Дело № 2-593/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2019 года г. Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Чернышевой Ю. Ю.,
при секретаре Бускиной А. М.,
с участием истца Валеева А.М., предъявлен паспорт,
представителей ответчика Трефиловой О. А., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Овчинниковой Т. Н., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валеева А. М. к Пермской таможне о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Валеев А. М. обратился в суд с иском к Пермской таможне о взыскании денежных средств в размере 20 000,00 рублей, как незаконно удержанного материального стимулирования в сентябре 2018 года, компенсации морального вреда в размере 100 000,00 рублей.
В обосновании исковых требований, указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работает в Пермской таможне в должности -ДОЛЖНОСТЬ- Приказом Пермской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах служебной проверки» был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за неправомерное принятие решения по классификации товара по декларации на товары №.
В соответствии с приказом Пермской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарное взыскание в виде замечания по инициативе работодателя снято. В ДД.ММ.ГГГГ. удержано единовременное поощрение в размере -СУММА2-. Указывает, что после снятия взыскания, его трудовые права в полной мере не восстановлены, премии в виде материальных стимулирований в полной мере работодателем не выплачиваются. В ДД.ММ.ГГГГ работодателем было удержано материальное стимулирование в размере -СУММА3-. В связи с чем, считает, что работодателем были нарушены его трудовые права.
На основании изложенного, просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 20 000,00 рублей, как незаконно удержанное материальное стимулирование в ДД.ММ.ГГГГ а также компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 рублей.
Истец в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, на иске настаивал.
Представители ответчика в судебном заседании не согласились с доводами иска, представили письменные пояснения, из которых следует, что приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Пермской таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале ДД.ММ.ГГГГ» всем федеральным государственным гражданским служащим, не имеющим дисциплинарного взыскания во II квартале ДД.ММ.ГГГГ, выплачено материальное стимулирование. К Валееву А. М. согласно приказу Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» применено дисциплинарное взыскание, которое, согласно приказу Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии дисциплинарного взыскания с А. М. Валеева» было снято с должностного лица только в III квартале ДД.ММ.ГГГГ. Из приведенных приказов следует, что суммы материального стимулирования и единовременного поощрения выплачиваются федеральным гражданским служащим за месяц, квартал или иной срок, установленный начальником таможенного органа. Исходя из особенностей государственной гражданской службы в таможенных органах такое решение, должно быть оформлено приказом таможенного органа. Приказы о выплате поощрения в иной срок, установленный начальником таможни, в ДД.ММ.ГГГГ, не издавались. Поощрение в виде материального стимулирования за II квартал ДД.ММ.ГГГГ поступило в таможню и подлежало выплате государственным гражданским служащим таможни именно за II квартал ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, конкретный размер материального стимулирования не определен не за день, не за месяц, не за квартал, ни одним нормативным документом. В связи с чем, требовать возмещение суммы материального стимулирования в размере -СУММА3- неправомерно. Такая сумма определена самим истцом, без законных на то оснований. В то время, как согласно вышеуказанным приказам, решение о выплате поощрения, как и конкретный размер поощрения, принимается и устанавливается начальником таможенного органа. Прерогатива окончательного решения вопроса о выплате или не выплате материального стимулирования принадлежит представителю нанимателя. Решение о поощрении гражданских служащих, с которых на день принятия решения о выплате поощрения сняты взыскания, является правом начальника таможенного органа, а не его обязанностью. Обязанность работодателя поощрить гражданских служащих, с которых на день принятия решения о выплате поощрения сняты взыскания, действующим законодательством не предусмотрена.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, пришел к следующему.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (далее Закон N 79-ФЗ).
На основании п. п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
Положениями ст. 16 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ определено, что при исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны: соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (подп. 1 п. 1); исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа (подп. 3 п. 1).
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 144 Трудового кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами вышеуказанных органов, учреждений и организаций, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса РФ).
Судом из материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Валеев А. М. работает в Пермской таможне в должности -ДОЛЖНОСТЬ-.
Приказом Пермской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах служебной проверки» Валеев А.М. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за неправомерное принятие решения по классификации товара по декларации на товары №.
Приказом Пермской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарное взыскание в виде замечания по инициативе представителя нанимателя с Валеева А.М. снято.
Данные обстоятельства исследовались Свердловским районным судом <адрес> в решении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Валееву А.М. было отказано в удовлетворении исковых требований Валеева А.М. о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, наложенного Приказом Пермской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах служебной проверки».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Свердловского районного суда <адрес> было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Валеева А.М. - без удовлетворения.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в силу ст. 61 ГПК РФ, суд считает соответствующие выводы, изложенные в решении Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.
В судебном заседании истец пояснил суду, что, по его мнению, работодатель неправомерно лишил его в ДД.ММ.ГГГГ материального стимулирования в размере -СУММА3-.
Относительно данных доводов истца, суд отмечает следующее.
Валеев А.М. был привлечен к дисциплинарной ответственности приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» за принятое им решение по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ № будучи неуполномоченным на принятие такого рода решений (отсутствие необходимых полномочий в должностном регламенте и отсутствие в приказе Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченных должностных лицах»).
Данные обстоятельства установлены судебными актами, вступившими в законную силу.
Дисциплинарное наказание в виде замечания было применено к Валееву А.М. по итогам проведения служебной проверки приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки». Таким образом, дисциплинарное взыскание в отношении Валеева А.М. действует с момента издания соответствующего приказа, то есть во II квартале ДД.ММ.ГГГГ
Порядок единовременного поощрения (в том числе материального стимулирования в виде единовременного поощрения) федеральных государственных служащих таможенных органов установлен: Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (глава 12); приказом Федеральной таможенной службы от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации»; приказом Федеральной таможенной службы от 20.03.2017 № 421 «Об организации взаимодействия структурных подразделений ФТС России при поощрении федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности».
Порядок материального стимулирования гражданских служащих в ДД.ММ.ГГГГ установлен ФТС России письмом ФТС России от 05.04.2018 № 01-11/19314 «О материальном стимулировании гражданских служащих в 2018 году», и выплаты материального стимулирования федеральным гражданским служащим Пермской таможни за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ осуществлены в соответствии с приказом Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Пермской таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности по II квартале ДД.ММ.ГГГГ».
Истцу сумма материального стимулирования за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале ДД.ММ.ГГГГ не выплачена на основании приказа Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Пермской таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале ДД.ММ.ГГГГ».
В соответствии с пунктом 2 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом ФТС России № 1058 премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган либо структурное подразделение таможенного органа.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что в качестве расчетного периода для начисления премии принимается месяц, квартал или иной срок, который устанавливается по решению начальника таможенного органа для выполнения заданий.
Пунктом 7 Порядка установлено, что размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий.
Согласно пункту 10 Порядка выплаты премии и единовременных поощрений оформляются приказом таможенного органа.
Приказ ФТС России № 421, в свою очередь, регулирует организацию взаимодействия между структурными подразделениями ФТС России при осуществлении материального стимулирования и устанавливает выплату материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременных поощрений за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий, задач и функций, также, по итогам работы за квартал.
Согласно письму ФТС России от 05.04.2018 № 01-11/19314 «О материальном стимулировании гражданских служащих в 2018 году» выплата материального стимулирования производится в виде единовременных поощрений за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий в соответствии с приказами ФТС России № 421 и № 1058 после подведения итогов работы за квартал.
Данное обстоятельство объясняет поступление денежных сумм материального стимулирования за II квартал 2018 только в сентябре 2018 года (приказ ФТС России от 14.09.2018 № 1440 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале 2018 года», приказ Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей и эффективности деятельности во II квартале ДД.ММ.ГГГГ»).
Данным письмом ФТС России указано на то, что решение о выплате поощрения гражданским служащим принимается начальником таможенного органа. Конкретный размер поощрения гражданского служащего определяется в зависимости качества и сложности выполненных в отчетном квартале заданий, исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Начальники таможенных органов вправе выплачивать поощрения гражданским служащим, с которых на день принятия решения о выплате поощрения сняты взыскания.
Согласно пункту 2 приказа Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей и эффективности деятельности во II квартале ДД.ММ.ГГГГ» начальникам таможенных органов приказано обеспечить распределение бюджетных ассигнований между подчиненными таможенными органами и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа во II квартале ДД.ММ.ГГГГ, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что к Валееву А. М. согласно приказу Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах служебной проверки» применено дисциплинарное взыскание за II квартал ДД.ММ.ГГГГ, которое, согласно приказу Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии дисциплинарного взыскания с А.М. Валеева» было снято с должностного лица только в III квартале ДД.ММ.ГГГГ. Обратного истцом суду не доказано.
Таким образом, учитывая данный факт, решение должностного лица работодателя об удержании с истца материального стимулирования за II квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере -СУММА3- правомерно, поскольку, в силу вышеизложенных норм законодательства, основания для выплаты спорной денежной суммы истцу в качестве материального стимулирования, поощрения, именно за указанный период отсутствовали. Тот факт, что спорная сумма выплачивалась в ДД.ММ.ГГГГ, не дает право истцу претендовать на данную выплату.
Соответствующие доводы истца в данной части о том, что вышеизложенные приказы ФТС РФ и Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 года не предусматривают требований о неприменении мер материального стимулирования к должностным лицам, имевшим дисциплинарное взыскание в период, за который распределяются таможенным органом денежные средства в виде материального стимулирования, единовременного поощрения, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании законодательства.
По мнению суда, нарушений действующего законодательства со стороны работодателя, в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Валеева А.М. о взыскании денежных средств в размере 20 000 рублей, как незаконно удержанного материального стимулирования в ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку оснований для удовлетворения требований истца о взыскании денежных средств у суда не имеется, у суда отсутствуют основания и для удовлетворения производного от него искового требования о взыскании компенсации морального вреда в размере -СУММА1-
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Валеева А. М. к Пермской таможне о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Чернышева Ю. Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.02.2019 года.
Дата окончания процессуального срока на обжалование решения суда 07.03.2019 г.