Судья Яковенко Т.И. дело № 33-9678/2019
2.093
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Охременко О.В., Сидоренко Е.А.,
при секретаре Пинчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.
дело по иску Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Подгайской Натальи Александровны, к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района Красноярского края о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов незаконным, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов,
по апелляционной жалобе руководителя УСЗН администрации Енисейского района Красноярского края – Никитиной С.С.
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Подгайской Натальи Александровны, удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с 01.03.2018 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду Подгайской Наталье Александровне незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить предоставление инвалиду Подгайской Наталье Александровне меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.03.2018 года».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Енисейский межрайонный прокурор в интересах Подгайской Н.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района Красноярского края (далее – УСЗН Енисейского района) о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду, незаконным.
Требования мотивированы тем, что Подгайская Н.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, до 29.03.2018 пользовалась мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. В связи имеющейся у Подгайской Н.А. задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг, составившей более двух месяцев, ответчиком было принято решение о приостановлении данных мер социальной поддержки с <дата>, а с <дата> их предоставление прекращено. В настоящее время Подгайская Н.А. находится в трудном материальном положении, не имеет достаточных средств на оплату в полном объеме жилищно-коммунальных услуг, нуждается в предоставлении мер социальной поддержки.
Просил признать решение УСЗН администрации Енисейского района о прекращении с 29.03.2018 предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 % Подгайской Н.А. незаконным, обязать ответчика возобновить с 29.03.2018 предоставление Подгайской Н.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН администрации Енисейского района Красноярского края Никитина С.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что наличие задолженности по оплате жилых помещений или ЖКУ если не заключено и(или) выполняется соглашение по ее погашению может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановлении, прекращении выплат, однако при наличии уважительных причин образования задолженности в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. При этом в судебном заседании выясненные причины образования задолженности у Подгайской Н.А. не приняты судом во внимание, в решении не указано на уважительность причин образования задолженности.
В возражениях на апелляционную жалобу Подгайская Н.А., помощник Енисейского межрайонного прокурора Пономарева А.А. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Подгайская Н.А., УСЗН Енисейского района Красноярского края, Министерство социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е. возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Пунктом 4 ст.20.1 вышеназванного Закона Красноярского края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения предоставления инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, Подгайская Н.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена без срока переосвидетельствования, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
На основании заявления Подгайской Н.А. от 20.07.2017 истице с 01.08.2017 пожизненно были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых по ее месту жительства.
С 01.02.2018 УСЗН Енисейского района Красноярского края приостановило предоставление истице меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на один месяц в связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг более двух месяцев. В связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие уважительных причин, подтверждающих образование у истицы имеющейся задолженности, ответчик прекратил предоставление мер социальной поддержки на оплату ЖКУ с 01.03.2018.
Разрешая при таких обстоятельствах заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований принятия решения о прекращении предоставления Подгайской Н.А. с 01.03.2018 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50%, возложении на ответчика обязанности возобновить предоставление Подгайской Н.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % с 01.03.2018.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие у Подгайской Н.А. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить основанием для прекращения предоставления ей как инвалиду данных мер социальной поддержки.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг если не заключено и(или) выполняется соглашение по ее погашению может при отсутствии уважительных причин образования задолженности является основанием для прекращении выплат, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Обстоятельства того, что в решении не указано на уважительность причин образования у истицы задолженности правового значения для разрешения спора не имеют.
Иных доводов, направленных на оспаривание решения суда по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательствам.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя УСЗН администрации Енисейского района Красноярского края Никитиной С.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: