Дело № 2а-271/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 4 апреля 2019 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
с участием административного истца Сапега А.В.,
представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК Колюшевой Ю.С., действующей на основании доверенности,
представителя ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Дагдановой А.А., действующей на основании доверенности,
представителя УФСИН России по Республике Карелия Моховой М.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Сапега А.В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказания России», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказания России» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по тем основаниям, что в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, на протяжении 9 месяцев его заставляют выходить в коридор для проверки медицинским работником с голым торсом, хотя медицинский осмотр в соответствии с Правилами внутреннего распорядка должен производиться в медицинском кабинете, что нарушает его права. Он содержится в учреждении в статусе обвиняемого, весь указанный период времени ему предоставляют только одну помывку в неделю, тогда как осужденные могут мыться два раза в неделю, считает незаконным, что он лишен возможности мыться два раза в неделю. 29 января 2019 года, в ходе помывки, ему пришлось принимать душ в горячей воде, так как холодной воды не было, на его жалобы сотрудники учреждения не отреагировали, только добавили пять минут ко времени принятия душа, чем нарушили его права. В период времени с 21 января 2019 года до 5 февраля 2019 года он содержался в карцере, до 25 числа у него имелась в распоряжении половая тряпка, но в дальнейшем ее отобрали и выдают только на время уборки, так как половая тряпка не является запрещенным предметом в карцере, считает действия администрации незаконными. На основании изложенного просит суд признать действия ответчика в части обязании его выходить на медицинский осмотр с голым торсом в коридор, не предоставлении ему двух помывок в неделю, принуждении его принимать душ в горячей воде и отобрание у него половой тряпки незаконными. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия предоставлять ему 2 помывки в неделю и не изымать у него половую тряпку из карцера.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании 15 марта 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-10 УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что его оскорбляет необходимость выходить с голым торсом в коридор, где много незнакомых людей. Считает незаконным, что осужденным, женщинам и несовершеннолетним предоставляется две помывки в неделю, а обвиняемым только одна, все люди и все потеют одинаково. 29 января 2019 года его сотрудники учреждения заставили принимать душ в горячей воде, на его жалобы ему добавили еще 5 минут времени. Такое происходит регулярно, из-за чего нормально помыться он не может. Половую тряпку из карцера стали забирать, как только он начал обращаться с исковыми заявлениями в суд, это делается намеренно, чтобы оказывать на него давление.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия Колюшева Ю.С. исковые требования не признала, пояснила, что действия по медицинскому осмотру осужденных производятся представителями ФКУЗ МСЧ-10, которое является отдельным юридическим лицом, к ним имеет опосредованное отношение. По обстоятельствам предоставления санитарной обработки пояснила, что в период времени с 26 мая 2018 года до 10 февраля 2019 года истец содержался в следственном изоляторе в статусе обвиняемого, которым в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы санитарная обработка проводится не реже одного раза в неделю, им предоставляется помывка в душе не менее 15 минут, в связи с чем действия администрации учреждения в данной части являются законными и обоснованными. У учреждения заключен государственный контракт теплоснабжения от 12 декабря 2018 года с ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, в соответствии с графиком температуры прямой сетевой воды (приложение № 2 к контракту) температура воды на границе балансовой принадлежности должна быть не менее 60 градусов. Документами подтверждается, что вода подается не менее такой температуры. Иные осужденные с жалобами в спорный период времени на слишком горячую воду не обращались, поэтому считает оценку истца температуры подаваемой горячей воды субъективной. Министерством юстиции РФ от 3 ноября 2005 года утверждена инструкция об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, где четко изложен перечень предметов, которыми оборудуется карцер, среди прочих предметов половая тряпка в указанном списке не поименована, в связи с чем у администрации не имеется обязанности ее предоставлять.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-10 УФСИН России по Республике Карелия Дагданова А.А. исковые требования не признала, полностью поддержала ранее поданные возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми из Приказа Минюста РФ № 285 (п. 10) следует, что лица, заключенные под стражу, а также осужденные, содержащиеся в одиночных камерах, ШИЗО,ДИЗО, ПКТ и ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания и выполнение назначений врача (фельдшера) производятся в рабочие дни ежедневно – во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете), в выходные и праздничные дни – в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающейся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое-пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. Из п. 127 Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания – к любому сотруднику СИЗО. Осуществление ежедневного медицинского осмотра лица, заключенного под стражу, в специально отведенной для этого комнате, ином помещении, законодательством не предусмотрено. Любой медицинский осмотр включает в себя визуальную оценку кожных покровов пациента на предмет выявления патологий. Исходя из изложенного, считают, что истцом не доказаны факты нарушения ответчиками требований закона.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Мохова М.В. исковые требования не признала, полностью поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на исковое заявление, в соответствии с которыми Сапега А.В. в спорный период времени содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в качестве обвиняемого которым в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы санитарная обработка проводится не реже одного раза в неделю, им предоставляется помывка в душе не менее 15 минут, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 года № 295 не распространяют свое действие на обвиняемых и подозреваемых, в связи с чем в действиях администрации учреждения нарушений не имеется. В соответствии с п. 127 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания – к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи, в связи с чем считают, что медицинский осмотр производится в учреждении в соответствии с требованиями законодательства, при этом права и законные интересы истца не нарушены. Тряпка не входит в перечень оборудования карцера, она выдается только на период проведения уборки помещения во время, указанное в приложении № 8 приказа начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия от 13 декабря 2018 года № 313 «Об утверждении распорядка дня ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия». Обеспечение истца уборочным инвентарем на время проведения уборки не нарушает его законных интересов и прав. С учетом требований ст. 62 КАС РФ считают, что фактических доказательств совершения незаконных (противоправных) действий со стороны ответчика, а также УФСИН России по Республике Карелия истцом не представлено, то есть правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Заслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из положений пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 (далее – Правила), обвиняемые, подозреваемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут.
В судебном заседании установлено, что Сапега А.В. 22 мая 2018 года был задержан на основании ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ, 23 мая 2018 года постановлением Костомукшского городского суда Республики Карелия истцу избрана мера пресечения в виде содержания под стражей на срок 1 месяц 23 суток, а дальнейшем мера пресечения продлевалась неоднократно, в последний раз – 11 декабря 2018 года.
Истец поступил в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия 26 мая 2018 года, за весь период содержания под стражей неоднократно направлялся для проведения следственных действий в ИВС ОМВД России по г. Костомукша Республики Карелия.
13 февраля 2019 года Костомукшским городским судом Республики Карелия Сапега А.В. осужден, приговор до настоящего времени в законную силу не вступил.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в указанный период истец содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в статусе «подозреваемый», в дальнейшем - «обвиняемый», то есть подпадал под действие п. 45 Правил, в связи с чем суд не находит оснований для признания действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в части предоставления Сапега А.В. санитарной обработки один раз в неделю незаконными, так же как и возложении на административного ответчика обязанности предоставлять ее два раза в неделю.
В соответствии с государственным контрактом теплоснабжения № 226/18-ГК от 12 декабря 2018 года ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия обязалось подавать в течение срока действия контракта ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия тепловую энергию и теплоноситель (горячую воду) в точках подачи в согласованном контрактом объеме, сроки и на условиях, предусмотренным настоящим контрактом.
Из пункта 2.1.2 Контракта теплоснабжающая организация обязана поддерживать в точке подачи параметры качества подаваемой тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды) в отопительный период в соответствии с температурным графиком.
Из графика температуры прямой сетевой воды, подаваемой в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в зависимости от температуры наружного воздуха (приложение № 2 к Государственному контракту от 12 декабря 2018 года) следует, что температура горячей воды на границе балансовой принадлежности эксплуатационной и финансовой ответственности должна быть не ниже 60 градусов Цельсия.
Из справки врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия следует, что 29 января 2019 года проводилась санитарная обработка спецконтингента, содержащегося на режимном корпусе, в помещении банно-прачечного комплекса. Жалоб на температуру горячего и холодного водоснабжения от подозреваемых, обвиняемых и осужденных, проходивших санитарную обработку, в указанный день в адрес администрации учреждения не поступало. Сбоев по подаче горячего и холодного водоснабжения 29 января 2019 года не зафиксировано.
В соответствии с письмом врио начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия Морозова С.В. от 6 марта 2019 года предоставить видеозапись с носимого видеорегистратора сотрудника по проведению санитарной обработки спецконтингента не представляется возможным по причине того, что сотрудник, проводящий санитарную обработку, не обеспечен средствами видеофиксации ввиду их недостаточного количества.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что 29 января 2019 года администрация учреждения принуждала его проходить санитарную обработку в «кипятке» не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем требования Сапега А.В. о признании действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в части принуждения последнего к помывке в горячей воде удовлетворению не подлежат.
Субъективное мнение истца о температуре подаваемой горячей воды не является основанием для признания действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия незаконными.
В соответствии с разделом 5 Номенклатуры, утвержденной приказом «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27 июля 2006 года от 8 декабря 2006 года, карцеры оборудуются откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, табуретом для сидения и столом для приема пищи.
Из приложения № 8а приказа Министерства Юстиции РФ от 3 ноября 2005 года №204дсп «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС» карцер оборудуется: металлической койкой с деревянным покрытием, которая должна прикрепляться к стене, а на период от подъема до отбоя – подниматься и запираться, прикрепленными к полу или стене столом и табуретом, унитазом со сливным бачком, умывальником и полкой для туалетных принадлежностей.
Половая тряпка в указанном списке не поименована.
Из представленной в материалы дела справки установлено, что карцеры № 6 и 7 ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия оборудованы указанными выше предметами, что осужденным не оспаривалось.
Из пояснений представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия следует, что половая тряпка выдается всем лицам, содержащимся в карцере, на период уборки помещения, что подтверждено показаниями самого истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствует обязанность предоставлять истцу половую тряпку в постоянное пользование, в связи с чем исковые требования в части признания действий по не предоставлению половой тряпки в постоянное пользование незаконными и обязании выдать ее, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Из ч. 5 ст. 101 УИК РФ следует, что порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок), из п. 10 которого следует, что осмотр медицинским работником медицинской организации УИС (далее - медицинский работник) лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, и выполнение назначений врача (фельдшера) производятся: в рабочие дни ежедневно - во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные дни и праздничные дни - в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача (фельдшера).
При обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой (п. 28 Порядка).
В соответствии с п. 127 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 следует, что подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что спорные действия ответчиков происходили в ходе ежедневных покамерных обходов с целью выявления внешних телесных повреждений у лиц, содержащихся под стражей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у административных ответчиков не имеется закрепленной законом обязанности проведения осмотра медицинскими работниками в ходе покамерного обхода в определенном помещении.
В связи с тем, что осмотр подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ходе покамерных обходов направлен на выявление внешних телесных повреждений, что может свидетельствовать о совершении противоправных действий в отношении указанных лиц, то есть на соблюдение их прав, свобод и законных интересов, а проведение осмотра кожных покровов без их оголения невозможно, оснований для удовлетворения требований истца о признании действий ответчиков в части выхода в коридор с голым торсом незаконными не имеется.
Руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Сапега А.В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 10 Федеральной службы исполнения наказания России» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течения месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в окончательной форме изготовлено 8 апреля 2019 года.