дело №...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное определение
28 октября 2014 года г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей: Михляевой Г.А.,
Салихова Х.А.,
при секретаре Ломакиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2014 года, которым постановлено: иск Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан признании незаконным бездействия администрации по аварийному дому адрес РБ, обязании принятия решения дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома в 3-х месячный срок, предоставлении Саттаровой Ф.З. благоустроенного жилья по договору социального найма, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский райе Республики Башкортостан, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании аварийного адрес РБ.
Обязать Администрацию сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан принять решение о дальнейшем использовании аварийного адрес РБ и сроках его расселения и в 3-х месячный срок со дня принятия решения предоставить Саттаровой Ф.З. благоустроенное жилье по договору социального найма, в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и технически требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ, действуя в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее по тексту администрация СП) о признании незаконным бездействия администрации по аварийному дому адрес адрес РБ, обязании принятия решения о дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома в 3-х месячный срок, предоставлении Саттаровой Ф.З. и Калимуллиной З.Н. благоустроенного жилья по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес находящийся на балансе администрации сельского поселения, актом межведомственной комиссии №... от дата признан аварийным и непригодным для проживания. Саттарова Ф.З. и Калимуллина З.Н. проживают в квартирах №... и №... соответственно, по договорам социального найма. По состоянию на дата администрацией сельского поселения не принято решение о дальнейшем использовании дома. Жильцы продолжают проживать в доме, который предоставляет угрозу их жизни и здоровью.
Просит признать незаконным бездействие администрации СП, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании аварийного дома, обязать администрацию СП принять решение о дальнейшем использовании аварийного дома и сроках его расселения и в 3-х месячный срок со дня принятия решения расселить жильцов дома, предоставив Саттаровой Ф.З. и Калимуллиной З.Н. благоустроенное жилье по договору социального найма, в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены Саттарова Ф.З. и Калимуллина З.Н.
Определением суда от дата производство по иску в части признания бездействия администрации сельского поселения по расселению жильцов дома незаконным и предоставления по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в интересах Калимуллиной З.Н., прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит глава администрации СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский р-н Имаев Р.Р., указывая на то, что возложил обязательства на ненадлежащего ответчика, поскольку Соглашением между органами местного самоуправления МР Дюртюлинский района РБ и СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ достигнуто соглашение о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности СП, денежные средства под расселение из аварийного жилищного фонда являются расходными обязательствами администраций муниципального района.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения главы администрации СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский района РБ Имаева Р.Р., поддержавшего жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры РБ Крупновой А.И., представляющей интересы Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ, поддержавшую решение, обсудив доводы жалобы, возражений прокурора, коллегия находит решение подлежащим отмене.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из материалов дела следует и установлено судом, что многоквартирный жилой дом, в котором проживает Саттарова Ф.З., расположенный по адресу: адрес находится в муниципальной собственности.
В соответствии с актом от дата. №... указанный дом отнесен к категории непригодного для проживания, что подтверждается актом межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением главы администрации МР адрес от дата №... как имеющий износ конструкции 72%.
В ходе осмотра здания и жилых помещений выявлено наличие трещин стен, раскрытие шва кладки облицовки здания, перекосы стен, полов и перекрытий, продольные и поперечные трещины, прогибы балок и прогонов, стены повреждены гнилью, оконные переплеты, створки не открываются, на полу имеются прогибы и просадки, поражению гнилью.
Согласно заключения межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением главы администрации МР адрес от дата №... дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Проживание Сатаровой Ф.З. в указанном доме является небезопасным, имеется угроза обрушения дома, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункту 6 части 1 статьи 14 к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
Вместе с тем, ч. 2 статьи 15.1 названного Закона, обозначено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 названной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Как усматривается из Устава СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности СП; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в СП и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством ( ст.3 ч.1 абз.3,6 Устава).
Квартира №... общей площадью ... кв.м., в многоквартирном адрес Республики Башкортостан, включена в состав казны администрации сельского поселения (выписка из реестра муниципального имущества сельского поселения от дата года).
Между тем, в соответствии с договором №... на управление жилищным фондом от дата СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский района РБ и Комитет по управлению собственностью Минимущества РБ по Дюртюлинскому району передало МУП Семилетовское производственное управление ЖКХ выполнение работ и услуг по технической эксплуатации жилого и нежилого фонда адрес ( л.д....), в перечень передаваемых домов отнесен также адрес ( л.д....
В силу п. 2 ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Достигнутым между органами местного самоуправления МР Дюртюлинский р-н РБ и СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ от 25.12.2013г. Совет СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский р-н РБ передал осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения Совету МР Дюртюлинский район РБ ( л.д....). Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения.
Кроме того постановлением Правительства Республики Башкортостан № 157 от 14.05.2008г. предусмотрено, что средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда предоставляются бюджетам муниципальных районов.
Таким образом, законодатель определил обязательные полномочия администраций сельских поселений по предоставлению жилья малоимущим гражданам; достигнутым же соглашением между органами местного самоуправления от 25.12.2013г. также не оговорена обязанность администрации СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский района РБ за сельским поселением по предоставлению жилья при переселении граждан из ветхого жилья.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из обращения главы СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский район от дата. №... усматривается обращение главы СП к главе администрации МР Дюртюлинский р-н с ходатайством о включении в республиканскую программу «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, адрес ( л.д....).
Между тем, из ответа №... от дата следует, что указанный дом не включен в Адресную Программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017г.г.
При указанных обстоятельствах коллегия полагает, что администрация СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский р-н РБ в рамках предоставленных ей полномочий не проявила бездействия.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дюртюлинским межрайонным прокурором заявлены требования к Администрации СП Семилетовский сельсовет МР Дюртюлинский район.
Согласно ст. 41 ГПК РФ во взаимосвязи с абз. 3 п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", - если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Из материалов дела следует, что прокурор в последующем не изменял исковые требования.
Определением от 28 августа 2014г. суд первой инстанции по своей инициативе привлек в качестве соответчика администрацию МР Дюртюлинский район( л.д....), из протокола не усматривается ходатайство прокурора о замене ответчика на надлежащего (л.д....), также не истребовано согласие истца на замену ответчика.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось по тем основаниям, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 03 сентября 2014года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении иска Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан признании незаконным бездействия администрации по аварийному дому адрес РБ, обязании принятия решения дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома в 3-х месячный срок, предоставлении Саттаровой Ф.З. благоустроенного жилья по договору социального найма, отказать.
Председательствующий: Н.М. Мухаметова
Судьи: Г.А. Михляева
Х.А. Салихов
Справка: судья ФИО