Дело ***а-286/2021
22OS0***-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Кимяевой Н.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
<данные изъяты> обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, равной их рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве аренды земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права арендатора, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, <данные изъяты> просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель Правительства Алтайского края – <данные изъяты> в письменном отзыве указал, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
В письменном отзыве представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю <данные изъяты> полагал, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Дополнительно указал, что на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзаца 1статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении административного дела на основании договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГ ***, ***, ***, ***, ***, ***, судом установлено, что <данные изъяты> является арендатором спорных земельных участков (л.д.19-42). Из п.п.2.4,2.5 договоров усматривается, что арендная плата за пользование земельными участками рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Следовательно, установление в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как усматривается из акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГ и выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельных участков составляет:
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.,
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.,
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.
Датой определения кадастровой стоимости земельных участков является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГ (л.д. 13-18).
Приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Алтайского края. Приказ вступил в силу ДД.ММ.ГГ, с датой начала применения ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, оспариваемые кадастровые стоимости являются архивными.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку архивные кадастровые стоимости подлежат применению для исчисления арендной платы, то установление в отношении земельных участков архивной кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости названных земельных участков административный истец с соблюдением требований абзаца 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представил отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость земельных участков, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет:
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.,
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.,
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.,
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>.,
с кадастровым номером *** – <данные изъяты>
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, а указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. При этом в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными специалистом обстоятельствами и не содержат противоречий.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения административного истца в суд, - ДД.ММ.ГГ (согласно почтовому штемпелю на конверте).
Довод ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю о том, что учреждение не является надлежащим административным ответчиком, подлежит отклонению со ссылкой на пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края, вместе с тем, на дату рассмотрения административного дела сведения о кадастровой стоимости на ДД.ММ.ГГ являются актуальными на основании статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценки», поскольку утвержденная приказом от ДД.ММ.ГГ *** кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГ применяется при ее внесении в Единый государственный реестр недвижимости с ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Датой обращения <данные изъяты> с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Солод
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.
Дело ***а-286/2021
22OS0***-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Кимяевой Н.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
РЕШИЛ:
административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты> с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>., с периодом действия до ДД.ММ.ГГ включительно.
Датой обращения <данные изъяты> с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Солод