№2-431/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-000570-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шираповой Е.О. к администрации МО «Селенгинский район» о возложении обязанности провести аукцион на продажу земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ширапова Е.О. обратилась в суд с иском, в котором просит признать недействительными результаты по извещению № 21000023600000000227 лот № 2 «О приеме заявлений о предоставлении земельного участка в собственность, с кадастровым номером обязать администрацию муниципального образования «Селенгинский район» Республики Бурятия провести аукцион на продажу земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В обоснование требований указывает, что 29.11.2023 на официальном сайте ГИС Торги опубликовано извещение № 21000023600000000227 лот № 2 «О приеме заявлений о предоставлении земельного участка в собственность, с кадастровым номером . Срок приема заявлений был установлен до 17 час. 28.12.2023. Общий срок подачи заявлений составил 29 дней. В связи с отсутствием возможности подать заявление нарочно, истцом 27.12.2023 почтой направлено заявление о намерении участвовать в аукционе, которое вручено адресату только 09.01.2024 в связи с неудачной попыткой вручения 29.12.2023. Однако заявление оставлено без рассмотрения, так как поступило после окончания даты приема заявлений. Кроме того, 27.12.2023 посредством портала государственных услуг направлялось заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в ответ на которое направлено постановление № 26 от 09.01.2024 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления физическому лицу земельного участка», рекомендовано подать заявление о проведении аукциона по продаже земельного участка. Действиями (бездействием) администрации района, выразившимися в непроведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером нарушены нормы Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О защите конкуренции», права истца на участие в аукционе на куплю-продажу земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сампилова Ц.Л., администрация МО СП «Нижнеубукунское».
В судебном заседании представители администрации МО «Селенгинский район» Нургалиева Е.Ю., Васильева Н.В. возражали против удовлетворения требований, пояснили, что земельный участок по договору купли-продажи предоставлен Сампиловой Ц.Л. в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности последней зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Истец Ширапова Е.О., третье лицо Сампилова Ц.Л., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса (пункт 1).
В извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (пункт 2).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7).
Как усматривается из материалов дела, 21.11.2023 Сампилова Ц.Л. обратилась в администрацию МО «Селенгинский район» с заявлением, в котором просила предоставить для ведения сельского хозяйства земельный участок в собственность за плату.
На основании поступившего заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28.11.2023 в 16:13 (МСК+5) администрацией МО «Селенгинский район» на официальном сайте в сети Интернет torgi.gov.ru опубликовано извещение № 21000023600000000227 лот № 2 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В извещении о предоставлении земельного участка в собственность для ведения сельского хозяйства от 28.11.2023 указана информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка: лично или посредством почтового отправления на бумажном носителе по адресу: ; дата и время начали приема заявлений: 29.11.2023 08:00 (МСК+5), дата и время окончания приема заявлений: 28.12.2023 17:00 (МСК+5); адрес или иное описание местоположения земельного участка: Республика Бурятия, Селенгинский район, СП Нижнеубукунское; кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости: , 838 025 кв.м.; адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе: администрация МО «Селенгинский район», с 08:00 до 17:00.
Извещение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов также опубликовано в газете «Селенга» № 47 (9634).
В установленный срок до 17 час. 28.12.2023 в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, заявлений граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в администрацию МО «Селенгинский район» не поступило, что явилось основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ администрацией МО «Селенгинский район» Сампиловой Ц.Л. направлен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером для подписания.
16.01.2024 между администрацией МО СП «Нижнеубукунское» и Сампиловой Ц.Л. заключен договор купли-продажи земельного участка № 7, по условиям которого администрация на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.18 ЗК РФ продала, а Сампилова Ц.Л. купила в собственность земельный участок с кадастровым номером
Земельный участок передан согласно передаточному акту от 16.01.2024, оплата по договору в размере 33185,79 руб. произведена в тот же день, что подтверждается чеком ПАО Сбербанк.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности Сампиловой Ц.Л. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано 22.01.2024.
Между тем, из материалов дела также следует, что 26.12.2023 Шираповой Е.О. в администрацию МО «Селенгинский район» направлено заявление о предоставлении в собственность за плату для пастбища земельного участка с кадастровым номером на основании пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
Из искового заявления следует, что 27.12.2023 в 00:35 Шираповой Е.О. через портал государственных услуг также направлено заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
27.12.2023 Шираповой Е.О. в администрацию МО «Селенгинский район» направлено заявление о намерении участвовать в аукционе на право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером на бумажном носителе путем почтового отправления.
Согласно сведениям об отслеживании почтового отправления, содержащимся на сайте АО «Почта России», почтовое отправление принято в отделении связи 27.12.2023 в 18:23, покинуло место приема 27.12.2023 в 19:06, прибыло в сортировочный центр 29.12.2023 в 10:34, прибыло в место вручения 29.12.2023 в 12:25, неудачная попытка вручения 29.12.2023 в 12:37, 13:30, вручение адресату почтальоном 09.01.2024 в 16:41.
Факт поступления заявления Шираповой Е.О. о намерении участвовать в аукционе в администрацию МО «Селенгинский район» 09.01.2024 подтверждается также уведомлением о вручении, штампом входящей корреспонденции № 20 от 09.01.2024.
09.01.2024 администрацией МО «Селенгинский район» по результатам рассмотрения обращения Шираповой Е.О. принято постановление № 26 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления физическому лицу земельного участка», из которого следует, что в соответствии с п. 13 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, было опубликовано и размещено в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; Шираповой Е.О. отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов; рекомендовано подать заявление о проведении аукциона по продаже земельного участка.
Заявление Шираповой Е.О. о намерении участвовать в аукционе на оформление права собственности на земельный участок от 27.12.2023 администрацией МО «Селенгинский район» оставлено без рассмотрения, о чем заявителю сообщено в ответе № 01-04-01-46 от 15.01.2024, в обоснование которого указано на то, что срок окончания подачи заявлений установлен до 28.12.2023 до 17 час., заявление о намерении участвовать в аукционе поступило в адрес администрации МО «Селенгинский район» почтовым отправлением после даты приема заявлений, указанного в извещении № 210000023600000000227, и зарегистрировано в книге входящих документов под № 20 от 10.01.2024.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами и также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Вместе с тем избранный способ защиты является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он соответствует имеющемуся или предполагаемому нарушению права и действительно обеспечит восстановление нарушенного материального права или защиту законного интереса.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 3 ГПК РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо закрепленных в законе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1583-О, от 19 декабря 2019 года N 3488-О, от 23 июля 2020 года N 1779-О и др.).
В обоснование исковых требований о признании недействительными результатов по извещению о предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности по проведению аукциона на продажу земельного участка с кадастровым номером , истец ссылается на то, что администрацией МО «Селенгинский район» нарушен 30-дневный срок приема заявлений.
Принимая во внимание, что извещение о предоставлении земельного участка опубликовано 28.11.2023, установление администрацией МО «Селенгинский район» срока окончания подачи заявлений 28.12.2023 в 17 час., что составляет 30 дней со дня опубликования и размещения извещения, является правомерным.
Из материалов дела следует, что право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в установленном законом порядке за Сампиловой Ц.Л.
Из положений статьей 8, 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Истцом требование об оспаривании права собственности Сампиловой Ц.Л., сделки купли-продажи объекта недвижимости и иных нормативных актов органа местного самоуправления, связанных с предоставлением земельного участка в собственность, не заявлено.
Оснований для выхода за пределы исковых требований, установленных федеральным законом в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривается.
При таких обстоятельствах, поскольку истцом заявлено требование о признании недействительными результатов по извещению о предоставлении земельного участка в собственность без оспаривания права собственности третьего лица на этот земельный участок, действий (бездействия) администрации, связанных с предоставлением земельного участка истцу, третьему лицу, суд приходит к выводу о том, что Шираповой Е.О. избран способ защиты, который не может привести к восстановлению ее права, в связи с чем заявленные требования о признании недействительными результатов по извещению и возложении на администрацию обязанности повести аукцион в отношении земельного участка, права на которые уже зарегистрированы в установленном законом порядке, удовлетворены быть не могут, поскольку какие-либо права и обязанности в случае удовлетворения этого требования не возникнут, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, не произойдет.
Вместе с тем, истец не лишен права на обращение в суд за защитой нарушенных прав в установленном законом порядке с требованиями об оспаривании договора купли-продажи земельного участка, действий (бездействия) органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о намерении участвовать в аукционе, предоставлении земельного участка третьему лицу (отказе в его предоставлении истцу).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 05.06.2024.