Решение по делу № 33-17859/2022 от 05.10.2022

Судья Черепанова Л.Н. 33-17859/2022

(1 инст.) № 2-3080/2022

УИД 61RS0023-01-2022-003989-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2022 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе

председательствующего: Корниловой Т.Г.,

судей: Криволапова Ю.Л., Портновой И.А.,

при секретаре: Мордань Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты Ростовской области в интересах Самсоновой Н.В., Самсонова А.В., к Администрации г.Шахты Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по апелляционной жалобе Администрации г.Шахты Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Криволапова Ю.Л., судебная коллегия

установила:

прокурор г.Шахты Ростовской области обратился в суд в интересах Самсоновой Н.В., Самсонова А.В., к Администрации г.Шахты Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Самсонова Н.В. является собственником жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Жилой дом является в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности от 27.09.2016 №АЯ-670пр Самсонова Н.В., С. В.В., Самсонов А.В., С. В.В. включены в список на переселение из ветхого жилья, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Самсонова Н.В. неоднократно обращалась в Администрацию г.Шахты Ростовской области с заявлением о переселении из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджетов, однако из ответа Администрации г. Шахты вопрос о переселении семьи планируется к рассмотрению в 2024 году.

На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию г.Шахты Ростовской области заключить с Самсоновой Н.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из четырех человек за счет средств, переназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 июля 2022 года суд обязал Администрацию города Шахты Ростовской области заключить с Самсоновой Н.В., договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из четырех человек: Самсоновой Н.В., Самсонова А.В., С. В.В., С. В.В., за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».

Не согласившись с решением суда, Администрация г.Шахты Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права.

Ссылается на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и указывает на то, что составленные Администрацией списки граждан на переселение подлежат согласованию с Минэнерго РФ, которое является главным распорядителем бюджетных средств по данной статье расходов.

Поскольку Закон определяет реализацию данной социальной гарантии именно за счет средств федерального бюджета, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по заключению указанного договора при отсутствии межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.

Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся истцов, представителя ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела применительно к ст. 167 ГПК РФ.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счет федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).

Согласно пункту 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В пункте 12 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела Самсонова Н.В. является собственником жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Согласно заключению специализированной организации СКП ОАО «ВНИМИ» от 16.09.2016 №2325/1 горные работы, проводимые ликвидированным ДАО «Шахта им.Артема» негативно повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности от 27.09.2016 №АЯ-670пр Самсонова Н.В., С. В.В., Самсонов А.В., С. В.В. включены в список на переселение из ветхого жилья, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Самсонова Н.В. неоднократно обращалась в Администрацию г.Шахты с заявлением о переселении из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджетов. Согласно ответу Администрации г. Шахты вопрос о переселении семьи планируется к рассмотрению в 2024 году.

Из ответа администрации г.Шахты Ростовской области от 29.03.2022 на обращение Самсонова А.В. следует, что согласно утвержденному распределению средств федерального бюджета на 2022 год и плановый 2023-2024 г.г., рассмотрение вопроса переселения семьи Самсонова А.В. планируется в 2024 году.

Удовлетворяя исковые требования прокурора г.Шахты Ростовской области, действующего в интересах Самсоновой Н.В., Самсонова А.В., суд первой инстанции руководствовался положениями Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. №840, Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, и исходил из того, что в данном случае имеются все необходимые условия для предоставления социальной выплаты, в связи с чем пришел к выводу о том, что отказ Администрации г. Шахты Ростовской области в заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья нарушает права Самсоновой Н.В., и Самсонова А.В., на жилище, гарантированные Конституцией РФ.

Суд отклонил ссылку ответчика на отсутствие финансирования, поскольку это обстоятельство не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку соответствуют установленным обстоятельствам дела, исследованным судом доказательствам, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и не опровергнуты в суде апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы о не поступлении ответчику средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи из ветхого жилья, не может служить основанием для отказа в реализации имеющегося у граждан права на переселение и получение социальной выплаты за счет межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.

Согласно положениям ст.5 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», статей    6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. По существу, доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Шахты Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.11.2022.

33-17859/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г.Шахты в интересах Самсоновой Натальи Викторовны, Самсонова Андрея Валерьевича
Самсонов Андрей Валерьевич
Самсонова Наталья Викторовна,
Ответчики
Администрация г.Шахты
Другие
Самсонов Валерий Викторович
Министерство энергетики РФ
Самсонов Вадим Валерьевич
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Криволапов Юрий Леонидович
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
24.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Передано в экспедицию
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее