Дело № 2-1687/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 18 марта 2019 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием:
представителя прокуратуры Вовк Я.И.,
представителя ответчика Печорского управления Ростехнадзора - Бебякиной Л.М., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры города Ухта Республики Коми в интересах Российской Федерации к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ламбровой Л.Е. о признании недействительным протокола комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Ухта Республики Коми в интересах Российской Федерации обратилась в суд с иском к Печорскому управлению Ростехнадзора, Ламбровой Л.Е. о признании недействительным протокола заседания аттестационной комиссии №... от 04.08.2016 по проверке знаний правил промышленной безопасности в отношении Ламбровой Л.Е.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и о промышленной безопасности опасных производственных объектов при проведении аттестации в Ухтинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора. При проверке установлено, что Ламброва Л.Е. аттестацию в Ухтинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора не проходила. Поскольку ведомственными правовыми актами Управления Ростехнадзора контроль знаний аттестуемых при прохождении аттестации в территориальной аттестационной комиссии осуществляется в очной форме, что предполагает обязательное присутствие аттестуемого, то протокол заседания аттестационной комиссии по проверке знаний промышленной безопасности в отношении Ламбровой Л.Е. является недействительным.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования в полном объеме.
Представитель ответчика Печорского управления Ростехнадзора с требованиями не согласились.
Ответчик Ламброва Л.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще. В представленном суду отзыве указала, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку волеизъявления на проведение в отношение нее аттестации не изъявляла, данную аттестацию не проходила, в связи с чем полагает, что права и обязанности вследствие оформления обжалуемого протокола у нее не возникли.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, материалы уголовного дела № №... суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** ЗАО «...» (ЗАО «...») направило в адрес Ухтинского территориального отдела ПУ Ростехнадзора обращение с просьбой провести аттестацию руководителей и специалистов организации, в том числе <данные изъяты> бухгалтерии финансового управления Ламбровой Л.Е.
02.08.2016 Ухтинским территориальным отделом в ЗАО «...» направлено уведомление о проведении аттестации 04.08.2016.
Протоколом заседания Территориальной аттестационной комиссии № №... от 04.08.2016 был удостоверен факт проверки знаний руководителей и специалистов ЗАО «...», в том числе Ламбровой Л.Е. Данный протокол был подписан членами комиссии, в том числе заместителем председателя аттестационной комиссии Машковым Р.Ю.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения уголовного дела №... в отношении Машкова Р.Ю., который являлся начальником Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора и заместителем председателя территориальной аттестационной комиссии, было установлено, что Ламброва Л.Е. аттестацию в Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора не проходила.
Так, согласно протоколу допроса свидетеля Ламброва Л.Е. показала, что аттестацию по промышленной безопасности на базе Ухтинского отдела Ростехнадзора или где – либо в другом месте никогда не проходила, так как его должность не предусматривает обращения с опасными производственными объектами. В Республике Коми и г. Ухте она ни когда не была. Начальника Ухтинского отдела Ростехнадзора ФИО16 она не знает и с ним ни когда не встречалась.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Данное Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.
В соответствии с Положением подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям (п. 3).
При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний:
- общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
- требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
- требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждой из областей аттестации (п. 4).
Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 5).
Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии). Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика (п. 11).
Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. График аттестации направляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в порядке информирования (п. 19).
В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию, в том числе специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности (п. 20).
Результаты проверки знаний оформляются протоколом в двух экземплярах согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Один экземпляр протокола направляется в организацию по месту работы специалиста, проходившего проверку знаний (п. 24).
Документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, действительны на всей территории Российской Федерации (п. 25).
Вопросы проведения аттестации в Печорском управлении Ростехнадзора регулируются также приказом от 09.12.2014 № 601 «О территориальной аттестационной комиссии Печорского управления Ростехнадзора». Согласно пунктам 7, 8 приказа подразделения территориальной аттестационной комиссии, созданные в отделах Управления, проводят аттестацию на территориях субъектов Российской Федерации по месту нахождения производственных объектов поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые. Контроль знаний аттестуемых осуществляется в подразделениях территориальной аттестационной комиссии в очной форме, в помещениях, занимаемых Управлением, с применением обучающе-контролирующей системы «Олимпокс».
Как установлено, в ходе рассмотрения уголовного дела № №... Ламброва Л.Е., предупрежденная об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, подтвердила, что она аттестацию ни в Ухтинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора, ни в другом месте никогда не проходила. Аналогичные объяснения даны Ламбровой Л.Е. и при рассмотрении данного иска.
Из материалов уголовного дела также следует, что ФИО17., являясь должностным лицом, а также членом экзаменационной комиссии, обладая правом подписи протоколов заседаний аттестационной комиссии по проверки знаний правил промышленной безопасности работников ФИО18 действуя умышленно, понимая, что его действия являются незаконными, так как он не принимал личного участия в проверке знаний работников, подписал протоколы проверки знаний, в том числе спорный протокол.
Кроме того, в материалы дела прокурором представлены объяснения членов комиссии ФИО19
Так, ФИО20 в письменных объяснениях указала, что на аттестации присутствовали лица, являлись ли данные лица заявленными аттестуемыми, он не знает, поскольку паспорта лиц не проверялись. По объяснениям ФИО21 в представляемых протоколах всегда стояла подпись ФИО22 она подписывала протоколы с учетом доверия к ФИО23 без фактической проверки.
При таких обстоятельствах, довод представителя ответчика о прохождении Ламбровой Л.Е. аттестации в установленном законом порядке, что, по ее мнению, подтверждается протоколом, заверенным подписями членов комиссии, является несостоятельным.
На основании изложенного, суд полагает, что требования истца о признании недействительным протокола заседания аттестационной комиссии № 25-16-0924 от 04.08.2016 по проверке знаний правил промышленной безопасности в отношении Ламбровой Л.Е. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Прокуратуры города Ухта Республики Коми удовлетворить.
Признать недействительным протокол заседания аттестационной комиссии Печорского управления Ростехнадзора № №... от 04.08.2016 по проверке знаний правил промышленной безопасности в отношении Ламбровой Л.Е..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Я.В. Коданева
...