Дело № 2-146/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мысковский городской суд
Кемеровской области
В составе судьи Попова А.А.
при секретаре Агеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мыски 26.02.2019 года дело по иску Старостина Ю. В. к управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании решения незаконным
У С Т А Н О В И Л:
Истец Старостин Ю. В. обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании решения незаконным. Просит признать решение Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа об отказе в выплате компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 28.02.2018 № 24 незаконным и обязать Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа назначить и выплатить компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности в размере 2 248 рублей 48 копеек.
Требования свои истец мотивировал тем, что Старостин Ю. В. является инвалидом <данные изъяты> группы по причине трудового увечья согласно справке от 02.03.2009 №, выданной филиалом № 14 общего профиля г. Между ре чепе к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области».
Заключением врачебной комиссии от 13.10.2011 № 628 у Старостина Ю.В. имеются медицинские показания на обеспечение транспортным средством с ручным управлением. Согласно справке от 07.12.2016 № выданной ГУ Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Старостину Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ предоставлено транспортное средство, срок эксплуатации которого составляет 7 лет.
Норма статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии инвалидам на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
28.02.2018 Управлением социальной защиты населения Мысковского городского округа в выплате компенсации в соответствии с требованиями пункта 1 ст. 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Старостину Ю.В., получившему транспортное средство по медицинским показаниям, отказано.
Данное решение Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа истец считает незаконным.
Согласно требованиям пункта 3 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.
Пунктом 21 указанных Правил установлено, что заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
В соответствии с нормой подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Согласно требованиям пункта 38 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286, оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.
По смыслу вышеуказанных требований законодательства следует, что срок использования транспортного средства исчисляется со дня его выдачи, после истечения которого лицо направляется на освидетельствование в бюро СМЭ.
Соответственно, Программа реабилитации пострадавшего Старостина Ю.В. от 29.05.2017 № 573.23.42/2017 не содержит информацию о нуждаемости в транспортном средстве, поскольку нуждаемость в транспортном средстве была определена при освидетельствовании в 2011 году и срок использования транспортным средством не истек.
В соответствии с Правилами выплаты инвалидам (в том числе детям- инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 19.01.2016 № 15, при обращении в уполномоченный орган получатель представляет следующие документы и их копии, в том числе, документ, подтверждающий медицинские показания на обеспечение транспортными средствами, выданный федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Старостиным Ю.В. в Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа представлена программа реабилитации пострадавшего № 972 к акту освидетельствования от 02.11.2011 № 1066, которой определена его нуждаемость в транспортом средстве сроком на 7 лет.
Таким образом, действиями должностных лиц Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа нарушено право инвалида, выразившиеся в неправомерном отказе в выплате компенсации уплаченной им страховой премии по договору ОСАГО (л.д.2-4).
В судебное заседание истец Старостин Ю.В. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, просил рассмотреть указанное дело в его отсутствие, о чем им было написано заявление (л.д.25).
В судебном заседании представитель ответчика Бахаева Н. А., действующая на основании доверенности от 31.01.2019 года (л.д.26) просила в удовлетворении заявленных требований отказать, предоставив письменные возражения, согласно которым указала, что истец обратился в Управление и представил в подтверждение программу реабилитации пострадавшего № от 02.11.2011 г, которой установлено медицинское показание к управлению транспортным средством с ручным управлением, но в связи с тем, что срок действия ПРП истек 02.11.2013 г, данный документ не может быть основанием, подтверждающим право гражданина на предоставление компенсации страховой премии по договору обязательного страхования Нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области предоставление компенсации страховой премии по договору обязательного страхования после окончания действия ПРИ не содержится, в связи с этим Управлением принято решение об отказе в выплате компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, поскольку правовых оснований для выплаты компенсации нет (л.д.48-50).
Суд, заслушав представителя истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, считает возможным удовлетворить заявленные требования истца в части по следующим основаниям.
При разрешении спора судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Одним из видов обеспечения по страхованию является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 15.05.2006 года № 286 "Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.
Судом установлено:
Истец Старостин Ю. В. является инвалидом <данные изъяты> группы по причине трудового увечья согласно справке от 02.03.2009 №, выданной филиалом № 14 общего профиля г. Между ре чепе к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (л.д.17).
Заключением врачебной комиссии от 13.10.2011 № у Старостина Ю.В. имеются медицинские показания на обеспечение транспортным средством с ручным управлением (л.д.11).
Согласно справке от 07.12.2016 №с, выданной ГУ Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Старостину Ю.В. 18.06.2012 предоставлено транспортное средство, срок эксплуатации которого составляет 7 лет (л.д.18).
Решением Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа от 28.02.2018 года в выплате компенсации в соответствии с требованиями пункта 1 ст. 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Старостину Ю.В., получившему транспортное средство по медицинским показаниям, отказано. Основанием для отказа послужило, то истец не предоставил документ, подтверждающий медицинские показания на обеспечение транспортными средствами, выданный федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (л.д.7).
Согласно программе реабилитации пострадавшего к акту освидетельствования № 972 от 02.11.2011 года имеются медицинские показания на обеспечение транспортным средством с ручным управлением (л.д.12).
Согласно программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 29.05.2017 года Старостин Ю.В. в обеспечении специальным транспортным средством не нуждается (л.д.14-15).
Истцу на праве собственности принадлежит легковой автомобиль LADA 21074, что подтверждается паспортом транспортного средства № (л.д.16).
01.03.2017 года истец оформил в ПАО СК «Росгосстрах» страховой полис по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оплатив при этом страховую сумму в размере 4 496 рублей 96 копеек (л.д.13)
Пунктом 21 указанных Правил установлено, что заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
В соответствии с нормой подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Из ответа ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» министерства труда и социальной защиты РФ» от 26.02.2019 года следует, что Старостин Ю.В. является пострадавшим в результате несчастного случая на производстве с 2009 года, по результатам освидетельствования 02.03.2009 г. в бюро № 14 общего профиля он признан инвалидом <данные изъяты> группы с причиной «трудовое увечье», а также установлено 100 (сто) % утраты профессиональной трудоспособности без срока переосвидетельствования. Программа реабилитации пострадавшего с необходимыми реабилитационными мероприятиями разрабатывалась каждые 2 года при очередном переосвидетельствовании. Впервые освидетельствование с целью определения нуждаемости в автотранспортном средстве по заявлению пострадавшего было 18.11.2011 г. в филиале бюро МСЭ № 22, по результатам которого, была разработана ПРП № 972 к акту освидетельствования № от 02.11.2011 года, сроком на 2 года (с 02.11.2011 г.). В ПРП была определена нуждаемость в обеспечении автотранспортным средством с ручным управлением без правой ноги по медицинским показаниям, противопоказаний к вождению на момент освидетельствования в бюро Ns 22 отсутствовали.
На экспертизу была предоставлена медицинская справка № от 30.05.2011 г. о годности к управлению автомобилем с ручным управлением. По ПРП № 972 пострадавший был обеспечен автотранспортным средством с ручным управлением в фонде социального страхования 18.06.2012 года.
Согласно п. 38 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286 оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным автотранспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико - социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.
Учреждение МСЭ проводит переосвидетельствование пострадавших по их заявлению с целью определения нуждаемости в автотранспортном средстве 1 раз в 7 лет. В данном случае, срок использования автомобиля с ручным управлением у пострадавшего Старостина Ю.В. истекает 18.06.2019 г., и на момент проведения медико - социальной экспертизы в бюро № 2.1 - 28,06.2017 г. этот вопрос еще не рассматривался.
В последней ПРИ № 573.23.42/2017 к акту освидетельствования № 936.23.42/2017 от 29.05.2017 г. срок проведения мероприятий заканчивается 29.05.2019 г., до истечения срока использования автотранспортным средством. При очередном проведении МСЭ в 2019 году с целью разработки ПРП будет повторно рассмотрен вопрос о нуждаемости пострадавшего в автотранспортном средстве с ручным управлением, и по результатам будет разработана новая ПРП с рекомендациями, при отсутствии противопоказаний к вождению (л.д.57-58).
Таким образом, судом установлено, что истец до 29.05.2019 года не должен проходить переосвидетельствование и соответственно у ответчика не должно было быть оснований для отказа истцу в выплате компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 28.02.2018 года №24.
В связи с чем суд считает возможным признать незаконным решение управления социальной защиты населения Мысковского городского округа об отказе в выплате компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 28.02.2018 года №24.
При этом суд принимая решение о защите нарушенного права истца не вправе подменять собой управление социальной защиты, в компетенцию которого входит принятие решения о выплате компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении требований связанные с возложением обязанности на Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа в назначении и выплате компенсации в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности в размере 2 248 рублей 48 копеек.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.02.2018 ░░░░ №24, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.03.2019 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░