<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-5300/2024
05RS0031-01-2024-005647-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«03» декабря 2024 года город Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедовой З.А., при секретаре судебного заседания Чагучиевой Н.Р., с участием истца Шихшаева К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шахшаева ФИО15 к ОСФР по Республике Дагестан и ОСФР по Республике Татарстан о перечислении средств материнского (семейного) капитала,
установил:
Шахшаев К.Г. обратился в суд с настоящим иском, в котором указывает, что он является опекуном несовершеннолетних Шахшаева А.Ш. ДД.ММ.ГГГГ и Шахшаевой Я.Ш. ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в ОПФР по РД о перечислении средств материнского (семейного) капитала на номинальные счета Шахшиева ФИО17 и Шахшиевой ФИО16, открытые в ПАО Сбербанк, для получения образования детьми, ему было отказано в соответствии с п.1 ч.6 ст.5 ФЗ № 256 от 29.12.2006. Указанный отказ считает незаконный, поскольку истец является опекуном над несовершеннолетними детьми. Просит суд обязать ОСФР по Республике Дагестан и ОСФР по Республике Татарстан перечислить средства материнского (семейного) капитала на номинальные счета Шахшиева ФИО19 и Шахшиевой ФИО18, открытые в ПАО Сбербанк
Определением суда от 09.10.2024 в качестве соответчика привлечено Отделение СФР по Республике Татарстан.
В судебном заседании Шахшаев К.Г. просил удовлетворить исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Иные стороны, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрении настоящего дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о рождении №, родителями Шахшаева А.Ш. являются Шахшаев Ш.К. и Шахшаева Ф.Ш.
Согласно свидетельству о рождении №, родителями Шахшаевой Я.Ш. являются Шахшаев Ш.К. и Шахшаева Ф.Ш.
19 сентября 2011 года Шахшаевой Ф.Ш. выдан государственный сертификат на материнский капитал в размере 365 698 руб. 40 коп.
ДД.ММ.ГГГГ Шахшаева Ф.Ш. умерла.
03 октября 2014 года расторгнут брак, заключенный между Шахшаев Ш.К. и Шахшаева Ф.Ш., на основании решения мирового судьи № 377 Пресненского района г. Москвы от 02 сентября 2014 года.
Постановление главы МО «Новолакский район» Айдиева Г. истец Шахшаев К.Г. назначен опекуном Шахшаевой ФИО21- ДД.ММ.ГГГГ Шахшаева ФИО23 - ДД.ММ.ГГГГ и Шахшаевой ФИО22 -ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что отец детей Шахшаев ФИО24 находится под следствием в качестве обвиняемого в убийстве жены, матери детей.
13.11.2023 вынесены уведомления об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал №, №, в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки (право переходит от матери к отцу).
Обращаясь с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, истец мотивирует его получением образования детьми, а именно изучения французского, однако вопреки установленным правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, просит перечислить денежные средства на номинальный счет детей, а не на счет организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Закон N 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получение образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышение уровня пенсионного обеспечения.
На основании п. 3 ст. 2 Закона N 256-ФЗ государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;
6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;
7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Право женщин, указанных в названной статье, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном СК РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей (ч. 3 ст. 3).
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с ч. 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет (ч. 4 ст. 3).
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в ч. 4 названной статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в ч. 3 указанной статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в ч. 3 настоящей статьи (ч. 5 ст. 3).
В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 - 5 статьи 3 данного закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (часть 2 статьи 7).
Часть 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ предусматривает, что случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, устанавливающие порядок обращения за дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, суд считает отказ в выдаче государственного сертификата правомерным, поскольку законом не предусмотрено обращения опекуна в рамках распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
Между тем, материалами дела установлено, что мать несовершеннолетних ФИО9 и ФИО26 Шахшаева Ф.Ш. умерла ДД.ММ.ГГГГ, второй родитель Шахшаев Ш.К. не утратил права на распоряжение средствами материнского капитала.
Поскольку право Шахшаева К.Г. как опекуна на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, а также право на его распоряжение несовершеннолетних детей не возникло, его требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Шахшаева ФИО27 к ОСФР по Республике Дагестан и ОСФР по Республике Татарстан о перечислении средств материнского (семейного) капитала на номинальные счета Шахшиева ФИО28 и Шахшиевой ФИО29, открытые в ПАО Сбербанк.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17декабря 2024 г.
Председательствующий З.А.Магомедова