Судья Сахапов Ю.З. дело №22-1823/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2018 года город Казань
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Шашмаркина В.В.,
судей Мигуновой О.И. и Силагадзе М.Д.,
с участием прокурора Андронова А.В.,
защитника - адвоката Габдрахмановой Л.А., представившей удостоверение .... и ордер ....,
при секретаре судебного заседания Юсуповой Л.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению прокурора г. Азнакаево Республики Татарстан Назмиева И.Ф. и апелляционной жалобе осужденного Арсланова А.А. на приговор Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 9 января 2018 года, которым
Арсланов Артем Анфасович, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, судимый 6 марта 2007 года <адрес> по части 3 статьи 162 УК РФ к лишению свободы на 7 лет 6 месяцев, освобожден 16 июля 2014 года по отбытии срока наказания,
- осужден по части 4 статьи 111 УК РФ к лишению свободы на 9 лет в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в отношении Арсланова А.А. до вступления приговора в законную силу оставлена в виде заключения под стражу.
Срок наказания исчислен с 9 января 2018 года с зачетом времени содержания под стражей с 26 июня 2017 года по 9 января 2018 года.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Мигуновой О.И., выступление адвоката Габдрахмановой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, выступление прокурора Андронова А.В., поддержавшего доводы апелляционного представления и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы осужденного, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсланов А.А. признан виновным в том, что в период с 21 часа 45 минут до 22 часов 45 минут 25 июня 2017 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в <адрес> Республики Татарстан, а затем на лестничной площадке, на почве личных неприязненных отношений умышленно нанес Э. множество ударов руками, ногами по голове и различным частям тела, причинив тяжкий вред здоровью потерпевшего по признаку опасности для жизни. От полученных травм Э. скончался 26 июня 2017 года примерно в 06 часов 05 минут.
В судебном заседании Арсланов А.А. вину не признал и пояснил, что вечером 25 июня 2017 года на втором этаже около квартиры своей матери увидел Э. со следами побоев. Он помог потерпевшему зайти в квартиру матери и ушел, продолжил распивать спиртное с Ш. и Ч., которые находились около подъезда и до этого должны были встретиться с Э.
В апелляционной жалобе осужденный Арсланов А.А. просит приговор суда отменить, дело возвратить прокурору для производства дополнительного расследования. По мнению осужденного, обвинение основано лишь на противоречивых показаниях Д. и Л.. При осмотре на потерпевшем сразу после его ухода никаких телесных повреждений обнаружено не было. Сам потерпевший отрицал факт нанесения ему побоев. Потерпевший скончался по вине медиков, не оказавших ему своевременной помощи. Утверждает, что свидетели Ш. и Ч. дали ложные показания, что подтверждается детализацией телефонных соединений. Отмечает, что к материалам дела не приобщена в качестве вещественного доказательства видеозапись с места происшествия. Полагает, что суд назначил ему чрезмерно суровое наказание, не принял во внимание наличие у него инвалидности и хронических заболеваний.
В апелляционном преставлении прокурор г. Азнакаево Республики Татарстан Назмиев И.Ф. просит приговор суда изменить, назначить Арсланову А.А. для отбывания наказания исправительную колонию особого режима, поскольку в действиях осужденного имеется особо опасный рецидив преступлений.
Проверив материалы уголовного дела, изучив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия находит, что приговор суда подлежит изменению.
Несмотря на занятую Арслановым А.А. позицию, его вина в совершении преступления подтверждается совокупностью всесторонне, полно, объективно исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств.
Так, из оглашенных в порядке части 4 статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Д.., данных в ходе предварительного следствия, следует, что вечером 25 июня 2017 года у нее в квартире между ее сыном Арслановым А.А. и Э. произошел конфликт, в процессе которого сын ударил потерпевшего. Она сделала им замечание, после чего они вышли из квартиры. На лестничной площадке был слышан шум. Внук Л., смотревший за ними в дверной глазок, сказал, что его отец избивает Э. Взяв скалку, она вышла в подъезд. Сын, увидев ее, убежал. С внуком они занесли Э. в квартиру. Она позвонила участковому и попросила вызвать скорую медицинскую помощь. По звукам из подъезда, стонам и крикам Э. было понятно, что ударов нанесено много.
Согласно показаниям несовершеннолетнего свидетеля Л.., данным в ходе предварительного следствия в присутствии законного представителя и педагога, 25 июня 2017 года он находился у бабушки Д. Вечером пришел Э., затем его отец (Арсланов А.А.). Находясь в зале, по звуку он понял, что отец ударил Э. Он сказал об этом бабушке, которая сделала им замечание. После этого отец и Э. вышли из квартиры. Он подошел к глазку входной двери, встав на обувной комод, стал наблюдать за происходящим. Э. с его отцом о чем-то разговаривали, потом отец ударил потерпевшего кулаком по лицу. Разговор продолжился, затем отец снова нанес Э. несколько ударов. Он сказал об этом бабушке, она открыла дверь, просила прекратить драку, отец подошел и ударил ногой дверь. После этого отец начал избивать Э. руками и ногами по телу, голове, животу. Л. снова позвал бабушку, она взяла скалку и вышла в подъезд, после чего отец убежал. Они занесли Э. в квартиру, вызвали сотрудников полиции. Через некоторое время приехали врачи скорой помощи и сотрудники полиции, которые увезли Э.
В ходе проверки показаний на месте в присутствии законного представителя и педагога свидетель Л. детально пояснил и показал обстоятельства избиения Э. его отцом Арслановым А.А.
Приведенные показания свидетеля Л. тщательно исследованы, признаны достоверными и правомерно положены в основу обвинительного приговора, поскольку они согласуются с другими доказательствами по делу. Суд первой инстанции надлежащим образом оценил изменение показаний несовершеннолетнего свидетеля, заявившего в суде, что его отец не избивал Э., а показания на следствии он дал под давлением сотрудников полиции.
Заявления несовершеннолетнего свидетеля и его законного представителя – матери П. об оказании на них морально-психического давления с целью оговора осужденного проверены судом первой инстанции, однако не нашли своего подтверждения.
Свидетели Н. – следователь-криминалист Азнакаевского МРСО СУ СК России по РТ, И., С. – педагоги – участники следственных действий, пояснили суду, что какого-либо морального (психического) воздействия на Л. не оказывалось, показания он давал добровольно.
Из показаний свидетеля К. – участкового уполномоченного ОП «Актюбинский» ОМВД России по Азнакаевскому району, следует, что вечером 25 июня 2017 года Д. сообщила о том, что в подъезде их дома лежит мужчина, которому возможно требуется помощь. Он вызвал скорую медицинскую помощь, сотрудники которой позже сказали, что Э. от их помощи отказался. Совместно с участковым уполномоченным Х. приехав на место происшествия, в квартире Д. обнаружили лежащего на полу Э. Хозяйка квартиры пояснила, что потерпевшего избил ее сын Арсланов А.А., но сама она этого не видела, слышала о произошедшем в подъезде конфликте. После этого они повезли Э. домой, однако мать отказалась его принять, тогда ими было принято решение доставить его в МАУ «Приют» для вытрезвления. На следующий день стало известно, что Э. скончался.
Свидетель Х. в ходе предварительного следствия дал аналогичные показания.
Из показаний свидетеля Ш. видно, что вечером 25 июня 2017 года она с Ч. проходила мимо дома № 20 по ул. Губкина пгт Актюбинский. На скамейке сидел Арсланов А.А. в возбужденном состоянии, сказал, что поссорился с Э. Затем все вместе пошли к нему домой, где стали распивать спиртное. О том, что Э. скончался, она узнала на следующий день.
Свидетель Ч. дал аналогичные показания.
Вопреки доводам жалобы осужденного каких-либо сведений о заинтересованности свидетелей Ш. и Ч. при даче ими показаний в отношении Арсланова А.А., оснований для его оговора, равно как и существенных противоречий в показаниях, ставящих под сомнение их допустимость, судебной коллегией не установлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие телефонных соединений между Ш. и Д. 25 июня 2017 года не свидетельствует о непричастности Арсланова А.А. к инкриминируемому деянию.
Потерпевшая В. – сестра погибшего, показала суду, что о смерти брата она узнала 26 июня 2017 года. Она позвонила Д. с целью узнать об обстоятельствах смерти брата, но та не ответила и в смс-сообщении посоветовала написать заявление на ее сына, так как это он его избил. Со слов Д. ей известно, что Арсланов А.А. ударил Э. кулаком по лицу на кухне, затем продолжал избивать в подъезде, все это видел ее внук через дверной глазок.
Из оглашенных в порядке статьи 281 УПК РФ показаний свидетеля Ж. следует, что ночью 26 июня 2017 года сотрудники полиции привезли ее сына Э. домой, но она отказалась пустить его. Утром от дочери узнала, что Э. скончался. Со слов дочери ей известно, что Арсланов А.А. избил ее сына, Д. и ее внук были очевидцами происшествия.
Из оглашенных с согласия сторон показаний свидетелей А. и З. установлено, что ночью 26 июня 2017 года в МАУ «Приют» сотрудниками полиции был доставлен Э. в состоянии алкогольного опьянения со следами ссадин на лице. От прохождения медицинского освидетельствования, госпитализации и вызова скорой помощи он отказался. Примерно в 5 часов Э. обнаружили без признаков жизни. Приехавшие сотрудники скорой медицинской помощи констатировали смерть Э.
Свидетель Р. – сотрудник полиции, пояснил в суде, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий им осмотрена видеозапись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, что примерно в 21 час в подъезд дома №20 по ул. Губкина пгт Актюбинский зашел Арсланов А.А., вышел через 20-30 минут, прихрамывая на одну ногу. К нему подошли Ш. и Ч., они поговорили, а затем ушли. Поскольку видеозапись не представляла интереса для расследования уголовного дела, было принято решение ее не изымать.
То обстоятельство, что диск с видеозаписью с камер видеонаблюдения не приобщен к материалам дела, на правильность выводов суда не влияет, поскольку по делу собрано достаточно доказательств, подтверждающих вину осужденного.
Как следует из заключения судебно-медицинской экспертизы от 26 июля 2017 года, смерть Э. наступила от закрытой тупой травмы груди и живота с повреждением селезенки, закрытых полных переломов 7,8 левых ребер по передней подмышечной линии, осложнившейся острой кровопотерей.
В судебном заседании допрошен эксперт Г., который подтвердил выводы проведенных им исследований и пояснил, что телесные повреждения причинены многократными воздействиями твердого тупого предмета в области головы верхних конечностей, живота, груди, нижних конечностей, всего не менее 17 точек приложения силы. Не исключает, что данные повреждения могли образоваться при обстоятельствах, указанных Л.
Согласно заключению эксперта от 27 июля 2017 года на изъятых у Арсланова А.А. кроссовках обнаружена кровь Э.
Характер, локализация телесных повреждений, а также время их образования свидетельствуют о причинении телесных повреждений Арслановым А.А. и о наличии у него умысла на причинение тяжкого вреда здоровью Э., повлекшего по неосторожности его смерть.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы осужденного о его непричастности к совершенному преступлению являются неосновательными.
Психическое состояние осужденного судом исследовано с достаточной полнотой. С учетом данных о личности и выводов судебно-психиатрической экспертизы он обоснованно признан вменяемым.
Действия Арсланова А.А. правильно квалифицированы по части 4 статьи 111 УК РФ.
Не могут повлиять на квалификацию содеянного доводы осужденного о несвоевременном оказании медицинской помощи потерпевшему, поскольку врачами зафиксирован отказ Э. от осмотра и оказания ему помощи.
При назначении наказания Арсланову А.А. судом учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, сведения о личности осужденного, обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания.
В качестве смягчающих наказание Арсланова А.А. обстоятельств учтены наличие у него несовершеннолетнего ребенка и состояние здоровья.
В качестве отягчающих наказание обстоятельств суд обоснованно признал наличие в действиях осужденного особо опасного рецидива и совершение преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя.
Выводы о необходимости назначения Арсланову А.А. наказания, связанного с реальным лишением свободы, судом мотивированы.
Оснований для смягчения осужденному наказания не имеется, поскольку все заслуживающие внимания обстоятельства были надлежащим образом учтены при решении вопроса о виде и размере наказания, которое является справедливым, соразмерным содеянному и не может быть признано чрезмерно суровым.
Между тем, доводы апелляционного представления заслуживают внимания, поскольку наличие в действиях осужденного особо опасного рецидива является основанием для назначения Арсланову А.А. отбывания наказания в исправительной колонии особого режима, согласно требованиям пункта «г» части 1 статьи 58 УК РФ. В данной части приговор суда подлежит изменению.
Нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 9 января 2018 года в отношении Арсланова Артема Анфасовича изменить, назначить Арсланову А.А. отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
В остальном этот же приговор суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу осужденного Арсланова А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное представление прокурора г. Азнакаево Республики Татарстан Назмиева И.Ф. удовлетворить.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в президиум Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Справка: осужденный Арсланов А.А. содержится в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РТ.