Судья Мокрецов В.А. Дело № 33-6840/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО МР "Корткеросский" на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 октября 2015 года, по которому
возложена обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» предоставить Горбачук В.С., <Дата обезличена> г.р., на территории МО СП Корткерос благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд в интересах Горбачук В.С с иском к администрации МР «Корткеросский» об обязании предоставления в селе Корткерос благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., на условиях специализированного найма. Горбачук В.С. является лицом из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании прокурор требования, изложенные в иске, поддержал.
Истец Горбачук В.С. просила иск удовлетворить.
Администрация МР «Корткеросский» в суд своего представителя не направила.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация МР «Корткеросский».
Дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в соответствии со ст. 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено, что Горбачук В.С., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда в администрации МР «Корткеросский» за № 82.
Постановлением администрации МР «Корткеросский» от 03.03.2000 № 115, за несовершеннолетней Горбачук В.С. закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>.
Постановлением администрации СП «Пезмег» от 03.12.2014 <Номер обезличен>, жилое помещение в жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, признано непригодным для проживания. Объект выведен из состава жилого фонда, с запретом регистрации и дальнейшего проживания.
Горбачук В.С. не имеет в собственности жилых помещений.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7 декабря 2012 года №104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 7 Закона <Номер обезличен>-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Горбачук В.С. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако данное право истцом не реализовано.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у муниципального района финансирования на приобретение жилых помещений, не соответствует требованиям закона и не является основанием для отмены решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с наличием либо отсутствием денежных средств и источников финансирования.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Как было установлено, Горбачук В.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Однако данных о том, что истец обеспечен государством жилым помещением в порядке реализации права согласно ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, предоставление жилого помещения в размере 33 кв.м. по мнению судебной коллегии является необоснованными.
В п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 7 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 г. № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением Конституционного Суда РК от 20.10.2015 ч. 2 ст. 7 признана соответствующей Конституции Республики Коми в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений.
С учетом требований закона на ответчика может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу с учетом нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета муниципального образования сельского поселения «Корткерос» от 21 апреля 2011 г. N II-24/2.
Вместе с тем данное обстоятельство не может являться основанием для отмены законного и обоснованного решения. Однако резолютивная часть решения подлежит уточнению с указанием площади предоставляемого жилого помещения в соответствии с нормами закона.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО МР "Корткеросский" – без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения в части размера жилого помещения:
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» предоставить Горбачук В.С., <Дата обезличена> г.р., на территории муниципального образования сельского поселения «Корткерос» Корткеросского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Председательствующий:
Судьи: