Решение по делу № 2а-2509/2021 от 28.05.2021

УИД: 92RS0002-01-2021-002876-09

№ 2а-2509/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года                         г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи          Блейз И.Г.,

при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сник Л.С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, заинтересованные лица – Веселова А.В., Горончук Т.И., -

установил:

Сник Л.С. обратилась с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, просит признать незаконным и отменить решение Департамента от 20 мая 2021 года №ГУ-исх-4734/21 об отказе в предоставлении истцу земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь, Гагаринский район, кадастровый номер , площадью 407 кв.м, обязать заключить договор аренды. Требования мотивированы тем, что истец обратилась с заявлением от 16 апреля 2021 года о предоставлении участка, однако, ей было отказано, поскольку в отношении данного участка поступило заявление об аукционе.

Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Заслушав исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела усматривается, что Сник Л.С. обратилась 20 апреля 2021 года с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, расположенного по адресу г. Севастополь, Гагаринский район, кадастровый номер для ведения садоводства и огородничества сроком на 20 лет. Заявление мотивировано тем, что административный истец имеет статус «ребенок войны», в связи с чем просит предоставить участок на основании п.п.14 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.

20 мая 2021 года письмом исх. ГУ-исх-4734/21 истцу было отказано в предоставлении участка на основании п.12 ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно п.14 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.12 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

Как следует из 13 марта 2019 года Веселовой А.В. подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 407 кв.м., кадастровый номер

20 июня 2019 года подано заявление Горончук Т.И. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды в отношении указанного выше земельного участка.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 15 октября 2019 года №10347-РДЗ утверждена схема расположения участка.

24 апреля 2020 года зарегистрировано право собственности г. Севастополя на указанный выше участок.

Основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка послужил факт поступления заявления о проведении аукциона, однако, как следует из материалов дела, заявление о проведении аукциона поступило 13 марта 2019 года, истец обратилась с заявлением о предоставлении участка спустя 2 года – 20 апреля 2021 года, следовательно, на протяжении двух лет уполномоченным органом не принимались какие-либо решения относительно проведения аукциона, что создают правовую неопределенность относительно судьбы спорного участка и препятствует истцу реализовать право на получение участка.

Как следует из материалов, предоставленных Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, 20 августа 2020 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в адрес начальника Управления торгов и организационного обеспечения Департамента направлены материалы по определенным участкам для организации торгов, однако, на протяжении года какие-либо решения в отношении спорного участка не принимались, при этом истцу не было сообщено о сроках проведения аукциона и сроках принятия решения в случае отказа в проведении данного аукциона.

Поскольку вопрос о заключении договора аренды относится к компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, суд считает необходимым обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление административного истца.

Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Сник Л.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20 мая 2021 года, выраженное в письме № ГУ исх.-4734/21, об отказе Сник Л.С. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Сник Л.С., поступившее в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя 20 апреля 2021 года вх. ГУ-5541/21

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 29 июля 2021 года.

Председательствующий                             Блейз И.Г.

2а-2509/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сеник Любовь Серафимовна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Веселова Анастасия Валерьевна
Горончук Татьяна Игоревна
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Блейз Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
28.05.2021Регистрация административного искового заявления
31.05.2021Передача материалов судье
01.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее