не обеспечивает в достаточной мере баланс частных и публичных интересов.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать ЦФО УМВД России по Кировской области возобновить выплату Кривошеину А.А. пенсии за выслугу лет с {Дата}.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ {░░░░}.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.09.2017 ░░░░.

2-3701/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Кривошеин А.А.
Ответчики
УМВД России по Кировской области
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
pervomaysky.kir.sudrf.ru
28.07.2017Передача материалов судье
28.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2017Судебное заседание
29.08.2017Судебное заседание
04.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2017Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее