Дело № 2-3652/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,
с участием:
представителя истца – Куку А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя к Вицке Геннадию Викторовичу о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО2 сумму вреда, причиненного почвам, в размере 72 972,9 рубля, с ее зачислением через органы федерального казначейства в бюджет <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, проводил обслуживание транспортных средств и размещал разукомплектованные транспортные средства на придомовой территории <адрес>. По результатам анализа проб почв на указанном земельном участке обнаружены с превышением предельно допустимые концентрации нефтепродуктов над значением в фоновой пробе. Площадь загрязненного участка составила 1,5 кв.м. Поскольку ФИО2 своими действиями (бездействием) допустил сброс отходов нефтепродуктов на почву земельного участка, прилегающего к домовладению, что привело к загрязнению, порче и причинению вреда землям как объекту окружающей среды, истцом в адрес ответчика направлено требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 72 972,9 рубля. Требование Департамента ФИО2 добровольно не исполнил, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие суду не подавал, письменных возражений на иск не представил, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем, суд, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. При этом, как следует из ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 75 вышеуказанного закона, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 77 вышеуказанного закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее – Положение), Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> (далее – Севприроднадзор) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами, в области водных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, в области экологической экспертизы, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного и растительного мира и среды их обитания, в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного растительного мира, занесенных в Красную книгу <адрес>, в области контроля и государственного надзора, в области лесных отношений, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории <адрес>, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в сфере недропользования, в области водных отношений, в области лесных отношений, входящим в систему исполнительных органов государственной власти <адрес> и финансируемым за счет средств бюджета <адрес>.
Согласно подпункту 13 пункта 10.10 Положения, Севприроднадзор осуществляет функции в области контроля и государственного надзора: региональный государственный экологический контроль (надзор); федеральный государственный экологический контроль (надзор) в рамках полномочий, переданных Правительству Севастополя; федеральный государственный земельный контроль (надзор) в рамках полномочий, переданных Правительству Севастополя; расчет размера вреда (ущерба), причиненного компонентам природной среды вследствие нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, с правом заявлять иски о возмещении указанного вреда (ущерба).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> произведен осмотр территории, прилегающей к многоквартирному дому № по <адрес> в <адрес>. В результате осмотра обнаружены характерные признаки осуществления деятельности по ремонту автотранспорта, на открытом грунте на придомовой территории выявлено складирование отходов обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств, а также складирование автомобильных деталей, бывших в употреблении. Также на общедоступной территории с кадастровым номером 91:02:002004:3316, прилегающей к дому 23 по <адрес>, у подъемника автомобильного транспорта на почве выявлены следы сброса нефтепродуктов площадью 1,5 кв.м (1м х 1,5 м), что образует угрозу причинения вреда окружающей среды загрязнением нефтепродуктами. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра №/ВО от ДД.ММ.ГГГГ.
Специалистами Севприроднадзора совместно с ГБУ «Экологический центр» осуществлен отбор проб на наличие загрязняющих веществ и произведены замеры площади загрязнения, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол отбора проб (образцов) №/ВО.
В результате проведенного анализа ГБУ Севастополя «Экологический центр» протоколом лабораторных испытаний №-П-23 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, прилегающему к придомовой территории <адрес> № на месте отбора проб обнаружены с превышением предельно допустимые концентрации нефтепродуктов (252170 ± 6809 мг/кг) над значением в фоновой пробе (106 мг/кг)(ПНД Ф 16.1:2:2:2:2.3:3.64-10).
Указанные загрязняющие вещества входят в состав отходов нефтепродуктов. Площадь загрязненного участка на территории составила 1,5 кв.м.
По результатам оперативно-розыскных мероприятий ОМВД России по <адрес> установлено, что на придомовой территории <адрес> осуществлялась деятельность ФИО2, в ходе которой указанным лицом допущен несанкционированный сброс нефтепродуктов на почву территории, прилегающей к подъемнику для автомобильного транспорта, на котором осуществлялся ремонт и обслуживание автотранспортных средств, организованных ФИО2
Изложенные обстоятельства послужили поводом для составления сотрудниками ОМВД России по <адрес> в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
В соответствии с Приказом Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» истцом рассчитан размер причиненного ответчиком вреда, размер которого составил 72 972,9 рубля.
Департаментом в адрес ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, в указанном выше размере, которое оставлено последним без исполнения.
Таким образом, суд, установив, что ответчик допустил сброс отходов нефтепродуктов на почву земельного участка, прилегающего к домовладению № по <адрес> в <адрес>, что привело к загрязнению, порче и причинению вреда землям как объекту окружающей среды, приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, денежную сумму в размере 72 972,9 рубля.
В соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
С учетом вышеприведенных положений закона, денежную сумму в счет возмещение вреда надлежит взыскать с ответчика в пользу бюджета <адрес>.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 98 ГПК ПРФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст.103 ГПК РФ, и п.8 ч.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Учитывая, что в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 2 389 рублей в доход бюджета <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (паспорт гражданина РФ серии №) в пользу бюджета <адрес> в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, денежную сумму в размере 72972 рубля 90 копеек.
Взыскать с ФИО2 (паспорт гражданина РФ серии №) в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 2389 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов