Судья Суворов Д.А. Дело № 21-756/2018
РЕШЕНИЕ
12 сентября 2018 года г. Барнаул, пр. Ленина, 25
Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ефремова В. А. – Лямкина М. А. на решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 июля 2018 года по делу по жалобе Ефремова В. А. на постановление заместителя командира роты *** отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Управления МВД России по г. Барнаулу майора полиции ФИО1 от 22 мая 2018 года ***, которым
Ефремов В. А., родившийся ДД.ММ.ГГ года в <данные изъяты>, проживающий по адресу: <адрес>, работающий в АО «<данные изъяты>»,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному инспектором ДПС взвода *** роты *** ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу лейтенантом полиции ФИО2, ДД.ММ.ГГ в *** час. *** мин. Ефремов В.А. в нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации управлял транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> по <адрес> не имея права управления транспортным средством. Действия Ефремова В.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Ефремов В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, ссылаясь на то, что он предъявил действующее водительское удостоверение Республики <данные изъяты>.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 июля 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба Ефремова В.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник Ефремова В.А. Лямкин М.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. В обоснование указывает, что действующим законодательством не установлена обязанность осуществлять замену иностранного водительского удостоверения при получении гражданства Российской Федерации. Какие-либо ограничения допуска граждан к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании иностранных национальных водительских удостоверений законом не предусмотрены.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).
В силу п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Как следует из материалов дела, при остановке ДД.ММ.ГГ транспортного средства под управлением Ефремова В.А. последний предъявил инспектору ГИБДД национальное водительское удостоверение Республики <данные изъяты> *** с разрешенными категориями «B, C», сроком действия с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, содержащее сведения на русском языке.
При рассмотрении дела должностное лицо ГИБДД, а затем и судья районного суда исходили из того, что в связи с получением в *** году гражданства <данные изъяты> Ефремов В.А. не имеет право управлять транспортными средствами на территории России на основании вышеуказанного водительского удостоверения, и он обязан обменять его на российское водительское удостоверение после сдачи соответствующего экзамена.
Между тем данные выводы основаны на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с ч. 12 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения» лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Согласно ч. 13 ст. 25 указанного Федерального закона не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.При этом законодателем не определено, каких конкретно лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства) касаются положения ч. 12 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения».
В силу п. 1 ст. 41 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08 ноября 1968 года) договаривающиеся стороны будут признавать: любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом; любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к данной Конвенции, и любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к данной Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика - водителя.
Таким образом, на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами лица на основании национальных водительских удостоверений, за исключением тех случаев, когда управление транспортными средствами происходит на основании иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае вывод о совершении Ефремовым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на том основании, что он не имеет российского национального водительского удостоверения, нельзя признать обоснованным.
Ссылки в постановлении и решении судьи на то, что водительское удостоверение *** имеет фотографию, однако идентифицировать гражданина, изображенного на фотографии, не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку из протокола об административном правонарушении не следует, что Ефремову В.А. вменено совершение правонарушения в связи с несоответствием водительского удостоверения требованиям Конвенции. Из протокола об административном правонарушении и рапорта усматривается, что инспектор полагал, что Ефремов В.А. не имеет права управления транспортным средством в связи с тем, что, являясь гражданином <данные изъяты>, предъявил водительское удостоверение Республики <данные изъяты>.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица ГИБДД от 22 мая 2018 года, решение судьи от 24 июля 2018 года, вынесенные в отношении Ефремова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 июля 2018 года и постановление заместителя командира роты *** отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД Управления МВД России по г. Барнаулу майора полиции ФИО1 от 22 мая 2018 года *** отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ефремова В. А. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова