Дело № 2а-909/2022
11RS0020-01-2022-001416-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2022 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Ермолаеву С.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Ермолаеву С.В. о взыскании в доход бюджета недоимки по налогу на имущество физических лиц: за 2019 год в размере 1 061 рубля, пеней на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год 0,90 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020; за 2020 год - в размере 1 167 рублей, пеней на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год 3,79 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021; по транспортному налогу с физических лиц: за 2019 год в размере 5 571 рублей, пеней на недоимку по транспортному налогу за 2019 года 4,74 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020; за 2020 год - в размере 5 571 рублей, пеней на недоимку по транспортному налогу за 2020 год 18,11 рублей.
В обоснование требований указано, что Ермолаев С.В. с 14.07.2012 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., а также с 26.10.2005 собственником автомобиля марки «...», г.р.з...., с 18.08.2012 – собственником транспортного средства «...», г.р.з. ..., и, соответственно, обязанным лицом к уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога. В установленные законом сроки налоги за 2019 и 2020 годы административным ответчиком уплачены не были. Требования налогового органа от 08.12.2020 № ..., от 15.12.2021 № ... и № ... административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми при надлежащем извещении своего представителя в судебное заседание не направила, в административном иске ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Ермолаев С.В. в судебное заседание не явился, извещалась судом по адресу регистрации, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почтовой службы «истек срок хранения», что в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации признается надлежащим извещением.
Исследовав и оценив материалы административного дела, обозрев материалы приказного производства № 2а-873/2022, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с абзацем 1 ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно п.2 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.400 и ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности, в том числе на жилой дом, квартиру.
В силу п.1 ст.408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу абзаца 1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п.3 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В таких случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться, в том числе, пеней.
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3). Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ермолаев С.В. в 2019, 2020 годах являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... Кроме того, Ермолаев С.В. в 2019, 2020 годах являлся собственником транспортных средств - автомобиля марки «...», г.р.з.... и автомобиля марки «...», г.р.з. ...».
В силу действующего законодательства указанное жилое помещение и транспортные средства является объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу с физических лиц.
Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми в адрес административного ответчика направлялись:
- налоговое уведомление № ... от 01.09.2020 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 1 061 рубля, транспортного налога - в сумме 5571 рублей со сроком уплаты не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах - 01.12.2020;
- налоговое уведомление № ... от 01.09.2021 о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 1 167 рублей, транспортного налога - в сумме 5571 рублей со сроком уплаты не позднее 01.12.2021.
Налогоплательщиком Ермолаевым С.В. указанные уведомления налогового органа получены 22.09.2020 и 22.09.2021 соответственно.
В нарушение положений ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налогов.
В этой связи налоговым органом в соответствие со статьями 45, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Ермолаева С.В. выставлены: требование № ... от 08.12.2020 об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 1 061 рубля, пеней на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 0,90 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020, а также транспортного налога с физических лиц - в сумме 5571 рубля, пеней на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 4,74 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 со сроком исполнения 12.01.2021 (л.д....); требование № ... от 15.12.2021 об уплате транспортного налога с физических лиц за 2020 год - в сумме 5571 рубля, пеней на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 18,11 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 со сроком исполнения 30.12.2021 (л.д....); требование № ... от 15.12.2021 об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 1 167 рублей, пеней на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 3,79 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 (л.д....).
Требования № ... от 08.12.2020 получено Ермолаевым С.В. 09.12.2020, № ... и № ... от 15.12.2021 - 17.12.2021.
Таким образом, налоговым органом в установленные сроки были выполнены требования законодательства о налогах и сборах об извещении налогоплательщика о размере и сроках уплаты налогов и пеней.
Как следует из материалов дела, административным ответчиком Ермолаевым С.В. недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 1 061 рубля, за 2020 год - 1167 рублей, пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 0,90 рублей, за 2020 год - 3,79 рублей, а также недоимка по транспортному налогу за 2019 год в сумме 5571 рублей, за 2020 год - 5571 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу за 2019 год в сумме 4,74 рублей, за 2020 год - 18,11 рублей не уплачены, что явилось основанием для обращения Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми к мировому судье Айкинского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми с заявлением о вынесении судебного приказа (16.05.2022), а после его отмены (23.05.2022) - в Усть-Вымский районный суд Республики Коми в порядке искового производства с настоящим иском (04.07.2022).
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции, действовавшей до 23.12.2020).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции, действующей после 23.12.2020).
Из материалов приказного производства № 2а-873/2022 следует, что 22.04.2022 налоговый орган обратился к мировому судье Айкинского судебного участка с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи от 22.04.2022 № 2а-873/2022 с Ермолаева С.В. в доход бюджета взысканы недоимка за 2019, 2020 годы: по транспортному налогу с физических лиц в размере 11142 рублей, пени в размере 22,85 рублей; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских поселений, в размере 2228 рублей, пени в размере 4,69 рублей, а всего в общей сумме 13 397 рублей; в доход бюджета МО МР «Усть-Вымский» взыскана государственная пошлина в сумме 267,95 рублей.
Определением мирового судьи от 23.05.2022 судебный приказ отменен в связи с поступлением от Ермолаева С.В. возражений относительно его исполнения.
Согласно абзацу 2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
04.07.2022 Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Ермолаеву С.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу с физических лиц за 2019-2020 годы, пеней на недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу с физических лиц за 2019, 2020 годы в сумме 13397,54 рублей.
Таким образом, установленный п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц и пеней, исчисляемый с 23.05.2022, на момент обращения в суд 04.07.2022 не истек, следовательно, срок обращения с заявленными требованиями в суд общей юрисдикции истцом соблюден.
Материалами дела подтверждено, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019-2020 годы, транспортному налогу с физических лиц за 2019-2020 годы, а также пени, начисленные за неуплату указанных налогов, административным ответчиком до настоящего времени не уплачены.
Административным ответчиком Ермолаевым С.В. не представлено доказательств об уплате в установленные законом сроки налога на имущество физических лиц за 2019-2020 годы, транспортного налога с физических лиц за 2019-2020 годы, а также пеней на налоговые недоимки за 2019, 2020 годы по требованиям налогового органа.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми требований о взыскании с Ермолаева С.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 года в размере 1061 рубля, за 2020 год - 1167 рублей, а также пеней на недоимку на доходы физических лиц: за 2019 года в размере 0,90 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020, за 2020 год - 3,79 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021; транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 5571 рубля, за 2020 год - 5571 рубля, а также пеней на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год: в размере 4,74 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020; за 2020 год: в размере 18,11 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, поскольку установленная законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога с физических лиц налогоплательщиком Ермолаевым С.В. не исполнена. При этом, срок обращения в суд с иском о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу с физических лиц налоговым органом не пропущен. Расчет задолженности судом проверен и является правильным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Республики Коми к Ермолаеву С.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортного налога, а также пени являются законным, обоснованным и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой права и ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика Ермолаева С.В. подлежит взысканию в доход бюджета МО МР «Усть-Вымский» государственная пошлина в размере 536 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Ермолаеву С.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пеней удовлетворить.
Взыскать с Ермолаева С.В., проживающего по адресу: ..., в доход бюджета недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1 061 рублей за 2019 год, в размере 1167 рублей за 2020 год, а также пени:
- в размере 0,90 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 на недоимку по налогу на имущество физических лиц;
- в размере 3,79 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2020 на недоимку по налогу на имущество физических лиц.
Взыскать с Ермолаева С.В. в доход бюджета недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 5 571 рубля за 2019 год, в размере 5571 рубля за 2020 год, а также пени:
- в размере 4,74 рублей за период с 02.12.2020 по 07.12.2020 на недоимку по транспортному налогу;
- в размере 18,11 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 на недоимку по транспортному налогу,
а всего взыскать 13 379,54 рублей.
Взыскать с Ермолаева С.В. в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» государственную пошлину в сумме 536 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий М.Н.Таскаева