Судья Каюмова А.Г. УИД 16RS0031-01-2024-000658-90
Дело № 2-696/2024
Дело № 33-15390/2024
Учет № 054г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маликовой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 июня 2024 года, которым исковое заявление Баранова В.А. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о взыскании незаконно удержанной/ невыплаченной премии за период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года, компенсации морального вреда (в редакции уточненных требований), удовлетворено частично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Баранова В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранов В.А. (далее – истец) обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства Российской Федерации (далее – ответчик) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о взыскании незаконно удержанной/ невыплаченной премии за период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года, компенсации морального вреда. В обосновании исковых требований указано, что на основании приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности за №704 от 23 мая 2022 года за период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года ему была не до выплачена премия в размере около 230 000 рублей. Действия работодателя истец считает незаконными и просил суд взыскать сумму невыплаченной премии, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании Баранов В.А. уточняя требования, соглашаясь с расчетом, предоставленным ответной стороной, просил взыскать с ответчика невыплаченную премию за период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года в размере 166 568,42 рублей, при этом указал, что с приказами о премировании в отраженных в них размере (менее 25%) он не был ознакомлен, оснований для снижения ежемесячных премий не имелось, в связи с несвоевременной и не полной выплатой премии ему причинен моральный вред, размер которого им определен в 50 000 рублей, из расчета 5000 рублей в месяц.
Представитель ответчика Амурский В.В. указывая на то, что порядок и размер выплат истцу премий, определен Порядком, утвержденным Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года № 195, при наличии дисциплинарного взыскания (за №704 от 23 мая 2022 года за период с 20 мая 2022 года) руководством было принято решение о выплате истцу премий за спорный период в меньшем размере, просил в иске отказать.
Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 июня 2024 года постановлено:
Исковые требования Баранова В.А. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о взыскании незаконно удержанной/ невыплаченной премии за период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года, компенсации морального вреда (в редакции уточненных требований), удовлетворить частично.
Взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (ИНН 1660075068, ОГРН 1041630231741) в пользу Баранова В.А., <дата> года рождения (ИНН ....) недовыплаченную за период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года премию в размере 166 568 (сто шестьдесят шесть тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 42 копеек, в счет компенсации морального вреда 5 000 (пять тысяч) рублей, всего 171 568 (сто семьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь) рублей 42 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Баранова В.А., <дата> года рождения (ИНН ....) о компенсации морального вреда, отказать.
В апелляционной жалобе Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу. Истец был неоднократно привлечен к дисциплинарной ответственности, что послужило основанием к снижению размера ежемесячных премиальных выплат. Кроме того, выплата дополнительных премий в сумме 126 132 рубля являлась правом, а не обязанностью руководителя, поскольку данные дополнительные премии не входят в систему оплаты труда и формируются за счет экономии фонда оплаты труда. Сотрудник неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. И решение о размере дополнительных премий принималось с учетом качества и эффективности исполнения сотрудником должностных обязанностей. Суд необоснованно заменил право решения руководством Главного управления МЧС России по Республике Татарстан обязанностью выплаты премий, никак это не мотивировав.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным. Также указано, что действующим было лишь одно дисциплинарное взыскание, остальные были отменены.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Баранов В.А. с жалобой не согласился, пояснив, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно нормам статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (статьи 133 ТК РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 ТК РФ).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются нормами Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с часть 12 статьи 2 названного закона премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года № 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее по тексту Порядок № 195).
Согласно пунктам 39 и 40 Порядка № 195 сотрудникам выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (далее в настоящем разделе - премия) из расчета трех окладов денежного содержания в год.
Премия выплачивается ежемесячно. Выплата премии производится одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем, за который выплачивается премия, и в декабре - за декабрь.
Премия исчисляется из расчета до двадцати пяти процентов оклада денежного содержания (в случае временного исполнения им обязанностей по вакантной должности - месячного оклада в соответствии с этой должностью), установленных на 1 число месяца, в котором выплачивается премия.
Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения сотрудниками должностных обязанностей и результатов профессионально-должностной и физической подготовки в месяце, за который производится выплата премии.
Основанием для определения конкретного размера премии является мотивированный рапорт непосредственного руководителя (начальника) сотрудника.
Сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание, премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.
Согласно пункту 43 Порядка № 195 за счет экономии денежных средств, выделенных из федерального бюджета на выплату денежного довольствия сотрудников, выплачиваются дополнительные премии в размере до одного оклада на основании: в территориальных органах и учреждениях МЧС России - приказа руководителя (начальника) территориального органа или учреждения МЧС России при представлении мотивированного рапорта руководителя структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник.
При принятии решения о выплате дополнительной премии учитываются следующие показатели службы сотрудников: степень важности и сложности выполненных заданий; эффективность достигнутых результатов по итогам работы за месяц, квартал или иной период, который устанавливается по решению руководителя (начальника) территориального органа МЧС России, учреждения МЧС России. Показатели оценки эффективности достигнутых результатов сотрудника устанавливаются приказом территориального органа, учреждения МЧС России и должны отражать количественную и качественную оценку его служебной деятельности; соблюдение установленных сроков и качество исполнения приказов, указаний, распоряжений, поручений вышестоящих должностных лиц; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию конкретного сотрудника; соблюдение служебной дисциплины.
По смыслу вышеназванных норм премия, выплата которой регулируется нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе. Уменьшение или полное лишение премии за конкретный период в связи с упущениями по службе не может быть произвольным, должно быть мотивировано.
Определение размера процентов ежемесячной премии, полагающейся работнику должно соответствовать оценке эффективности достигнутых результатов сотрудника.
Из материалов дела следует, что Баранов В.А. работает в ГУ МЧС РФ по РТ с 10 сентября 2019 года на должности начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району муниципального образования город Набережные Челны Управления надзорной деятельности и профилактической работы.
Приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 23 мая 2022 года за №704 Баранов В.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Приказ не оспорен.
Истец обратился в суд с настоящим иском, указывая, что в период с 20 мая 2022 года по 25 июня 2023 года ему недоплачена премия в общем размере 166 568,42 рублей.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку снижение размера ежемесячной премии, ежемесячной надбавки, дополнительных премий, истцу произведенное ответчиком в связи с наличием у истца непогашенного дисциплинарного взыскания (по приказу от 23 мая 2022 года за №704), в период после 23 июня 2022 года является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о наличии оснований для снижения премий истцу в связи с неоднократным привлечением к дисциплинарной ответственности, отклоняются судебной коллегией за несостоятельностью.
Решением Тукаевского районного суда РТ от 6 апреля 2023 года в рамках дела №2-400/2023 признаны незаконными и отменены: приказ начальника главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 30 ноября 2022 года № 1724 в части привлечения Баранова В.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора и приказ от 20 января 2023 года № 72 о внесении изменений в приказ от 30 ноября 2022 года № 1724.
Отменяя указанное решение в части, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан апелляционным определением от 3 июля 2023 года также признал незаконными и отменил приказ начальника главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан за № 1783 от 12 декабря 2022 года о привлечении Баранова В.А. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора и заключение служебной проверки от 29 ноября 2022 года.
Определением Шестого кассационного суда от 2 ноября 2023 года решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2023 года (в неотмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 03 июля 2023 года оставлены без изменения.
Таким образом, приказ от 30 ноября 2022 года № 1724 в части привлечения Баранова В.А. к дисциплинарной ответственности в виде выговора и приказ № 1783 от 12 декабря 2022 года о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, признаны незаконными.
Приказом от 17 августа 2023 года №307-НС на основании решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2023 года за №2-400/2023, апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июля 2023 года по делу №33-10421/2023 внесены изменения в приказы:
№521-НС от 12 декабря 2022 года, в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 6 включены в пункт 3;
№41-НС от 15 февраля 2023 года, в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 5 включены в пункт 3;
№81-НС от 14 марта 2023 года, в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 4 включены в пункт 3;
№125-НС от 14 апреля 2023 года, в котором в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 4 включены в пункт 3;
№ 168-НС от 15 мая 2023 года, в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 4 включены в пункт 3;
№209-НС от 14 июня 2023 года, в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 4 включены в пункт 3;
№247-НС от 14 июля 2023 года, в котором сведения о Баранове В.А. исключены из пункта 6 включены в пункт 1.
Единственный приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, который истец не оспорил, это №704 от 23 мая 2022 года, которым ему объявлен выговор.
Согласно положений Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России № 195 от 21 марта 2013 года, сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание, премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, ежемесячная премия не подлежала выплате Баранову В.А. по приказу от 23 мая 2022 года – с 23 мая 2022 года по 22 июня 2022 года.
Согласно справкам 2 НДФЛ доход Баранова В.А. за 2021 год составляет 810 154,04 рублей, за 2022 год 724 606,16 рублей, за 2023 год 733 956,08 рублей.
За спорный период Баранову В.А. были произведены следующие выплаты на основании приказов Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан:
- от 16 мая 2022 года за №200-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за апрель 2022 года, в размере 0,25 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию);
- от 14 июня 2022 года за №239-НС указано не производить выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за май 2022 года, отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 15 июля 2022 года за №296-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за июнь 2022 года, в размере 0,15 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 15 августа 2022 года за №343-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за июль 2022 года, в размере 0,15 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 12 сентября 2022 года за №1323 о выплате денежной премии сотрудникам в размере 50% одного должностного оклада, отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 12 сентября 2022 года за №1328 о выплате денежной премии сотрудникам в размере 50% от 0,7 одного должностного оклада, отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 13 сентября 2022 года за №387-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за август 2022 года, в размере 0,15 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 22 сентября 2022 года за №1392 о выплате денежной премии сотрудникам в размере 50% от 0,25 одного должностного оклада, отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 13 октября 2022 года за №476-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за сентябрь 2022 года, в размере 0,15 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 14 ноября 2022 года за №476-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за октябрь 2022 года, в размере 0,15 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 23 ноября 2022 года за №1687 о выплате денежной премии сотрудникам в размере 50% от 0,25 одного должностного оклада, отражено наличие привлечения к дисциплинарному взысканию на основании приказа за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 12 декабря 2022 года за №521-НС указано не производить выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за ноябрь 2022 года, отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 12 декабря 2022 года за №527-НС указано произвести выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за декабрь 2022 года, в размере 0,15 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 3);
- от 16 декабря 2022 года за №1827 о выплате денежной премии сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор» в размере 0,25 одного должностного оклада, отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 16 декабря 2022 года за №1832 о выплате денежной премии сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор» в размере 0,25 одного должностного оклада, отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 16 декабря 2022 года за №1837 о выплате денежной премии сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор» в размере 0,25 одного должностного оклада, отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 27 декабря 2022 года за №1919 о выплате денежной премии сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор» в размере 25% от 0,30 одного должностного оклада отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 27 декабря 2022 года за №1918 о выплате денежной премии сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор» в размере 0,25 одного должностного оклада, отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 15 февраля 2023 года за №41-НС указано не производить выплату премии за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за январь 2023 года, отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 5);
- от 14 марта 2023 года за №81-НС премия за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за февраль 2023 года в размере 0,10 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 14 апреля 2023 года за №125-НС премия за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за март 2023 года в размере 0,10 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 24 апреля 2024 года за №616 о выплате премии в размере 500 рублей за личный вклад сотрудника в общие результаты службы, оперативность и профессионализм в решение вопросов, входящих в его компетенцию, а также в связи с празднованием Дня пожарной охраны России;
- от 15 мая 2023 года за №168-НС премия за образцовое исполнение служебных обязанностей по итогам работы за апрель 2023 года в размере 0,10 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года; за №704 от 23 мая 2022 года (пункт 4);
- от 14 июня 2023 года за №209-НС по итогам работы за май 2023 года в размере 0,10 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года (пункт 4);
-от 19 июня 2023 года за №932 выплата денежной премии в размере 25% от одного оклада (за фактически отработанное время), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года (пункт 3);
- от 14 июля 2023 года за №247-НС по итогам работы за июнь 2023 года в размере 0,10 оклада денежного содержания (оклада по основной должности и оклада по специальному званию), отражено наличие привлечений к дисциплинарным взысканиям на основании приказов за №1783 от 12 декабря 2022 года, за №1724 от 30 ноября 2022 года (пункт 6).
Из справки за №456-10-66 от 31 мая 2024 года начальника ФЭУ (главного бухгалтера) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан следует, что за период с мая 2022 года по июнь 2023 года размер недополученной Барановым В.А. премии (надбавки) составляет 175 258,92 рублей, из них премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей и ежемесячной надбавки в сумме 48 042,30 рублей, из них май 2022 года 8 690,50 рублей, с июня по август 2022 года по 3 476,20 рублей ежемесячно, с сентября 2022 года по апрель 2023 года 3 615,40 рублей ежемесячно; ежемесячная надбавка от премии в размере 5% в сумме 1 084,62 рублей, из них декабрь 2022 года 361,54 рублей (от премии за ноябрь и декабрь), январь 2023 года 180,77 рублей (от премии за январь), февраль 2023 года 180,77 рублей (от премии за февраль), март 2023 года 180,77 рублей (от премии за март), апрель 2023 года 180,77 рублей (от премии за апрель); дополнительные выплаты премии в сумме 126 132 рублей, из них сентябрь 2022 года 23 579,60 рублей, ноябрь 2022 года 5 573,50 рублей, декабрь 2022 года 80 258,40 рублей, июнь 2023 года 17 720,50 рублей.
Согласно расчета, предоставленного ответной стороной, не оспоренного истцом (согласился с указанным расчетом), за спорный период (май 2022 года по июнь 2023 года) Барановым В.А., в связи с наличием дисциплинарного взыскания, наложенного Приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от 23 мая 2022 года за №704, было недополучена премия в размере 175 258,92 рублей.
Из приказов по премированию и доводов представителей ответчика в суде первой инстанции следует, что за спорный период премии Баранову В.А. были выплачены не в полном объеме в связи с наличием у него дисциплинарного взыскания выговора, наложенного Приказом №704 от 23 мая 2022 года. В суде первой инстанции представитель ответчика подтвердил, что основанием для выплаты истцу ежемесячных премий в меньшем размере (менее 25%) явилось наличие дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 23 мая 2022 года за №704, что противоречит положениям Порядка №195, предусматривающим, что сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание, премия не выплачивается только в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия, учитывая, что другие основания для снижения премии истцу ответчиком не указаны, а произвольное и необоснованное снижение премий вышеуказанным Порядком №195 не допускается, находит правильным вывод о взыскании в пользу истца невыплаченной премии в размере 166 568,42 рублей. Премия за май в размере 8 690,50 рублей обоснованно не выплачена истцу в связи привлечением истца к дисциплинарной ответственности приказом №704 от 23 мая 2022 года.
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Установление факта неправомерных действий ответчика, выразившихся в невыплате в полном объеме премии без законных на то оснований, является безусловным основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда (5 000 рублей) судом были приняты во внимание обстоятельства дела, длительность периода нарушения его прав в части неполной выплате премии (около года), характер перенесенных истцом физических и нравственных страданий, требования разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иную оценку доказательств по делу, основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию ответчика на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда. Однако данные доводы не имеют правового значения, они аналогичны тем, которыми заявитель жалобы обосновывал свою позицию в суде первой инстанции.
Решение суда, проверенное по доводам апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, соответственно, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 9 октября 2024 года.
Председательствующий
Судьи