Решение по делу № 7р-300/2018 от 14.05.2018

Судья Никифорова Л.А.          дело №7р-300/2018

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск                          24 мая 2018 г.

Судья Красноярского краевого суда Шаврина А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника ФКУ КП- 48 ГУФСИН России по Красноярскому краю Моторина В.И. на решение судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 14.03.2018 года и на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее Росприроднадзор) от 15.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Росприроднадзора по Красноярскому краю № 03-1/15-385 от 15 декабря 2017 года ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярском краю (далее учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 14.03.2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба начальник ФКУ КП-48 Моторина В.И.- без удовлетворения.

Из материалов дела и обжалуемого постановления следует, что учреждение осуществляет хозяйственную и производственную деятельность в нарушение ст.ст.11,14,19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно занимаясь животноводством (разведение крупно-рогатого скота (далее КРС), свиней, коней), и имея отходы производства и потребления от указанной деятельности: навоз КРС, конский и свиней (свежий и перепревший), отходы подстилки из древесных опилок, зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных,

не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов животноводства (навоза КРС, конского и свиней), чем нарушена ст. 19 Закона №89-ФЗ;

не осуществлена паспортизация (отнесение отходов к конкретному классу опасности) навоза свиней свежего, отходов подстилки из древесных опилок при содержании свиней, навоза крупного рогатого скота свежего, навоза конского свежего, чем нарушена ст. 14 Закона №89-ФЗ.

    В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд, законный представитель юридического лица просит постановление по делу об административном правонарушении и решение суда по результатам рассмотрения жалобы отменить, производство по делу прекратить. Требования мотивированы тем, что в действиях учреждения нет состава административного правонарушения, поскольку навоз они используют в своих хозяйственных целях в качестве удобрения, в том числе продают как удобрение, соответственно данный навоз является продукцией, а не отходами и требования о паспортизации, контроле и учете, согласно разъяснениям, данным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11 августа 2016 года №ВА-14-27/8782, на них не распространяются. Также биологические отходы ими сжигаются, как то предусмотрено Ветеринарно- санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 №13-7-2/469, и используют их в качестве костной муки (кормовой добавки), то есть также используют в своих нуждах. Помимо прочего считает, что необоснованно, без соответствующей процедуры, в постановлении и решении указано на класс опасности отходов.

Представители ФКУ КП-48 Дыбова Я.В. и Новосельский А.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Дыбова Я.В. пояснила, что весь навоз, образующийся у них от животноводства, ими используется в растениеводстве, и соответственно отходами, в смысле понятия, указанного в Законе №89-ФЗ не является, поэтому и требования, предъявляемые к отходам на него не распространяется. Полученные отходы от сжигания биологических отходов регулируются Ветеринарно- санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а не Законом №89-ФЗ.

Остальные участники процесса, будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание краевого суда не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении КП-48 и решение судьи по жалобе на постановление являются законными, обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.

С учетом приведенных в оспариваемых решениях положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что учреждение допустило вышеприведенные нарушения при обращении с отходами производства. Указанное подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, фотоматериалами и иными материалами дела, которые не оспариваются в жалобе и подробно описаны в обжалуемых документах.

Так материалами подтверждено, что учреждение занимается разведением КРС, коней и свиноводством, имеет при этом отходы в виде навоза (свежего и перепревшего), подстилки из древесных опилок, золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ Федерального закона от 24 06 1998 N 89-фЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу п.1 ст.20 указанного Закона, Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Соответствующий каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.

В силу ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами -федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Исходя из анализа вышеприведенных требований Законов следует, что на отходы I - IV классов опасности составляется паспорт отходов.

Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так согласно п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года №712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Класс опасности отходов, которые образуются у учреждения (навоз КРС, коней и свиней различной категории, отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней, зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных), согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 22.05.2017 года №242, относится к отходам 3-5 класса опасности. Соответственно, относящиеся к 3-4 классу опасности отходы подлежат паспортизации.

Материалами дела установлено, что соответствующий паспорт опасности имеет только отход- навоза свиней перепревший. (л.д.83 приложение к делу)

Доводы жалобы, что иной вид навоза отходами, согласно ст. 1 Закона 89-ФЗ не является, так как ими он не убирается, а остается в их распоряжении для технологического процесса, поскольку идет на удобрение почвы их полей, где выращивают сельхозрастения, не основаны на имеющихся в деле материалах и законе.

Законом (вышеприведенный приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.) указанные виды навоза отнесены к отходам 3-5 класса опасности, соответственно все требования законодательства об обращении с отходами должны юридическими и иными лицами исполняться.

Ссылки на разъяснения Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.05.2016 года №04-12-27/9376, о том, что в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут,

К рассматриваемому делу отнесены быть не могут, так как в данных разъяснениях перечислены условия, при которых данные навоз, помет и иные органические вещества могут быть реализованы в качестве продукции. Данных в деле, что учреждением выполнены все перечисленные там условия для отнесения навоза к продукции, не имеется. Как нет и данных, что все отходы в виде навоза используются в качестве удобрения для собственного производства в соответствие в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Представленный в материалы дела технологический регламент по производству органических удобрений и технические условия на сырье для производства органических удобрений на основе навоза, не свидетельствуют о наличии в учреждении разработанных и утвержденных технических условий на удобрения на основе навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно- гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании.

Помимо прочего сведения о количестве образованного навоза, произведенного на его основе органического удобрения, количестве навоза находящегося в стадии производства, количестве использованного органического удобрения произведенного на основе навоза отсутствуют. Учет в соответствие с технологическим регламентом, разработанным в учреждении, не ведется.

При этом в деле имеются утвержденные Росприроднадзором нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе навоза от КРС 5го класса опасности. Имеется паспорт на отходы 1-4 классов опасности - навоз свиной перепревший, 4 класса опасности, но при этом вышеназванные требования по данным видам отходов учреждение не выполняло.

Соответственно вина учреждения полностью установлена материалами дела.

Доводы о нераспространении требований Закона 89-ФЗ на биологические отходы, которым является зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных, поскольку вопросы обращения с биологическими отходами регулируются Ветеринарно- санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, основаны на неверном толковании закона, так как понятие биологически отходы и зола от сжигания биологических отходов – это различные понятия. Указанные же Правила регулируют сбор, утилизацию и уничтожение биологических отходов, которыми являются, согласно этих Правил

трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

    То есть зола от сжигания биологических отходов биологическим отходом не является.

Поскольку на момент проверки– приведенные нарушения были непосредственно выявлены в деятельности учреждения, последнее обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом, доводы жалобы о незаконности вынесения постановления о признании учреждения виновным были предметом рассмотрения при вынесении оспариваемых решений, как в суде, так и должностным лицом административного органа. В оспариваемом постановлении подробно приведены мотивы, по которым доводы жалобы признаны несостоятельными, оснований не согласиться с которым не имеется, поскольку они основаны на правильном толковании положений КоАП РФ и иных нормативных актов, отраженных в описательно-мотивировочной части судебного решения.

Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН Росси по Красноярскому краю должностным лицом административного органа и судом рассмотрены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Порядок производства по делу не нарушен. Решение судьи надлежаще мотивированно, по форме и содержанию в полной мере отвечает требованиям закона, вынесено с соблюдением предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований.

Наказание ФКУ назначено справедливое, в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ. Штраф определен в минимальном размере, установленном санкцией статьи для юридических лиц и оснований для смягчения наказания не имеется.

Однако, с учетом того, что в решении суда в резолютивной части решения имеется указание на немедленное вступление постановления в законную силу, которое не основано на процессуальных требованиях КоАП РФ, то оно подлежит исключению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7,30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Нижнеингашского районного суда от 14 марта 2018 года изменить: исключить из резолютивной части решения указание о вступлении постановления в законную силу немедленно, в остальной части решение и постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю от 15.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю, оставить без изменения, жалобу Моторина В.И. - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда                  А.И. Шаврина

7р-300/2018

Категория:
Административные
Ответчики
ФКУ КП-48 ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Другие
Моторин В.И. ( начальник подполковник внутренней службы ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю)
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Шаврина Алевтина Ивановна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
05.08.2020Материалы переданы в производство судье
05.08.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее