Советский районный суд г.Махачкалы
Судья Атаев Э.М.
Дело № 2-189/2021
УИД- 05RS0038-01-2020-016941-66
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2021 года по делу № 33-5890/2021, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Загирова Н.В.,
судей Османова Т.С. и Хавчаева Х.А.,
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании и индексации ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодных компенсаций за вред здоровью,
по апелляционной жалобе исполняющего обязанности директора ГКУ «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» ФИО11 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО24, выслушав объяснения представителя ГКУ «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» по доверенности ФИО12, просившей решение суда отменить, объяснения истцов ФИО3, ФИО4, ФИО1, их представителя адвоката ФИО13, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО5 М.Д., ФИО4, ФИО1 обратились в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (ныне – ГКУ «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала Министерства труда и социального развития) о взыскании и индексации ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодных компенсаций за вред здоровью, в обоснование исковых требований, ссылаясь на следующее.
Истец ФИО4 в период с <дата> по <дата> проходил срочную военную службу в Казахской ССР в <адрес>, куда был прикомандирован в/часть 28380 в подразделении особого риска по ликвидации аварии, принимал участие во многих испытаниях ядерного оружия, в погрузке, перевозке и разгрузке контейнеров с радиационным грузом на железнодорожную станцию и обратно, вследствие чего, был включен в список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, подвергнут радиационному облучению, где получил облучение 6,5 рентген и стал инвали<адрес>-ой группы.
Истец ФИО5 М.Д. в период с <дата> по <дата> проходил срочную военную службу в Казахской ССР в <адрес>, в/часть 28380 в подразделении особого риска для ликвидации аварии, принимал участие во многих испытаниях ядерного оружия, в погрузке, перевозке и разгрузке контейнеров с радиационным грузом на железнодорожную станцию и обратно, вследствие чего был включен в список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, подвергнут радиационному облучению, где получил облучение 6,5 рентген и стал инвали<адрес>-ой группы.
Истец ФИО1 в период 1985 года в течение 13 дней проходил срочную военную службу в Казахской ССР в <адрес>, куда был прикомандирован в/часть 28380 в подразделении особого риска для ликвидации аварии, принимал участие во многих испытаниях ядерного оружия, в погрузке, перевозке и разгрузке контейнеров с радиационным грузом на железнодорожную станцию и обратно, вследствие чего был включен в список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, подвергнут радиационному облучению, где получил облучение 0,01 рентген и стал инвали<адрес>-ей группы.
Из содержания статей 1,2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, является для каждого гражданина неотчуждаемым благом, является Конституционной обязанностью государства Российской Федерации как социально правового государства.
В обеспечение этой обязанности законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате указанной катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № от <дата> «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» постановлено:
Распространить действие закона РСФСР от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Лицам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, ставшими инвалидами гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой ст. 14, ст. 24, пунктом 1 части 3 ст. 27.1, ст. 29, ч. 1-3 ст. 39 Закона РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В п. 22 ч.1 ст. 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995г. №179-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1-2 части 1 ст. 13, а также их детям в возрасте до 14 лет, гарантирована ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (в настоящее время указанный Закон действует в редакции Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ и данная выплата предусмотрена п.13 ч.1 ст. 14 названого Закона).
Также ч.1 ст. 39 Закона предусматривает ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере четырехкратной суммы установленного законом минимальной месячной оплаты труда.
В соответствии с ч.3 ст. 5 Закона (в редакции от <дата> № 179-ФЗ) пособия, компенсации, суммы возмещения вреда и иные выплаты, установленные Чернобыльским законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе МРОТ. На июль 2000 года МРОТ составлял 83.49 рублей.
Согласно ч.3 ст. 2 Федерального закона №5-ФЗ от <дата> суммы ежемесячных платежей предусмотренных для возмещения вреда, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с <дата>, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от <дата> №-П применение в качестве критерия индексации величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации признано неконституционным. До внесения изменений в действующее законодательство судам дано право индексации выплат на коэффициенты прожиточного минимума.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суды вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4 (Постановление Пленума ВС РФ от 05.04.2005г. №).
Все втроем истцы обратились в Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» о производстве указанных выплат, но в удовлетворении этого заявления им было отказано в связи с тем, что указанные выплаты производятся с момента предъявления заявления. С указанным ответом они не согласны, так как согласно приведенным выше законоположения и Постановлению Пленума ВС РФ выплаты не имеют срок предъявления и выплачиваются в порядке, установленном законодательством, то есть когда был причинен вред (ответы прилагаются к исковому заявлению).
В ходе рассмотрения дела, истцами исковые требования дополнены и в соответствии с дополнениями к иску просят суд взыскать с Управления социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО4 за вред, причиненный здоровью 2127498 рублей за период с <дата> по ноябрь 2020 года и компенсацию на приобретение продовольственных товаров деньги в сумме 476875,40 рублей с <дата> по ноябрь 2020 года; взыскать с Управления социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации выплаты в пользу детей ФИО4, а именно, ФИО14, ФИО15, ФИО16 с даты рождения до достижения 14-летнего возраста;
взыскать с Управления социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 за вред, причиненный здоровью 2127498 рублей за период с <дата> по ноябрь 2020 года и компенсацию на приобретение продовольственных товаров деньги в сумме 476875,40 рублей за период с <дата> по ноябрь 2020 года; взыскать с Управления социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации выплаты в пользу детей ФИО3, а именно, на ФИО17, ФИО18 с даты рождения до достижения 14-летнего возраста;
взыскать с Управления социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 за вред, причиненный здоровью, 1399978 рублей за период с <дата> по ноябрь 2020 года и компенсацию на приобретение продовольственных товаров деньги в сумме 476875,40 рублей за период с <дата> по ноябрь 2020 года; взыскать с Управления социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации в пользу детей ФИО1, а именно, на ФИО19, ФИО19, ФИО20, ГусейновуА.М., ФИО21, ФИО22 с даты рождения до достижения 14-летнего возраста;
обязать Управление социальной защиты населения МТиСР муниципального образования «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации производить ежемесячно выплаты ФИО3, ФИО4 и ФИО1 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежемесячных компенсаций за вред здоровью с учетом индекса роста потребительских цен.
Определением суда от <дата> в порядке правопреемства произведена замена ответчика – Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на ГКУ «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО1 к ГКУ РД «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании и индексации ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодных компенсаций за вред здоровью, удовлетворить частично.
Взыскать с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу ФИО4 за вред, причиненный здоровью, за период с <дата> по ноябрь 2020 года денежные средства в сумме 2127498 рублей.
Взыскать с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу ФИО3 за вред, причиненный здоровью, за период с <дата> по ноябрь 2020 года денежные средства в сумме 2127498 рублей.
Взыскать с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» в пользу ФИО1 за вред, причиненный здоровью, за период с <дата> по ноябрь 2020 года денежные средства в сумме 1399978 рублей.
Обязать ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации соответствующих субвенций производить ежемесячно выплаты ФИО1 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом индекса роста потребительских цен.
В удовлетворении в остальной части исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО1, отказать».
Не согласившись с данным решением суда, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № (ред. от <дата>) «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» распространено действие Закона РСФСР от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №, ст. 699) на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
В соответствии с п.2 указанного Постановления, следует, что лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от <дата> №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положениями Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» и Федеральных законов о федеральном бюджете на 2001, 2002 и 2003 годы» в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, путем предоставления льгот и компенсаций осуществляется на иных условиях, чем гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от <дата>, - на них распространяются лишь те льготы и компенсации, которые перечислены в Постановлении. Дифференцировав условия возмещения вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации в результате чернобыльской катастрофы, и гражданам из подразделений особого риска (в том числе непосредственным участникам ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах), законодатель основывался на различиях в уровнях и масштабах радиационного влияния на организм человека. Подобная дифференциация не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства перед законом, гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделений особого риска.
Во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» (вместе с «Критериями непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска»).
В соответствии со справкой, выданной ФГУ «12 Центральный научно-исследовательский институт» Минобороны России <дата> №, ФИО1 принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. В журналах службы радиационной безопасности полигона, находящихся на хранении в войсковой части №, значится: 1985 год – рядовой ФИО1 – 3 дней – 0, 01 рентгена.
В соответствии со справкой №, выданной командиром войсковой части 28380 С. Гарбузовым <дата>, ФИО4, <дата> года рождения, работал в первой зоне опасности при ликвидации аварии на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с <дата> по <дата>, был прикомандирован при в/части 28380, где получил облучение – 6,5 рентген.
В соответствии со справкой №, выданной командиром войсковой части 28380 М. Соколовым, <дата>, ФИО5 М.Д., <дата> года рождения, работал в первой зоне опасности при ликвидации аварии на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с <дата> по <дата>, был прикомандирован при в/части 28380, где получил облучение – 6,5 рентген.
В соответствии с удостоверением серии ОРН №, выданным <дата>, ФИО4 гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделения особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> №.
В соответствии с удостоверением серии ОРС №, выданным <дата>, ФИО1 гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделения особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> №.
В соответствии с удостоверением серии ОРН №, выданным <дата>, ФИО3 гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделения особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> №.
Из указанных документов следует, что истцы имеют право на получение мер социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделения особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> №.
Судом первой инстанции в оспариваемом решении установлено, что доводы ответчика о том, назначение социальных выплат и индексация ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на вред здоровью подлежат только с даты назначения истцам указанных мер социальных выплат, основаны на неверном толковании закона, указав, что ФИО3 и ФИО4 за вред, причиненный здоровью, подлежит выплата компенсации за период с <дата> по ноябрь 2020 года, с учетом индексации сумм, денежные средства в размере в следующем размере 2127498 рублей каждому, а ФИО1 за тот же период - в размере 1399978 рублей.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № распространено действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Истцы заявляют требования об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренную п.15 ст. 14 Закона Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая гарантируются только гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона (т.е. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы).
Так, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с <дата> до <дата> правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 31-ФЗ).
В силу названной нормы базового Закона возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до <дата> (времени вступления в силу Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с <дата> вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы представителя ответчика в части неправомерности требований истцов и выводов суда первой инстанции в указанной части об индексации сумм возмещения вреда исходя из заработка, начиная с 1993 года.
Право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ (п.3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> №-П).
Назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда осуществляется в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка денежная компенсация выплачивается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно пункту 3 Порядка выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
Размеры денежной компенсации подлежат индексации в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 5 Порядка установлено, что для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации;
копия специального удостоверения инвалида;
копия заключения межведомственного экспертного совета или военноврачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Пунктом 7 Порядка установлено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
По смыслу приведенных нормативных положений, при определении периода, за который необходимо взыскивать в пользу истцов сумму задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, необходимо учитывать, что гражданин реализует свое право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью в заявительном порядке, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий выплаты сумм в возмещение вреда здоровью, либо в суд, но такое обращение в данном случае может иметь место не ранее даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П.
На заявительный порядок реализации права на выбор способа определения размера ежемесячной денежной компенсации указано также в определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-О.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что реализация гражданами-инвалидами из числа военнослужащих, здоровью которых был причинен вред в результате радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы, не являвшимися участниками конституционного судопроизводства, по результатам которого было принято постановление от <дата> №-П, права на выбор способа определения размера ежемесячной денежной компенсации возможна с даты вступления этого Постановления в силу. Волеизъявление указанных граждан об осуществлении перерасчета компенсации может быть облечено как в форму заявления, адресованного непосредственно органам, осуществляющим назначение и выплату данной компенсации, так и в форму требования, обращенного к данным органам через суд. При этом сам перерасчет - с учетом многообразия фактических обстоятельств, могущих побудить гражданина обратиться за его осуществлением, - должен, по общему правилу, производиться с момента, когда соответствующее волеизъявление зафиксировано, то есть с момента первого обращения к уполномоченному органу или в суд, но не ранее даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, которым право на такой перерасчет было признано за отдельными категориями граждан.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании в пользу истцов задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 1993 года.
Вместе с тем по данному делу исходя из содержания подлежащих применению норм права суду для правильного разрешения спора следовало установить юридически значимые обстоятельства, а именно дату первичного обращения истцов к уполномоченному органу, осуществляющему выплату спорной денежной компенсации, либо в суд с заявлением о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из размера денежного довольствия.
Из материалов дела следует, что на обращение истца ФИО3 Управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан дан ответ за от <дата> №, из которого следует, что по рассмотрению его обращения сообщается, что согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящего постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1-3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С момента обращения, то есть с <дата> ему назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, которые ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке и перечисляются на его лицевой счет № (филиал 8590/028).
Из ответа Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан б/д и номера на обращение истца ФИО4 следует, что ему с момента обращения, то есть с <дата>, назначена ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на вред здоровью, которые ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке и перечисляются на его лицевой счет № (филиал №).
Из представленного ответчиком в суд апелляционной инстанции личного дела № на истца ФИО1 следует, что ему с момента обращения, то есть с <дата>, назначена ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на вред здоровью, которые ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке и перечисляются на его лицевой счет № (филиал №).
Таким образом, выводы суда первой инстанции в части правомерности требований истцов об индексации сумм возмещения вреда исходя из заработка, начиная с 1993 года не основан на законе.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В развитие указанных принципов часть 1 статьи 56 названного Кодекса предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу истцов имущественного вреда в связи несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда здоровью, суд первой инстанции не учел, что по общему правилу возникновения обязательства по возмещению имущественного вреда лицу, право которого нарушено (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации), должен устанавливаться не только факт неправомерного причинения такого вреда, но и его размер должен быть подтвержден заявителем соответствующими доказательствами.
Таких обстоятельств по настоящему делу судом не установлено.
Суд первой инстанции в своем решении от <дата> обязал ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» производить ежемесячно выплаты ФИО1 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом индекса роста потребительских цен.
Судебная коллегия, оценивая вывод суда первой инстанции в указанной части, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).
Согласно пункта 2 Правил для получения компенсации гражданин (далее - получатель компенсации) подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление, в котором указываются:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя компенсации;
б) сведения о документе, удостоверяющем личность получателя компенсации;
в) сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства получателя компенсации;
г) желаемый способ получения компенсации - через организации федеральной почтовой связи (с указанием почтового адреса получателя компенсации) либо путем перечисления на расчетный счет получателя компенсации (с указанием реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации).
Согласно пункту 3 Правил по месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.
Порядок выплаты компенсации ее получателю устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.4 Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Заявление ФИО4 от 16.10.2018г. и заявление ФИО3 от 18.11.2019г. о назначении компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсаций за вред здоровью Управлением были своевременно рассмотрены и в соответствии действующим законодательством назначены с момента их обращения.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, до подачи заявления о ее назначении.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Как указано выше, Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска ФИО4 выдано удостоверение серии ОРН за №, ФИО3 выдано удостоверение серии ОРН за №, ФИО1 выдано удостоверение ОРС за №.
Предъявителям указанных удостоверений гарантируется меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанных в пункте «д», пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> №.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части 3 статьи 27.1, пунктом 2 части 2 статьи 30, частью 1 статьи 40 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи этим неправомерны требования истцов об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взысканию в их пользу задолженности, а также индексации и взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в пользу их детей поскольку, для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, указанных в пункте «д», пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> № не распространяется действие пунктов 13 и 15 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (т.е. для лиц, приравненных к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и выплата ежемесячной денежной компенсаций на приобретение продовольственных товаров проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста).
В удовлетворении исковых требований в части выплаты ежемесячной денежной компенсаций на приобретение продовольственных товаров проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, судом отказано. Решение в указанной части сторонами по делу не обжаловано.
Из представленного УСЗН в МО «<адрес>» в суд апелляционной инстанции личного дела № на ФИО23 усматривается, что на момент обращения в суд с указанными исковыми требованиями он уже являлся получателем ежемесячных компенсационных выплат на продовольственные товары.
Таким образом оснований для возложения обязанностей на ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации соответствующих субвенций производить выплаты ФИО1 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, с учетом индекса роста потребительских цен, не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в части взыскания с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу ФИО4 за вред, причиненный здоровью, за период с <дата> по ноябрь 2020 года, денежные средства в сумме 2127498 рублей, взыскания с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу ФИО3 за вред, причиненный здоровью, за период с <дата> по ноябрь 2020 года, денежные средства в сумме 2127498 рублей, взыскания с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» в пользу ФИО1 за вред, причиненный здоровью, за период с <дата> по ноябрь 2020 года, денежные средства в сумме 1399978 рублей, возложения обязаности на ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации соответствующих субвенций производить ежемесячно выплаты ФИО1 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом индекса роста потребительских цен нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с принятием в отмененной части принять нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в части взыскания с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу ФИО4 за вред, причиненный здоровью за период с <дата> по ноябрь 2020 года, денежные средства в сумме 2127498 рублей, взыскания с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу ФИО3 за вред, причиненный здоровью за период с <дата> по ноябрь 2020 года, денежные средства в сумме 2127498 рублей, взыскания с ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» в пользу ФИО1 за вред, причиненный здоровью за период с <дата> по ноябрь 2020 года, денежные средства в сумме 1399978 рублей, возложения обязаности на ГКУ РД «Управление социальной зашиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» за счет казны Российской Федерации соответствующих субвенций производить ежемесячно выплаты ФИО1 ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом индекса роста потребительских цен – отменить.
В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г.Махачкалы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.