Дело №33-3183/2019 а/ж
Судья: Литвинов А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ковешниковой Е.А.
судей: Андриановой И.В., Бучневой О.А.
при секретаре Коллегиной А.Д.
рассмотрела в судебном заседании 22 октября 2019 года гражданское дело по иску Попова Владимира Ивановича к администрации Первомайского района Тамбовской области и к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, выразившегося в не создании межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания, признании квартиры непригодной для проживания и обязании предоставить вне очереди другое благоустроенное жилое помещение
по апелляционной жалобе Попова Владимира Ивановича на решение Первомайского районного суда Тамбовской области от 20 июня 2019г.
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов В.И. обратился в Первомайский районный суд Тамбовской области суд с иском к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, в котором указал, что является нанимателем *** в р.***, которая в настоящее время является непригодной для жилья, что подтверждается техническим заключением ООО «МичуринскАрхитектура» от 14.06.2018. 18.06.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о создании межведомственной комиссии для признания вышеуказанной квартиры непригодной для проживания, но ответа не получил. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, нормы закона и подзаконных нормативных актов, истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, выразившееся в не создании межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания, признать вышеуказанную квартиру непригодной для проживания, обязав ответчика вне очереди предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение.
Решением Первомайского районного суда Тамбовской области от 20 июня 2019г. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения приведены доводы аналогичные основаниям исковых требований.
В возражениях на жалобу администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области просит оставить решение без изменения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их правовую квалификацию, в пределах доводов жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в иске Попову Владимиру Ивановичу к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, выразившегося в не создании межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания, признания квартиры непригодной для проживания и принятию в этой части нового решения по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в редакции от 24.12.2018) (далее по тексту – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ (п. 2 Положения).
Как указано в пункте 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту – Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Абзацем 3 пункта 7 Положения определено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Истец Попов В.И. 18.06.2018 обратился в администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области с заявлением, в котором просил указанный орган местного самоуправления создать межведомственную комиссию для признания *** в р.*** непригодной для проживания (л.д. 103-105). Ответ на данное заявление он не получил.
Судом также установлено, что указанная комиссия в Первомайском поссовете Первомайского района Тамбовской области создана на основании постановления администрации поссовета от 26.03.2010 № 57, копия которого представлена в материалах дела (л.д. 106-107).
Из пояснений представителя ответчика Рыжкова Е.И. видно, что в соответствии с порядком подачи заявления на рассмотрение названной выше межведомственной комиссии предусмотрен путем подачи заявления в Первомайский поссовет, который заявление передает на рассмотрение комиссии. Данное заявление Попова В.И. на рассмотрение комиссии передано не было.
Поэтому коллегия приходит к выводу, что в данной части надо принять решение о возложении на Первомайский поссовет Первомайского района Тамбовской области передать заявление Попова В.И. на рассмотрение межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Поскольку само заявление Попова В.И. хоть и содержит просьбу о создании такой комиссии, но фактически является заявлением о рассмотрении вопроса признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Суд же при рассмотрении данного требования отнесся к заявлению формально, ограничившись лишь вопросом создания названной комиссии, поэтому решение суда в этой части подлежит отмене.
Что касается решения суда по иску Попова В.И. о предоставлении ему вне очереди другого благоустроенного помещения, то решение суда в этой части коллегией признается законным и обоснованным, поскольку на момент принятия судом решения основания для признания право истца на получение вне очереди другого благоустроенного помещения по договору социального найма отсутствовали.
В том числе из-за отсутствия решение о признании жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими. (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Отказывая в удовлетворении иска о предоставлении другого жилого помещения вне очереди, суд первой инстанции исходил из того, что истец Попов В.И. зарегистрирован по месту жительства в *** в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области. Нанимателем данной квартиры являлся Попов И.И., которому истец Попов В.И. приходится сыном. Попов И.И. скончался 11.03.2013, в г. Москве, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 11.03.2013 (л.д. 8).
Данных о том, что спорное жилое помещение вошло в областную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2003-2010 годы» нет.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Согласно ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Поскольку до введения в действие ЖК РФ истец Попов В.И. не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, юридически значимым обстоятельством также является и установление объективной нуждаемости Попова В.И., в предоставлении жилого помещения в соответствии с вышеприведенными требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, в частности, признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Судом установлено, что истец Попов В.И. на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признавался.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции в этой части, у коллегии нет основания.
Руководствуясь ст.328, ст.330 ГПК РФ, коллегия
Определила:
Решение Первомайского районного суда тамбовской области от 20 июня 2019 года в части отказа в иске Попову Владимиру Ивановичу к администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, выразившегося в не создании межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания, признания квартиры непригодной для проживания отменить.
Принять в этой части новое решение: Обязать Администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области заявление Попова Владимира Ивановича от 15.06.18 года вх.905102-14 передать для рассмотрения межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в закону силу с момента его принятия.
Председательствующий-
Судьи: