Дело № 33а-4018/2018
Судья Кочегарова Д.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 07 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Копылова-Прилипко Д.А., Поповой Н.В.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Инструментальный завод – Пермские моторы» на решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 января 2018 г., которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления АО «Инструментальный завод – ПМ» к 1 отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю о признании незаконным и подлежащем отмене предписания № 33/3/1-45 от 30 августа 2017 года - отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., объяснения представителя АО «Инструментальный завод – ПМ» - Глухова В.Ю., представителя 1-го ОНД и ПР по г. Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю и ГУ МЧС России по Пермскому краю - Замахаева А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
АО «Инструментальный завод – ПМ» (далее по тексту – Общество, АО «ИД-ПМ») обратилось суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 30.08.2017 г. № 33/3/1-45 1-го ОНД и ПР по г. Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее по тексту 1-ОНД).
Требования обоснованы тем, что по результатам проведённой проверки указанным предписанием на АО «ИД-ПМ» возложена обязанность устранить 45 нарушений по содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны № 00147-25 (611). Оспариваемое предписание является незаконным, поскольку проверка проведена с грубыми нарушениями установленных требований, с привлечением экспертов, которые не могут выступать экспертами при проведении проверки в области гражданской обороны. Проверка проведена ненадлежащим государственным органом, которым не применен риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора). Кроме того, обязанность по содержанию и обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны № 00147-25 (611) у Общества отсутствует, поскольку данный объект АО «ИД-ПМ» не принадлежит.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Общество, ссылается на допущенные ответчиком нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ). Указывает, что Общество не является собственником защитного сооружения № 00147-25 (611), расположенного по адресу ****. АО «ИД-ПМ» не вправе обслуживать указанное защитное сооружение. Проверка проведена ненадлежащим проверяющим органом и с грубыми нарушениями.
В судебном заседании представитель АО «Инструментальный завод – ПМ» на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объёме.
Представитель 1-го ОНД и ГУ МЧС России по Пермскому краю против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, по доводам представленных письменных возражений.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, возможно только при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность указанных условий при рассмотрении настоящего дела не установлена.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника 1-ОНД от 20.07.2017 г. № 29 в период с 04.08.2017 г. по 31.08.2017 г. старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Пермскому краю К., старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми УНПР ГУ МЧС по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ИД-ПМ».
По результатам проверки 1-ОНД составлен Акт № 33 от 30.08.2017 г. и Обществу выдано предписание от 30.08.2017 г. № 33/3/1-45 по устранению 35 выявленных в ходе проверки нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны сроком исполнения до 01.11.2018 г.
Разрешая заявленные требования Общества о признании незаконным предписания № 33/3/1-45, суд, оценив в соответствии с нормами статьи 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, на основе анализа норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ), Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309, «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, «Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. N 305, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Основания, по которым суд пришёл к указанному выводу, подробно изложены в решении суда, в том числе судом дана оценка доводам административного истца относительно отсутствия нарушений процедуры проверки, оформления её результатов.
В частности, судом установлено, что проверка проведена в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ, уполномоченным лицом, с привлечением лиц, имеющих право участвовать в проверке.
Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не находит. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Полномочия Управления МЧС по проведению проверок соблюдения требований в области гражданской обороны установлены Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868, указанным выше Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 305 и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418, а также Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым Приказом МЧС России от 14.06.2016 г. № 323 и Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту – Закон № 28-ФЗ) Правительство Российской Федерации, в том числе, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 разработан и утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия и иные объекты для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание таких объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 7 Порядка).
Учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на соответствующих территориях, организации, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны и МЧС России.
При этом, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка).
В соответствии с пунктом 14 Порядка Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила № 583).
Правилами № 583, утвержденными в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявленные 1-ОНД, описанные в Акте проверки от 30.08.2017 г. и явившиеся основанием для вынесения оспариваемого предписания, исследованы и подтверждены в ходе судебного разбирательства. Оснований для переоценки выводов суда относительно нарушений, изложенных в пунктах 1-35 предписания № 33/3/1-45 от 30.08.2017 г. судебная коллегия не усматривает. Предписание не содержит неясностей, нарушенные нормы права указаны в предписании применительно к каждому из нарушений.
Доводы Общества об отсутствии обязанности по содержанию защитного объекта гражданской обороны № 00147-25 (611) судебной коллегией отклоняются.
В соответствии со статьёй 1 Закона № 28-ФЗ, гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 18 Закона № 28-ФЗ, обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Пунктом 2 Порядка определено, что убежище - это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно пункту 10 Порядка, организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Положениями пункта 1.2 Правил № 583 установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО
При этом, организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил № 583, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил № 583).
Порядок снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны предусмотрен в пунктах 2.5-2.12 Правил № 583.
Из материалов дела следует, что защитное сооружение гражданской обороны № 00147-25 (611) является убежищем, на него имеется инвентаризационный паспорт. По состоянию на 15.10.1999 г. данное убежище принадлежало ОАО «Пермские моторы»; по состоянию на 15.10.2010 г. в соответствии с паспортом убежища (противорадиационного укрытия) № 00147-25 (611), его собственником является ЗАО «Инструментальный завод – Пермские моторы», ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОАО «УК «ОДК», Министерство промышленности и торговли Российской Федерации)».
В соответствии с актом приема-передачи от 16.01.2001 г. в уставный капитал Общества принято здание по адресу: **** (лит. Д, Д1, Д2). ЗАО «Инструментальный завод – Пермские моторы» 04.12.2001 г. получило свидетельство о государственной регистрации права в отношении объекта, находящегося по адресу **** (лит. Д, Д1, Д2).
Рассматриваемое защитное сооружение гражданской обороны расположено на цокольном этаже по адресу ****, и является неотъемлемой частью здания. В соответствии с учетной карточкой ЗС ГО, ЗАО «Инструментальный завод – Пермские моторы» использует данное помещение под бытовое помещение. Согласно справке № 605-5-55 от 22.01.2018 «О недвижимом имуществе», АО ««Инструментальный завод – ПМ» подтверждает, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: **** (инв. № 00170029) является собственностью АО «ИД-ПМ», и находится на балансе Общества.
При таких обстоятельствах, вывод районного суда о том, что Общество обязано содержать защитное сооружение - убежище, расположенное по адресу ****, в соответствии с установленными нормами и правилами, является правильным.
При отсутствии доказательств снятия данного защитного сооружения с учета в установленном порядке, лицо, в ведении которого находится защитное сооружение, не освобождено от исполнения требований в области гражданской обороны и защиты населения.
Основания, по которым суд пришел к выводам о законности предписания № 33/3/1-45 от 30.08.2017 г. мотивированы в решении суда, являются убедительными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию административного истца, озвученную в суде первой инстанции, подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Инструментальный завод – Пермские моторы» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: