Дело № 3а-16/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
при секретаре Черновой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Региональному отделению политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае. В обоснование указало, что в связи с отсутствием членов Региональным отделением политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае (далее по тексту – Региональное отделение) в нарушение требований п. «а» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п.п. 6.34, 6.48 и 6.57 Устава политической партии «Трудовая партия России» (далее – Устав политической партии), не сформированы руководящие и контрольно-ревизионные органы Регионального отделения (Совет регионального отделения и Контрольно-ревизионная комиссия), в связи с чем проведение заседания высшего коллегиального органа управления Региональным отделением (Общего собрания) невозможно. Также указало, что 10 октября 2016 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – Управление) поступило заявление председателя Совета регионального отделения Леонтьева В.А. о приостановлении деятельности и ликвидации Регионального отделения в связи с выбытием членов отделения, с приложением протокола общего собрания Регионального отделения от 20 августа 2016 года из которого следует, что все члены Регионального отделения вышли из состава партии.
В связи с полученной информацией Управлением направлялись письменные предупреждения от 11 октября 2016 года и 15 ноября 2016 года о необходимости устранения Региональным отделением допущенных нарушений законодательства, которые были вручены председателю Регионального отделения Леонтьеву В.Л. лично под роспись. 11 ноября 2016 года 2016 года в Управление поступило заявление Леонтьева В.Л., из которого следовало, что в связи с отсутствием необходимой численности членов Регионального отделения, устранить нарушения, указанные в предупреждениях, не представляется возможным. Эти обстоятельства послужили основанием для обращения Управления с административным иском о приостановлении деятельности Регионального отделения, которое было удовлетворено решением Камчатского краевого суда 15 февраля 2017 года, вступившим в законную силу 20 марта 2017 года. В связи с тем, что в двухмесячный срок, указанный в решении суда от 15 февраля 2017 года, административным ответчиком не были устранены выявленные нарушения федерального законодательства, послужившие основанием для приостановления его деятельности, Управление обратилось в суд с требованием о ликвидации Регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Председатель Регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае Леонтьев В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. «а» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Аналогичные положения предусмотрены абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Региональное отделение действует на основании Устава политической партии «Трудовая партия России», принятого учредительным съездом политической партии 14 декабря 2013 года (далее – Устав политической партии).
В соответствии с п. 6.17 Устава политической партии руководящими органами регионального отделения являются: Конференция (Общее собрание) регионального отделения и Совет регионального отделения.
Выборным должностным лицом регионального отделения является председатель Совета регионального отделения.
В соответствии с п.п. 6.57-6.58 Устава политической партии постоянно действующим контрольно-ревизионным выборным коллегиальным органом регионального отделения является Контрольно-ревизионная комиссия регионального отделения. Члены Контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения избираются Конференцией (Общим собранием) регионального отделения тайным голосованием из числа членов партии, состоящих на учете в данном региональном отделении.
На основании ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Согласно п. «б» ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» вступившее в законную силу решение суда по административному делу о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также решение суда, которым признано обоснованным предупреждение (представление) об устранении нарушений закона либо решение уполномоченного органа о приостановлении деятельности, имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего административное дело о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан. Установленные такими судебными решениями обстоятельства не нуждаются в доказывании (ч. 2 ст. 64 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что решением Камчатского краевого суда от 15 февраля 2017 года, вступившим в законную силу 20 марта 2017 года, был удовлетворен административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю, деятельность Регионального отделения была приостановлена на срок два месяца.
Согласно данному решению судом было установлено, что Региональным отделением были допущены нарушения п. «а» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п.п. 6.34, 6.48 и 6.57 Устава политической партии, в связи с чем в адрес Регионального отделения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю в порядке п. 2 ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» были вынесены предупреждения № 41/03-23/3609 от 11 октября 2016 года и № 41/03-23/4025 от 15 ноября 2016 года, врученные лично председателю Регионального отделения Леонтьеву В.А.
Оба предупреждения содержали вывод о нарушении Региональным отделением абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которое выразилось в том, что руководящие и контрольно-ревизионные органы Регионального отделения, предусмотренные Уставом политической партии, не сформированы. Кроме того, данные предупреждения содержали требование Управления об устранении указанных нарушений в срок, соответственно, до 14 ноября 2016 года и 16 декабря 2016 года (л.д. 74-75, 79-80).
Данных о том, что указанные предупреждения были обжалованы Региональным отделением в установленном законом порядке, а также о том, что в установленные предупреждениями сроки Региональным отделением были устранены выявленные нарушения, материалы дела не содержат.
На момент рассмотрения дела нарушения п. «а» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п.п. 6.34, 6.48 и 6.57 Устава политической партии, выразившиеся в том, что руководящие и контрольно-ревизионные органы Регионального отделения, предусмотренные Уставом политической партии, не сформированы, Региональным отделением также не устранены.
Таким образом, неустранение Региональным отделением в установленный вступившим в законную силу решением Камчатского краевого суда от 15 февраля 2017 года срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для приостановления его деятельности, в силу п. «б» ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» является основанием для ее ликвидации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю о ликвидации Регионального отделения политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю удовлетворить.
Ликвидировать Региональное отделение политической партии «Трудовая партия России» в Камчатском крае (ОГРН №), исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Чаднов