ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2020 года г.п. Угольные Копи
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Разоренов В.В., изучив дело об административном правонарушении в отношении Дорохина Николая Геннадьевича о привлечении его к административной ответственности по ст. 12.24 ч. 2 КоАП РФ,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении 87 ЕА № 024846 от 13.02.2020 гражданин Дорохин Н.Г. на 26 км +900 м федеральной автодороги «Автомобильный подъезд до аэропорта от г. Анадырь км 0-30+500», 01 января 2020 года в 9 час. 30 минут, управляя автомобилем марки «УАЗ» гос. регистрационный знак №, совершил наезд на опору освещения проезжей части, в результате чего пассажир автомобиля Г.., находящийся в транспортном средстве УАЗ №, согласно заключению эксперта № 12 от 22.01.2020 получил повреждения средней степени тяжести, чем нарушил п. 9.9 Правил дорожного движения РФ, при отсутствии уголовно-наказуемого деяния, за которое предусмотрена ответственность по ч. 2 ст.12.24 КоАП РФ.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.п. 3, 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены материалы дела, и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 КоАП Российской Федерации потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Однако в нарушение перечисленных выше норм в протоколе об административном правонарушении 87 ЕА № 024846 в графе «потерпевший» отсутствуют сведения о потерпевшем, который не содержит сведений об ознакомлении потерпевшего с протоколом и правами и обязанностями потерпевшего или отметки об отказе потерпевшего в ознакомлении с протоколом.
Кроме того, в нарушение требования ч. 4 ст. 26.4 и ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ определение о возбуждении об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.01.2020 года не содержит записи о разъяснении потерпевшему его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ; должностное лицо, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, не ознакомили лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, с постановлением о назначении по делу экспертизы, не разъяснили им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта и материал не содержит сведений об ознакомлении указанных лиц с заключением эксперта № 12 от 17.01.2020.
Учитывая, что по делу об административном правонарушении в совокупности допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных административным законодательством, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, что соответственно не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения указанных недостатков.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 4 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поскольку определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 29.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
возвратить протокол 87 ЕА № 024850 от 29.01.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьёй 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дорохина Н.Г. с приложенными материалами должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков в соответствии с ч. 3 ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья . В.В. Разоренов
.
.