Дело № 2-514/2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Бош Н.А.
при секретаре Волотовской Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 22 сентября 2015 года гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «СантехмонтажПлюс»» о понуждении к оборудованию входа в кафе приспособлениями для перемещения маломобильных групп населения, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «Сантехмонтаж Плюс» о понуждении к оборудованию входа в кафе «Северянка» приспособлениями для перемещения маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников. В обоснование своих требований истец указал, что **.**.** по телефону забронировал столик в кафе «Северянка» на две персоны на 19 час. Приехав к помещению кафе, истец обнаружил, что ступени на входе в кафе слишком высокие и он, как инвалид-колясочник, не сможет по ним подняться, а специального приспособления, т.е. пандуса, для доступа в кафе нет. Отсутствие пандуса и, как следствие, невозможность попасть в кафе привело к тому, что истец испытал физические страдания, так как был вынужден опираться о снег. Кроме того, истцу был причинён моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Истец просит обязать ООО «Сантехмонтаж Плюс» установить пандус у входа в кафе «Северянка», взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб., компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.
**.**.** в Печорский городской суд поступили уточненные исковые требования ФИО2, в которых истец просит:
1. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность исполнить требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов и обеспечить условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла - коляски путем установки пандуса с подогревом поверхности покрытия и водоотводом в соответствии с п.5.1.3 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения у входа в кафе «Северянка», расположенное по адресу: 169600,********** 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать нижнюю часть входной стеклянной двери противоударной полосой на высоту не менее 0,3 м от уровня пола в соответствии с п.5.1.4 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
3. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать нижнюю часть входной стеклянной двери яркой контрастной маркировкой высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенной на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности в соответствии с п.5.1.4 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
4. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать входную стеклянную дверь символом, указывающим на ее доступность, в соответствии с п.5.1.6 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
5. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать места обслуживания МГН на минимально возможном расстоянии от эвакуационного выхода из помещения здания наружу в соответствии с п.**.**.** свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения с площадью не менее 3 м. на одно место в соответствии с п.7.4.5 вышеуказанного свода.
6. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность в соответствии с п. 5.3.1 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения специально оборудовать места в уборных для нужд МГН, а именно: а) кабина в уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом обязать ответчика предусмотреть пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу; б) в уборной обязать ответчика установить откидные опорные поручни, штанги, поворотные или откидные сидений. Размеры универсальной кабины в плане не менее, м: ширина - 2,2, глубина - 2,25. Писсуар обязать ответчика расположить на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Применить унитазы, имеющие опору для спины.
7. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать пространство у дверей уборных специальными знаками на высоте 1,35 м.; оборудовать уборные кабины системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта). Над входом в доступные кабины обязать установить ответчика световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки. В уборных обязать ответчика применить водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности - с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа, применять унитазы с автоматическим сливом воды или с ручным кнопочным управлением, которое следует располагать на боковой стене кабины, со стороны которой осуществляется пересадка с кресла- коляски на унитаз в соответствии с п.5.3.6; 5.3.9 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
8. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность установить комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги в соответствии с п.5.5.2, 5.5.4 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
9. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать помещения уборных системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным в соответствии с п.5.5.7 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
10. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность дублирования информирующих обозначений помещений внутри рельефными знаками с размещением их рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,3 до 1,4 м. в соответствии с п.5.5.8 свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
11. Возложить на ООО «Сантехмонтаж Плюс» обязанность оборудовать секцию стойки бара в помещении кафе «Северянка» шириной столешницы 1,6м., высотой от пола 0,85 м. и свободным пространством для ног 0,75 м. в соответствии с п.7.4.7. свода правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
12. Взыскать с ООО «Сантехмонтаж Плюс» судебные расходы в сумме 10000 руб. за услуги представителя в суде.
13. Взыскать с ООО «Сантехмонтаж Плюс» компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.
Взыскать с ООО «Сантехмонтаж Плюс» расходы по составлению доверенности на представителя в сумме 1500 руб.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца ФИО4 на уточненных требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признал.
Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица Печорской городской организации КРО Всероссийского общества инвалидов.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.
Согласно п. п. 3, 5 Декларации о правах инвалидов, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В свою очередь, "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статьей ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).
Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и исключений относительно времени постройки и конструктивных особенностей здания не содержат.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации **.**.** N 175.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из материалов дела следует, что ФИО2, **.**.** года рождения, является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно (справка МСЭ №042653).
Кафе «Северянка», расположенное по адресу: **********, принадлежит ООО «Сантехмонтаж Плюс», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 16.01.2015.
В судебном заседании представитель истца суду пояснил, что **.**.** ФИО2 и ФИО6 приехали на такси к кафе «Северянка» и обнаружили, что вход в кафе не оборудован и не приспособлен для доступа инвалидов, ни самостоятельно, ни при помощи посторонних, ФИО2 на инвалидном кресле попасть в кафе не мог.
Указанные обстоятельства подтвердили также свидетели ФИО6, ФИО7
В ходе рассмотрения гражданского дела ООО «Сантехмонтаж Плюс» оборудовало вход в кафе «Северянка» стационарным двухпролётным пандусом и кнопкой вызова.
Согласно акта ввода в эксплуатацию двухпролетного пандуса с кнопкой вызова (л.д.48) от 14.05.2015, комиссией совместно с представителем Печорской городской организации Коми республиканской общероссийской организации Всероссийское общество инвалидов, представителем УСЗН **********, произведен осмотр и проверка качества оборудованного входа в кафе «Северянка» двухпролётным пандусом с кнопкой вызова. Претензий по доступности входа в здание кафе «Северянка» для маломобильных групп населения не имеется.
Определением Печорского городского суда от **.**.** по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта Торгово-промышленной палаты ********** №... от 31.07.2015, габаритные размеры здания и прилегающих участков территории, наличие входа в другие помещения и выступающей лестничной клетки, действующих в непосредственной близости подземных инженерных сетей, канализационного колодца полностью исключают возможность оборудования входа пандусом в помещение кафе «Северянка», расположенного по адресу: РК, **********.
Проектирование реконструкции существующего здания кафе производилось в 2010-2011 годах. В действующих на тот период времени СНиП 35-01-2001 требование об устройстве обогрева наружных входных площадок и пандусов отсутствует, вследствие чего, не могло быть включено в проектные решения и выполнено. Все остальные требования – навес, водоотвод, габаритные размеры – выполнены (л.д.77).
Установка двухпролетного пандуса и кнопки вызова, выполненная ответчиком для оборудования входа в кафе «Северянка», соответствует требованиям действующего законодательства и нормативно-технических документов.
Обязанность собственника помещения по выполнению требований п.п.6-9,11 л.д. 24 должна была устанавливаться заданием на проектирование реконструкции объекта по согласованию с ПГОКРОВОИ и УСЗН по **********. Учитывая тот факт, что согласно акту от **.**.**, подписанному представителями ПГОКРОВОИ и УСЗН по **********, уровень доступности и комфортности помещений в кафе «Северянка» соответствует минимальным требованиям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», необходимость выполнения требований истца, изложенных в п.п.6-9,11 на л.д. 24, при проектировании реконструкции данного объекта не устанавливалась.
Экспертное заключение составлено лицом, обладающим специальными познаниями в данной области, по результатам детального осмотра крыльца и помещений кафе «Северянка», эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; нарушений требований закона при проведении экспертизы не допущено. Какими-либо объективными данными заключение эксперта сторонами по делу не опровергнуто. Данное заключение принимается судом.
Согласно акта от **.**.**, составленного представителями УСЗН **********, КРООВОИ и директором ООО «Сантехмонтаж Плюс» в кафе соблюдены условия, минимальные потребности маломобильных групп населения, иную перестройку, переделку входа и замену входных дверей в кафе «Северянка», залов кафе, бара и туалетов комиссия считает нецелесообразным (л.д.108).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости установления у входа в кафе пандуса с подогревом поверхности и водоотводом в качестве единственно возможного средства подъема, а также перестройки, переделки входа и замены входных дверей в кафе «Северянка», залов кафе, бара и туалетов, стороной истца не представлено.
Поскольку в настоящее время ответчиком для входа в кафе выполнена установка двухпролетного пандуса и кнопки вызова, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в получении услуг были согласованы ответчиком с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с общественным объединением инвалидов, выполнение иных требований истца по переоборудованию здания кафе не представляется возможным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части переоборудования здания кафе.
Согласно ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. При этом, моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
На основании ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага,
В связи с тем, что **.**.** у входа в кафе «Северянка» отсутствовали средства доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, истцу причинены нравственные страдания.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень нравственных страданий истца (истец испытывал переживания и стресс, вызванный произошедшим), обстоятельства, при которых истцу причинены нравственные страдания, индивидуальные особенности истца (инвалид первой группы), степень вины причинителя вреда, принцип разумности и справедливости, и считает возможным определить в счет компенсации морального вреда 2000 руб.
При обращении в суд с иском истец освобожден от уплаты государственной пошлины в доход бюджета (подпункт 3, 4 пункта 1 ст.333.36 НК РФ). С ответчика взыскивается государственная пошлина в размере 300 рублей (ст.103 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ООО «СантехмонтажПлюс» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей (две тысячи рублей).
Взыскать с ООО «СантехмонтажПлюс» государственную пошлину в доход бюджета МО МР «Печора» в сумме 300 рублей (триста рублей).
В остальной части исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья Н.А. Бош