Решение по делу № 2а-259/2022 (2-3376/2021;) от 23.12.2021

Дело № 2а-259/2022 (2-3376/2021)

УИД 03RS0013-01-2021-004989-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2022 г.                   г.Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи И.Ф. Сафиной, при секретаре Матвеевой И.П.,

с участием административного истца Караррова С.Ю. посредством системы видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО-5 г.Дюртюли,

представителя административных ответчиков: ОМВД России по г.Нефтекамску РБ, МВД РФ, заинтересованного лица МВД по РБ – Хазиевой И.И.,

представителя прокуратуры Республики Башкортостан – старшего помощника прокурора г.Нефтекамска РБ Белалова М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Караррова СЮ к Отделу Министерства внутренних дел России по г.Нефтекамску Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания,

УСТАНОВИЛ:

Карарров С.Ю. обратился в суд с административным иском к ОМВД России по г.Нефтекамску РБ о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания. В ходе рассмотрения дела в качестве административных соответчиков по делу привлечены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РБ; в качестве третьих лиц: Прокуратура Республики Башкортостан, Министерство внутренних дел Республики Башкортостан.

В обоснование административного иска указано, что административный истец содержался в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Нефтекамску РБ (далее - ИВС) с ДД.ММ.ГГГГ г. В указанный ИВС Караррова С.Ю. доставляли из СИЗО-5 г. Дюртюли, в ИВС находился по 3,5,9,10 суток.

В связи с нахождением в ИВС в указанный период времени Караррову С.Ю. был причинен вред здоровью ввиду отсутствия в ИВС вентиляции, то есть о не проветривались; в камере стояли био-туалеты, издающие зловоние. Также в камерах ИВС отсутствовали умывальники, в обед кормили только супом, то есть не давали второе и компот.

Карарров С.Ю. просил взыскать с ОМВД России по г.Нефтекамску РБ в свою пользу компенсацию в размере 10 000 рублей.

Административный истец Карарров С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что о ненадлежащих условиях содержания в ИВС г.Нефтекамска ему стало известно в ноябре 2018 г. Обратиться ранее с настоящим иском не имел возможности, так как работал в местах лишения свободы, в связи с чем не имел времени. Последний раз содержался в ИВС г. Нефтекамска в декабре 2017 г.

Представитель административного ответчика ОМВД России по г.Нефтекамску РБ, Министерство внутренних дел Российской Федерации, заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республики Башкортостан Хазиева И.И. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении, в иске просила отказать. Сообщила, что ИВС г. Нефтекамска построен в 1975 г., его площадь – 204 кв.м., рассчитан на 44 человека, что составляет 4,3 кв.м. на одного человека. Карарров С.Ю. суду пояснил, что о своем содержании в ИВС в ненадлежащих условиях, он узнал в ноябре 2018 г. ИВС Отдела МВД по г.Нефтекамск перестал действовать в апреле 2020 г. В связи с чем просит в иске Караррову С.Ю. отказать ввиду пропуска трехмесячного срока для обращения в суд в соответствии со ст.219 КАС РФ.

Административный ответчик Министерство финансов Республики Башкортостан надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил. Суду направил возражение, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как исковые требования Караррова С.Ю. должны быть рассмотрены в отношении МВД России. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Министерства финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан извещено о дате и времени рассмотрения дела по существу, суду заявлений и ходатайств не адресовало.

Представитель Прокуратуры Республики Башкортостан - старший помощник прокурора г.Нефтекамска РБ Белалов М.Р. в суде высказал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Караррова С.Ю.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1).

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2).

По смыслу положений ч. 1 ст. 218, п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно абз.3 ст.9 УИК РФ изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных органах, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что административный истец Карарров С.Ю. содержался в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Нефтекамску РБ с ДД.ММ.ГГГГ гг. в указанные в справке даты (за 2011 г. сведения не сохранились).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Из анализа ст. 23 Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно п. п. 42, 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел России от 22.11.2005 № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в изоляторе временного содержания, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Камеры изоляторов временного содержания оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Нефтекамского городского суда РБ от 26.09.2011 по делу №2-1741/2011 удовлетворены частично исковые требования прокурора г.Нефтекамска РБ; признано незаконным бездействие руководства МО МВД России «Нефтекамский», выразившиеся в непринятии необходимых мер по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и правил пожарной безопасности в деятельности ИВС; возложена на МО МВД России «Нефтекамский» обязанность оборудовать камеры ИВС МО МВД России «Нефтекамский» санузлами, кранами с водопроводной водой, деревянными полами, кнопками экстренного вызова дежурного, оконные проемы выполнить из пулестойких стекол; оборудовать ИВС МО МВД России «Нефтекамский» системой оповещения людей о пожаре, выполнить двери из коридора изолятора, открывающимися по направлению выхода.

Решение вступило в законную силу 10.11.2011.

Как следует из возражения представителя административного ответчика Отдела МВД России по г.Нефтекамску РБ, деятельность ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамску РБ осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и «Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых Органов Внутренних Дел» (утвер. Приказом МВД РФ от 22.11.2005 №950).

Согласно акту комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамску, утвержденного начальником Отдела МВД России по городу Нефтекамску полковником полиции Насыровым Р.Р. 25.02.2020, которым установлено следующее.

ИВС расположен в полуподвальном помещении правого крыла двухэтажного кирпичного здания, вместимостью 44 человек, среднесуточная заполняемость – 29 человек. В ИВС имеется всего 15 камер, 14 камер с лимитом наполняемости 39 человек, для содержания лиц, подвергнутых административному аресту – 1 камера с лимитом наполняемости 5 человек. Камеры ИВС оборудованы одноярусными индивидуальными спальными местами; санузел в камерах отсутствует.

Отопление в камере центральное, водяное, температура в камере 22 градуса по Цельсию. В блоке служебных помещений расположены камеры для содержания подозреваемых и обвиняемых № 6, №7, № 8, №9, № 10 и № 15, что не соответствует предъявляемым требованиям. Полы деревянные на бетонном основании оборудованы только в камере № 15, в остальных камерах – лишь на бетонном основании.

Санитарно-эпидемиологическое состояние ИВС следующее. В штате имеется в наличии медицинский работник, здравпункт находится в здании ОМВД, состоящей из кабинета приема и процедурной. В ИВС имеется кабинет приема фельдшера площадью 16,2 кв.м. Приказом начальника Отдела под медицинский изолятор выделены камеры №2,9 на случай выявления и изоляции инфекционных больных. Медицинская документация ведется по форме. Имеется 1 стационарный бактерицидный облучатель в кабинете приема фельдшера, 1 переносная бактерицидная установка. Комната для подогрева пищи оборудована: электрической 4-комфорочной плитой, 2 термосами емкостью 50 л., тремя чайниками. Имеется резервный водонагреватель емкостью 100 литров. Питание организовано в соответствии с государственным контрактом от 28.11.2019 с ООО «<данные изъяты>»; дератизация, дезинфекция, дезинсекция проводятся на основании государственного контракта от 02.08.2019 с ООО «<данные изъяты>». Стрика белья осуществляется на основании государственного контракта от 28.10.2019 с ООО «<данные изъяты>». Камерная дезинфекция постельных принадлежностей проводится в соответствии с государственным контрактом от 28.10.2019 с ООО «<данные изъяты>». Обеспеченность постельными принадлежностями и бельем: матрасы – 44 шт., одеяла-44 шт., подушки–44 шт., простыни-144 шт., наволочки – 95 шт, полотенца – 114 шт. Обеспеченность столовой посудой и приборами – не соответствует приказу МВД РФ № 405 от 28.06.2018 (норма 9).

Учитывая лишь частичное соответствие условий содержания спецконтингента требованиям федерального законодательства и размещение ИВС в полуподвальном помещении, имеющуюся необходимость спецучреждения системой оповещения людей о пожаре, камерных помещений ИВС – оконными проемами из пулестойких стекол, санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, деревянными полами, а также по переустановке дверей камер в соответствии с требованиями приказа МВД России № 876-2011 в МВД направлена заявка о потребности в строительстве нового ИВС Отдела МВД России по городу Нефтекамску с расчетным лимитом наполняемости на 50 мест. При проведении капитального ремонта устранение вышеперечисленных недостатков в полном объеме не представляется возможным (полуподвальное помещение).

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, факт несоответствия ИВС Отдела МВД России по г. Нефтекамск требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства установлен судебным решением.

Таким образом, подтверждены доводы истца о том, что надлежащие условия его содержания в изоляторе временного содержания в ОМВД России по г.Нефтекамску РБ в полном мере созданы не были.

Статьей 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утвержденного Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205, в случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные выше лица, обеспечиваются сухим пайком.

Из представленного акта комиссионного обследования ИВС Отдела МВД России по г. Нефтекамску РБ, утвержденного начальником Отдела МВД России по г.Нефтекамску РБ полковником полиции Насыровым Р.Р. 25.02.2020, следует, что лица, содержащиеся в изоляторе временного содержания г.Нефтекамск обеспечивались питанием в соответствии с государственным контрактом от 28.11.2019 с ООО «<данные изъяты>».

Довод истца о неудовлетворительном питании в суде своего подтверждения не нашел.

В соответствии с частями 1,7,8 ст.219 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации:

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании Карарров С.Ю. пояснил, что о том, что надлежащие условия его содержания в изоляторе временного содержания в ОМВД России по г.Нефтекамску РБ в полном мере созданы не были, он узнал в ноябре 2018 г., уважительных причин пропуска срока для обращения с настоящим административным иском суду не назвал.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом Карарровым С.Ю. срока для обращения с настоящим административным иском без уважительной причины, так как обстоятельств, препятствующих Караррову С.Ю. своевременно обратиться в суд с настоящим требованием по заявленному им периоду: 2011 – 2017 гг., судом не установлено.

При установленных обстоятельства административный иск Караррова С.Ю. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, ст.227.1, ст.228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Караррова СЮ к Отделу Министерства внутренних дел России по г. Нефтекамску Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Нефтекамску Республики Башкортостан, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.

Мотивированное решение составлено 25.02.2022.

Судья                                       И.Ф. Сафина

2а-259/2022 (2-3376/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Карарров Сергей Юрьевич
Ответчики
Отдела МВД России по г. Нефтекамску
Министерство финансов Республики Башкортостан
Министерство Финансов России в лице Управления Федерального казначейства по РБ
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Другие
МВД по Республике Башкортостан
Прокуратура Республики Башкортостан
Суд
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Сафина И.Ф.
Дело на странице суда
neftekamsky.bkr.sudrf.ru
23.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее