Решение по делу № 8а-15167/2020 от 18.05.2020

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-965/2019

г. Краснодар                                           16 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего             Шелудько В.В.

судей                         Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Терентьева Ю.А., Можаровой Н.Б., Можарова Б.Ю. и Смирнова Я.И. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Батылина А.А. об оспаривании постановления администрации г. Ялты Республики Крым.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Батылин А.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 4 апреля 2017 года № 1565-п об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории собственников помещений многоквартирного дома Терентьева Ю.А., Смирнова Я.И., Можаровой Н.Б., Шелеметьевой С.В. площадью 1126 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в границах кадастрового квартала , и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года, административное исковое заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной Терентьевым Ю.А., Можаровой Н.Б., Можаровым Б.Ю. и Смирновым Я.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.

Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 17 марта 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 мая 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, собственниками жилого дома <адрес> являются Смирнов Я.И. (кв. ), Можарова Н.Б. и Можаров Б.Ю. (кв. ); Шелеметьева Н.Е. (кв. ); Терентьев Ю.А. (кв. , гараж литер «Б»).

Смирнов Я.И., Можарова Н.Б., Шелеметьева С.В. и Терентьев Ю.А. 26 августа 2016 года обратились в администрацию г. Ялты с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1126 кв. м, расположенного в указанному выше адресу, с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 4 апреля 2017 года №1565-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1126 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый квартал , из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

На основании данного постановления проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка, изготовлен межевой план и 26 февраля 2018 года внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке площадью 1126 кв. м, расположенном по указанному адресу, которому присвоен кадастровый номер .

На основании договора дарения от 26 января 2016 года Батылин А.А. является собственником жилого дома <адрес> общей площадью 131,8 кв. м, с кадастровым номером .

Указанный жилой дом ранее являлся нежилым строением – гаражом литер «Б», расположенным на придомовой территории дома <адрес>, которому решением исполнительного комитета Ялтинского городского Совета от 28 марта 2013 года № 280 присвоен новый почтовый адрес.

В материалах инвентарного дела имеются согласия Шелеметьевой Н.Е. и Терентьева Ю.А. на выделение вышеуказанных нежилых строений в отдельный почтовый адрес с обустройством отдельного въезда и забора.

Батылину А.И. 12 декабря 2013 года было выдано свидетельство о праве собственности на жилой, который был им подарен Батылину А.А. 26 января 2016 года. Право собственности Батылина А.А. зарегистрировано в ЕГРН и никем не оспорено.

Согласно результатам проведенной в рамках настоящего дела судебной землеустроительной экспертизы, земельный участок площадью 1126 кв. м, в отношении которого постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 9 апреля 2017 года № 1565-п утверждена схема расположения на кадастровом плане территории, не соответствует площади многоквартирного жилого дома и земельного участка, необходимого для его обслуживания. Земельный участок площадью 1126 кв. м по адресу: <адрес>, своими границами огибает жилой дом № 4а, частично пересекает навес, расположенный возле дома, а также полностью перекрывает доступ (проход и проезд) к указанному жилому дому, что является нарушением п. 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10. Для обслуживания стен жилого дома на кадастровом плане территории остается полоса шириной 1,93-2,72 кв. м, что не соответствует требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Устранить перечисленные нарушения возможно только путем исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

При принятии постановления от 4 апреля 2017 года № 1565-п администрацией г. Ялты вся имеющаяся территория, предназначенная, в том числе, для обслуживания, эксплуатации и проезда к жилому дому , включена в состав земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем, утвержденная схема расположения земельного участка для обслуживания многоквартирного дома не соответствует градостроительной документации, нарушает права и законные интересы административного истца на формирование земельного участка под принадлежащем ему жилым домом.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерацииземельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктами 3, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно статье 52 устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 19 ноября 2014 года № 78, к полномочиям администрации города Ялты Республики Крым в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.

В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

При этом в пункте 29 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Частью 2 статьи 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» также установлено, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются:

1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;

2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.

Как в пункте 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так и в пункте 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участком на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в формате электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762, указано, что при подготовке схемы расположения земельного участка необходимо учитывать материалы и сведения о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Администрацией г. Ялта при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не были учтены указанные требования к подготовке схемы расположения земельного участка, что привело к включению территории, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и проезда к жилому дому , собственником которого является Батылин А.А.

При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком нарушены права и законные интересы истца.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.

Председательствующий                         В.В. Шелудько

Судьи                                    Э.К. Мальманова

                                        А.Е. Иванов

8а-15167/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Батылин Александр Александрович
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта
Департамент имущесвенных и земельных отношений администрации г. Ялта
Администрация города Ялта
Другие
Терентьев Юрий Анатольевич
Смирнов Ярослав Иванович
Шелеметьева Светлана Викторовна
Можарова Наталья Борисовна
Добижа Дарья Николаевна
Можаров Борис Юрьевич
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шелудько В. В.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
16.07.2020Судебное заседание
16.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее