Дело № 2-1767/2019
75RS0023-01-2019-002350-91
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
г.Чита 06 ноября 2019 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего судьи Эповой Е.А.,
при секретаре Забелиной Е.К.,
с участием истца заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная Кратяна Р.М., действующего на основании прав по должности,
представителя истца Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю Шмыкова Н.А., действующего на основании доверенностей от 10.01.2019, 30.04.2019,
ответчика Кузьминых А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю к Кузьминых А.Н. об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия и прекращении права собственности на боевое ручное стрелковое оружие,
УСТАНОВИЛ:
Врио военного прокурора гарнизона Дровяная обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлен факт нарушения законодательства о сохранности оружия и боеприпасов. Так, на основании счета-наряда № от 07.10.2002 из войсковой части 55449 (в настоящее время войсковая часть 59313-47), дислоцированной в <адрес>, Совету ВОО ЗабВО г. Читы продан карабин ОП СКС, калибра <данные изъяты>., серии <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска. В настоящее время указанный карабин принадлежит на праве собственности Кузьминых А.Н. 26 февраля 2018 года Кузьминых А.Н. получено разрешение серии <данные изъяты> № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему модели ОП СКС, калибра <данные изъяты>., серии <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска. Согласно заключению специалиста № 40 от 17 мая 2019 года приобретённое Кузьминых А.Н. оружие относится к боевому ручному стрелковому нарезному огнестрельному оружию. Законных оснований для нахождения в собственности у Кузьминых А.Н. боевого ручного стрелкового нарезного огнестрельного оружия не имеется.
Просит суд прекратить право собственности Кузьминых А.Н. на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие – ОП СКС, калибра <данные изъяты>., серии <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска с передачей указанного оружия в собственность Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и возмещением бывшему собственнику стоимости имущества; аннулировать разрешение серии <данные изъяты> №, в соответствии с которым Кузьминых А.Н. имеет право хранения по месту жительства и ношения охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное 26 февраля 2018 года ЦЛРР УФСВНГ РФ по Забайкальскому краю Кузьминых А.Н. на оружие ОП СКС, калибра <данные изъяты>., серии <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска.
В судебном заседании заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная Кратян Р.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил аналогичное вышеизложенному. Указал, что стоимость единицы оружия определена в соответствии со сборником цен номенклатуры ГРАУ МО РФ, т.к. оружие снято с вооружения, после 2008 года номенклатура не обновлялась.
Представитель истца Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Забайкальскому краю Шмыков Н.А. в суде заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Кузьминых А.Н. исковые требования не признал, выразил несогласие со стоимостью карабина, в случае принятия решения о прекращении его права собственности на оружие, полагал подлежащей взысканию в его пользу компенсацию стоимости оружия с учетом износа, в сумме 10 000 рублей.
Третьи лица Министерство обороны Российской Федерации, Военно-охотничье общество Забайкалья – межрегиональная спортивная общественная организация в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявили, от командира войсковой части 59313-47 В.Голубева поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Из материалов дела следует, что 07 октября 2002 года войсковая часть 55449 продала Совету ВОО ЗабВО города Читы карабин ОП СКС, калибра <данные изъяты>., серии <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска (л.д. 8).
Указанное огнестрельное оружие приобретено Кузьминых А.Н. в магазине «Динамо», как следует из его письменных объяснений (л.д. 16-17), и не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно заключению специалиста № 40 от 17 мая 2019 года, образец огнестрельного оружия серии <данные изъяты> № является самозарядным карабином конструкции Симонова /СКС-45/ (длина ствола - 520 мм, общая длина - 1020 мм), калибра <данные изъяты>, предназначенным для стрельбы промежуточными патронами обр.1943г. калибра <данные изъяты>, т.е. является одноствольным боевым ручным стрелковым нарезным автоматическим огнестрельным оружием калибра <данные изъяты> (л.д. 9-15).
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, исчерпывающий перечень которых приведён в указанной статье, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314.
Согласно п.1 вышеназванных Правил оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее именуются - государственные военизированные организации).
В силу п.5 Правил государственные военизированные организации имеют право:
продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами;
продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему;
временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации;
приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях;
передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия;
передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.
Исходя из указанных норм, Кузьминых А.Н. не является лицом, в собственности которого может находиться боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие. Боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие не относится к гражданскому оружию, предназначенному для использования гражданами Российской Федерации в целях охоты, в связи с чем выдача разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия нельзя признать правомерным.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что имеющееся в собственности Кузьминых А.Н. оружие является боевым ручным стрелковым нарезным огнестрельным оружием, которое в силу закона не может ему принадлежать, в связи с чем требования о прекращении его права собственности на указанное оружие подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, с учётом того, что нахождение боевого оружия в собственности ответчика и выдача разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия противоречит положениям действующего законодательства, требования военного прокурора о прекращении права собственности данного лица на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие по основанию, предусмотренному ст. 238 ГК РФ, аннулировании выданного разрешения на хранение и ношение оружия являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия возложены на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с подп. 9 п. 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, к основным задачам Росгвардии относится, в том числе, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций.
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
В силу ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» п. 12 ст. 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что с 1 января 2018 г. субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются войска национальной гвардии Российской Федерации.
Иные органы государственной власти правом по изъятию, приёму, хранению и уничтожению оружия не наделены.
Таким образом, в силу приведённых норм, органом, в лице которого оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу подп. 90 п. 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, Федеральная служба Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Таким образом, исполнение настоящего решения связано с реализацией возложенных на Федеральную службу Росгвардии обязанностей по осуществлению контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 238 ГК РФ в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
Согласно справке войсковой части № от 22.07.2019 стоимость аналогичного боевого ручного стрелкового оружия в соответствии со сборником цен номенклатуры ГРАУ МО РФ от 01.08.2008 стоимость <данные изъяты> мм самозарядного карабина Симонова СКС составляет 1 673 рубля (л.д. 26).
Довод ответчика о несогласии с размером возмещения подлежит отклонению.
Справка о стоимости оружия, выданная войсковой частью <данные изъяты>, принимается судом в качестве доказательства стоимости оружия. Поскольку боевое оружие изъято из оборота и не может продаваться в розничных магазинах, справка ООО «СОМ «Динамо» не может быть принята в качестве допустимого доказательства, подтверждающего стоимость боевого оружия.
На основании изложенного, требования военного прокурора о прекращении права собственности Кузьминых А.Н. на указанное оружие подлежат удовлетворению, с возмещением последнему компенсации в размере 1 673 рубля.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░ ░░░, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> №, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 673 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2019 ░░░░.