Дело № 12-369/2022 Мировой судья Пац И.Н.
УИД № 78RS0014-01-2021-013448-17
Р Е Ш Е Н И Е
Санкт-Петербург 19 января 2022 года
Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Лежакова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Московского района Санкт-Петербурга ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка №119 Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, вынесенном в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
На основании постановления мирового судьи судебного участка №119 Санкт-Петербурга от 19.11.2021 года глава Муниципального образования, исполняющая полномочия председателя Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Гагаринское ФИО1 была освобождена от административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ с вынесением ей устного замечания.
Мировой судья установил вину лица в том, что 09.09.2021 года в Муниципальный округ Гагаринское (далее МА МО Гагаринское) поступило посредством электронной почты обращение Елмановой К. по вопросу публикации информации об осуществляемом жителями благоустройстве в печатном издании «Гагаринский курьер», ответ на которое подписан 24.09.2021 года главой МО Гагаринское ФИО1, исполняющей полномочия председателя Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга. При этом ответ ФИО4 направлен заявителю 27.09.2021 года по адресу электронной почты galka039@mail.ru, который заявителю не принадлежит, т.к. обращение ФИО4 направлено в МО Гагаринское с электронной почты gaika039@mail.ru.
Таким образом должностным лицом ответ на обращение фактически не направлен.
В своем протесте прокурор Московского района Санкт-Петербурга ФИО2 просит данное постановление отменить, направив дело на новое рассмотрение, поскольку полагает, что применение к должностному лицу положений ст.2.9 КоАП РФ недопустимо, т.к. ответ заявителю по верному адресу был дан лишь в ходе прокурорской проверки, то есть с нарушением срока, предусмотренного ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» более чем на полтора месяца. Неполучение заявителем ответа могло воспрепятствовать ей в принятию мер по обжалованию действий органа и должностного лица, которым был подготовлен ответ на обращение. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, является формальным и образуется в результате нарушения лицом установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. Правоотношения в данном случае возникают в сфере установленного порядка рассмотрения обращений граждан, то есть связаны с реализацией ими гарантированных им Конституцией РФ прав, а потому нарушение данного порядка указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.
В судебное заседание заявитель – прокурор Московского района Санкт-Петербурга ФИО2, а также заинтересованное лицо ФИО1, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, сведений уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Защитник ФИО1 – Тихонов С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов протеста, полагая, что постановление мирового судьи было вынесено законно и обоснованно, пояснив, что ответ на обращение ФИО4 был подготовлен и направлен в установленный законом срок, однако в связи с произошедшей ошибкой в прочтении адреса электронной почты заявителя, ответ был направлен на неверный адрес. Впоследствии в ходе прокурорской проверки была выявлена ошибка в адресе заявителя, в связи с чем, в тот же день ответ был перенаправлен на правильный электронный адрес.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, суд находит постановление мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу требований ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно положениям ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе протокол об административном правонарушении и объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
Положением ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Диспозицией ст.5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса,
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Согласно материалам дела установлено, что 15.10.2021 года на основании решения прокурора Московского района Санкт-Петербурга ФИО2 от 12.10.2021 года была организована проверка МА МО Гагаринское Московского района Санкт-Петербурга на предмет исполнения законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан.
В рамках проведенной проверки было установлено, что 09.09.2021 года в МО Гагаринское поступило электронное обращение ФИО4 по вопросу публикации информации об осуществляемом жителями благоустройстве в печатном издании «Гагаринский курьер», ответ на которое подписан главой МО Гагаринское ФИО1 24.09.2021 года и направлен заявителю 27.09.2021 года по неверному адресу электронной почты galka039@mail.ru, тогда как обращение заявителя было направлено с электронной почты gaika039@mail.ru.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки было установлено, что при рассмотрении обращения гражданина глава МО Гагаринское ФИО1 в установленный законом срок ответ заявителю направлен не был.
По результатам рассмотрения материалов проверки 20.10.2021 года заместителем прокурора Московского района г. Санкт-Петербурга ФИО3 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Согласно ст.28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.1, 3 и 4 ст.28.6 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию названных документов, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, виновность которого должна быть установлена в силу положений, предусмотренных ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, из смысла и содержания указанных норм следует, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении должны содержаться все сведения, предусмотренные ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, при описании события административного правонарушения, в постановлении должна быть указана конкретная дата совершения противоправных действий.
Требования к порядку рассмотрения таких обращений установлены Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Положением п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ регламентировано, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право в частности получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
При этом в силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.3 ст.4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Таким образом, исходя из буквального толкования ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ, срок, предоставленный для ответа на обращение гражданина, начинает течь со дня регистрации такого обращения, а дата правонарушения по данной категории дел исчисляется со дня следующего за последним днем, установленным для предоставления соответствующего ответа заявителю.
Лицу вменяется административное правонарушение, выразившееся в непредставлении ответа заявителю.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение заявителя поступило в адрес МА МО Гагаринское и было зарегистрировано 09.09.2021 года за вх. №03-10/19а, срок ответа на него истек 08.10.2021 года, а потому верной датой совершения административного правонарушения необходимо считать 09.10.2021 года.
Между тем, постановление заместителя прокурора Московского района о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ содержит неверную дату административного правонарушения – 27.09.2021 года 16 час. 42 мин.
Постановление же мирового судьи в нарушение положений ст.ст.26.1, 29.10 КоАП РФ не содержит сведений о дате совершения вменяемого лицу административного правонарушения.
В силу азб.2 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное с нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ нельзя признать допустимым доказательством по делу.
В соответствии с положениями ст.ст.29.1, 29.4 КоАП РФ существенные нарушения требований КоАП РФ, допущенные при вынесении постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, являются основанием для возвращения постановления вынесшему его должностному лицу. Однако в настоящее время такая возможность утрачена, возвращение постановления о возбуждении дела для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Несоблюдение требований ст.28.2 КоАП РФ при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность,
полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным, отвечающим требованиям ст.ст.24.1, 25.1, 26.1, 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ.
Принимая во внимание выявленные судом существенные нарушения действующего законодательства при вынесении постановления, оно подлежит безусловной отмене, как незаконное и необоснованное, а производство по делу с учетом признания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Жалобу заявителя – удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №119 Санкт-Петербурга от 1911.2021 года по делу об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ в отношении ФИО1 – отменить, прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента провозглашения, однако может быть обжаловано в Третий Кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст.ст.30.12, 30.14 КоАП РФ.
Судья Лежакова Т.В.