Дело № 2-346/2024
УИД 11RS0016-01-2024-000370-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев 02 апреля 2024 года в с. Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дворникова Е. Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Коми о взыскании задолженности по выплате компенсации за пятый месяц со дня увольнения и компенсации морального вреда,
установил:
Дворников Е.Ю. обратился в суд с иском к УФНС России по Республике Коми о взыскании задолженности по выплате компенсации за пятый месяц со дня увольнения в размере 33 360 рублей 16 копеек, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что 07.09.2023 с ним расторгнут служебный контракт. Решением центра занятости населения от 19.02.2024 истцу назначена дополнительная компенсация за пятый месяц со дня увольнения. 29.02.2024 начислена и выплачена компенсация за пятый месяц со дня увольнения в размере 96 381 рубля 72 копеек. При расчете компенсации за пятый месяц со дня увольнения в состав среднемесячного заработка работодателем не включены суммы выплат средств материального стимулирования за период с сентября 2022 года по август 2023 года на общую сумму 523 311 рублей 01 копейка, в связи с чем, причитающиеся истцу денежные средства в полном объеме не выплачены.
Истец Дворников Е.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УФНС России по Республике Коми Шибаев А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что расчет, произведенный истом является верным.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 14.03.2017 № Дворников Е.Ю. принят на государственную должность федеральной государственной службы – специалист 1-го разряда отдела камеральных проверок №3.
Приказом Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 02.04.2018 № Дворников Е.Ю. со 02.04.2018 переведен на должность старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №3.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 11.09.2019 № Дворников Е.Ю. с 12.09.2019 переведен на должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №3.
Приказом Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 20.09.2019 № Дворников Е.Ю. временно на период с 20.09.2019 по 19.09.2020 переведен на должность заместителя начальника отдела камеральных проверок №3.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 17.07.2019 № Дворников Е.Ю. временно на период с 17.07.2020 по 16.07.2021 переведен на должность начальника отдела камеральных проверок №3.
Приказом Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 13.07.2021 № Дворникову Е.Ю. продлен срок замещения должности начальника отдела камеральных проверок №3 сроком на два года с 17.07.2021 по 16.07.2023.
Приказом Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 11.07.2023 № Дворникову Е.Ю. продлен срок замещения должности начальника отдела камеральных проверок №3 сроком на два года с 17.07.2023 по 16.07.2024.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми от 07.09.2023 № служебный контракт с Дворниковым Е.Ю. расторгнут в связи с сокращением должности государственной службы в государственном органе (п.8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Коми 18.09.2023 реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми.
На основании вступившего в законную силу решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17.10.2023 с УФНС по Республике Коми в пользу Дворникова Е.Ю. взыскана задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 79 699 рублей 90 копеек, недоначисленные отпускные в размере 100 757 рублей 58 копеек, недоначисленная компенсационная выплата в объеме четырехмесячного денежного содержания в размере 133 440 рублей 64 копеек, проценты в порядке ст.236 Трудового кодекса РФ в размере 10 380 рублей 33 копеек, с возложением на УФНС по Республике Коми обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ.
19.02.2024 Дворников Е.Ю. обратился в Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения Сыктывдинского района» с заявлением о принятии в соответствии с положениями ст. 318 Трудового кодекса РФ решения о сохранении за ним среднего месячного заработка в течение 5 месяца со дня увольнения с последнего места работы.
На основании решения Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения Сыктывдинского района» от 19.02.2024 № истцу назначена дополнительная компенсация за пятый месяц со дня увольнения.
29.02.2024 Дворникову Е.Ю. начислена и выплачена компенсация за пятый месяц со дня увольнения в размере 96 381 рубля 72 копеек.
Указывая на то, что при расчете компенсации среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения ответчиком не включены суммы выплат средств материального стимулирования за период с сентября 2022 года по август 2023 года, Дворников Е.Ю. обратился в суд с рассматриваемы иском.
Разрешая по существу заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Согласно ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата сохраняемого среднемесячного заработка на период трудоустройства, предусмотренная ст. 318 Трудового кодекса РФ, является мерой социальной защиты не безработных, а гарантией и компенсацией для лиц, уволенных с работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, если они в месячный срок обратились в орган службы занятости населения и не были трудоустроены. Выплата производится на основании соответствующего решения органа службы занятости населения.
В силу ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 5 той же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4; ежемесячное денежное поощрение (пункт 5); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6).
Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 №554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
В соответствии с абз. 4 п. «б» ч.1 настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в следующих случаях выплаты денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.2 статьи 37 Федерального закона).
Согласно пункту 3 указанных Правил для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой и должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином граждански службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляю оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на граждански службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу см сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 Правил 554, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовым: актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностной оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с частью 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.
На основе анализа этих нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.2 статьи 37 Федерального закона).
В соответствии с п. 9 Правил 554 денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами четвертым, пятым, седьмым и восьмым подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил (премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих), начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Дворников Е.Ю., обращаясь в суд, представил расчет взыскиваемых денежных средств, из которого следует, что компенсация за пятый месяц со дня увольнения составляет 129 741 рубль 88 копеек.
В судебном заседании представитель УФНС России по Республике Коми подтвердил правильность произведенного истцом расчета.
Учитывая то, что, истцу ответчиком произведена выплата компенсации в размере 96 381 рубля 72 копеек, в рамках рассматриваемого дела с УФНС России по Республике Коми в пользу Дворникова Е.Ю. подлежит взысканию сумма в размере 33 360 рублей 16 копеек.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Из содержания данных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в случае спора размер компенсации морального вреда определяется судом по указанным выше критериям.
Принимая во внимание, что при разрешении спора установлено нарушение трудовых прав истца, выразившихся в не полном выплате пособия, имеются основания для удовлетворения требований Дворникова Е.Ю. о взыскании компенсации морального вреда, размер которого с учетом обстоятельств его причинения, степени вины работодателя, степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости, а также баланса интересов сторон определяется судом в 5000 рублей.
Руководствуясь, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Дворникова Е. Ю. <данные изъяты> удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми <данные изъяты> в пользу Дворникова Е. Ю. задолженность по выплате компенсации за пятый месяц со дня увольнения в размере 33 360 рублей 16 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2024.
Судья Е.А. Долгих