дело № 12-25/2024
УИД 03MS0210-01-2024-000778-51
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
27 июня 2024 года село Чекмагуш
Судья Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан Биктагиров Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан на постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан от 23 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Чекмагушевскому району Республики Башкортостан от 23 мая 2024 года, администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением, администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, поскольку осуществление полномочий сельским поселением осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты поселений. Финансовые средства выделяются на основании письма-запроса. Так в соответствии с заключенным соглашением из бюджета муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан в апреле месяце 2024 года (согласно письма-запроса) доведены лимиты на летнее содержание автомобильных дорог в общей сумме 0,6 млн. рублей. Администрация района передала полномочия осуществления дорожной деятельности органу местного самоуправления - администрации сельского поселения Чекмагушевский сельсовет, а последний принял на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог. Администрация муниципального района Чекмагушевский район района не является субъектом административного правонарушения.
Представитель администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан ФИО2 в судебном заседании просила удовлетворить жалобу.
Государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Чекмагушевскому району ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, решение мирового судьи оставить без изменения.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 15.40 ч., юридическое лицо - Администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, являясь ответственным юридическим лицом за содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии на территории муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, не приняло мер по своевременному устранению недостатков: покрытие проезжей части имеет колею глубиной от 2,5 см до 4,5 см, отдельное повреждение дорожного полотна в виде ямы шириной от 60 см до 70 см глубиной от 9 см до 13 см переулка Хлебозаводская <адрес> Республики Башкортостан. Далее, покрытие проезжей части имеет колею глубиной от 4,5 см до 6,5 см на протяжении 190,7 метров по <адрес> Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Чекмагушевскому району ФИО3 обследованы улицы <адрес>. По результатам обследования составлены протоколы инструментального обследования, согласно которых, выявлены следующие недостатки: покрытие проезжей части имеет колею глубиной от 2,5 см до 4,5 см; отдельное повреждение дорожного полотна в виде ямы шириной от 60 см до 70 см глубиной 9 см до 13 см переулка <адрес>. Далее, покрытие проезжей части имеет колею глубиной от 4,5 см до 6,5 см на протяжении 190,7 метров <адрес> РБ.
По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Чекмагушевскому району ФИО3 составлен протокол № об административном правонарушении по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, в связи с тем, что администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии, не приняло своевременных и достаточных мер по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, что привело к образованию снежного вала, снежного наката (зимней скользкости) с образованием колеи.
О дате и месте составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан была извещена ДД.ММ.ГГГГ, о чем стоит входящий №.
Выявленные нарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами инструментального обследования, фотографиями, сохраненными на диске.
Доводы жалобы о том, что содержание дорог передано сельскому поселению, был предметом проверки мировым судьей и обоснованно отклонен по основаниям, приведенным в указанном судебном акте, поскольку не свидетельствует о невиновности администрации, так как статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Передавая полномочия по содержанию дорог местного значения другому лицу, орган местного самоуправления вместе с тем сохраняет за собой контроль за сохранностью указанных дорог, неосуществление которого влечет ответственность, в том числе административную.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие меры по их соблюдению.
На основании изложенного суд второй инстанции соглашается с доводами мирового судьи, кроме того согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
На основании изложенных норм мировой судья обоснованно и принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, учитывая, что каких-либо тяжких последствий не наступило, с учетом имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося бюджетной организацией, что в совокупности может быть признано исключительными обстоятельствами по данному делу, назначил администрации административное наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ст.12.34 ч.1 КоАП РФ, с соблюдением требований ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые являются допустимыми, достоверными, достаточными в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу части 3 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Учитывая, что вина администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан доказана, оснований для отмены вынесенного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░