Дело № 2-1087/2022
Судья Жиркова Н.В. Дело № 33-1872/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2022 года г. Якутск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Федоровой Г.А., судей Топорковой С.А., Головановой Л.И. при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года, которым
по гражданскому делу по иску Романовой С.А. к акционерному обществу «Водоканал», Окружной администрации городского округа «город Якутск», Муниципальному казенному учреждению «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск», Акционерному обществу «Якутдорстрой» о возмещении имущественного вреда
ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Окружной администрации ГО «город Якутск», Муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» в пользу Романовой С.А. материальный ущерб в размере 55 627 руб., расходы на услуги представителя в размере 20 000 руб., на проведение оценки в размере 3 000 руб., расходы на услуги аварийной службы в размере 5 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 109 руб., всего 85 736 рублей.
В удовлетворении исковых требований Романовой С.А. к Акционерному обществу «Водоканал», Акционерному обществу «Якутдорстрой» отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Чистоедова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чистоедов Д.В. в интересах Романовой С.А. обратился в суд к акционерному обществу «Водоканал», Окружной администрации ГО «город Якутск» с иском о возмещении имущественного вреда, указывая, что 08.12.2021 возле дома № 33 по ул. Лермонтова в г. Якутске истец Романова С.А., управляя автомобилем марки «Lexus NX 200», 2014 г.в., государственный регистрационный номер № ..., принадлежащей ей на праве собственности, при въезде на прилегающую территорию совершила наезд на препятствие – линию водостока, в результате чего автомобиль получил механические повреждения. Определением ГИБДД от 08.12.2021 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении истца Романовой С.А., для определения суммы причиненного материального ущерба истцом проведена независимая техническая экспертиза, согласно отчету оценщика ООО «МФЦ Вердикт» от 09.12.2021 рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 55 627 руб.
Просит взыскать с ответчиков ущерб, причиненный повреждением транспортного средства, в размере 55 627 руб., расходы на оплату оценки в размере 3 000 руб., расходы на услуги аварийной службы – 5 000 руб., расходы на оплату услуг представителя – 20 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины – 2 109 руб.
С учетом уточнения, связанного с привлечением по инициативе истца соответчиков Муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск», Акционерного общества «Якутдорстрой», просит взыскать ущерб со всех ответчиков.
Определением суда от 24.01.2022 в качестве соответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «Город Якутск».
Определением суда от 04.02.2022 в качестве соответчика привлечено акционерное общество «Якутдорстрой».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель Окружной администрации города Якутска Решетников А.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что истец не доказал, что виновным лицом является именно Окружная администрация г. Якутска; суд необоснованно критически отнесся к акту эксперимента; Окружная администрация г. Якутска предпринимала все необходимые меры для содержания дорог.
В судебное заседание истец, представители ответчиков с надлежащим образом оформленными полномочиями в соответствии с ч. 2 ст. 49 ГПК РФ не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчиков.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязательства, возникающие из причинения вреда (деликтные обязательства), включая вред, причиненный имуществу гражданина при эксплуатации транспортных средств другими лицами, регламентируются главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей в статье 1064 общее правило, согласно которому в этих случаях вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2 ст. 212 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (статья 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Романова С.А. является собственником автомобиля марки «Lexus NX 200», 2014 г.в., государственный регистрационный номер № ....
8 декабря 2021 года в 11 час. 47 мин. по адресу: возле дома № 33 по ул. Лермонтова в г. Якутске, Романова С.А., управляя автомобилем марки «Lexus NX 200», 2014 г.в., государственный регистрационный номер № ... допустила наезд на препятствие (линию водостока), в результате чего указанное транспортное средство получило технические повреждения.
Определением от 08.12.2021 инспектора ДГ БДПС ГИБДД МВД по РС (Я) отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.
После произошедшего события с автомобилем истца водоотводный лоток у МКД №33 по ул. Лермонтова г. Якутск был закрыт силами МКУ «СЭГХ», что подтверждается письмом МКУ «СЭГХ» в адрес начальника правового департамента ОА г. Якутска от 30.12.2021 (л.д. 92), в котором указано, что на ул. Лермонтова установлены железобетонные водоотводные лотки, не относятся к проезжей части, закреплены за АО «Якутдорстрой». На данном участке были частично заменены крышки лотков со стальных на железобетонные плиты.
В материалы дела представлен Устав МКУ «Служба эксплуатации городско хозяйства» городского округа «Город Якутск», учредителем которого является департамент ЖКХ и энергетики Окружной администрации г. Якутска, предметом и целью деятельности является участие в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения в сфере технического содержания дорог местного значения и технических средств организации дорожного движения; в решении вопросов местного значения по строительству объектов коммунальной инфраструктуры (пп. 3.3), в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, а также муниципальных заданий, осуществляет следующие виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения: осуществление строительных работ на территории ГО «город Якутск» (п.п. 3.4.5); в сфере благоустройства территории ГО «город Якутск» ремонт, содержание дамб, городского канала, объектов водоотведения, выполнение иных работ и (или) оказание услуг, предусмотренных правилами благоустройства ГО «город Якутск» и нормативными правовыми актами органов местного значения (п.п. 3.4.6); в сфере использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности: деятельность по текущему ремонту и содержанию конструктивных элементов автомобильных дорог местного значения (дорожного полотна, дорожного покрытия и подобных элементов); по текущему ремонту и содержанию защитных дорожных сооружений, являющихся технологической частью автомобильных дорог местного значения, деятельность по ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог местного значения – сооружений, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и внутриквартальных территорий, пешеходные дорожки, тротуаров, других предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружений, за исключением объектов дорожного сервиса.
Из распоряжения Департамента ЖКХ и энергетики ОА г. Якутска от 14.12.2020 №13 «О распределении обязанностей по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог местного значения на территории ГО «город Якутск» следует, что автомобильная дорога ул. Лермонтова закреплена за МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «Город Якутск».
Согласно письму Департамента финансов Окружной администрации г. Якутска от 25.02.2022 следует, что в рамках муниципальной программы «Обеспечение функционирования и развития ЖКХ ГО «город Якутск» на 2020-2024 годы» предусмотрена реализация мероприятий по текущему содержанию и ремонту дорог, дорожных сооружений, в т.ч. элементов их обстановки и обустройства, инженерных сооружений на них, предусмотрены расходы на текущее содержание и ремонт дорог, среди которых ул. Лермонтова в г. Якутске. В рамках реализации указанных мероприятий МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «Город Якутск» и АО «Якутдорстрой» заключено соглашение, в рамках которого выделены денежные средства на содержание водоотводных лотков.
07.04.2021 между МКУ «Служба эксплуатации городско хозяйства» городского округа «Город Якутск» и АО «Якутдорстрой» заключено соглашение о предоставлении из бюджета ГО «город Якутск» субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по пропуску талых вод, откачке заниженных мест, содержанию, в том числе ремонт и восстановление пропускной способности водопропускных лотков, закачке озер на 2021 год. Согласно расчету № 4 на текущее содержание водопропускных лотков на 2021 год указана также ул. Лермонтова, виды работ: очистка от снега, очистка от мусора, промывка труб. Работы по ремонту водопропускных лотков, в частности, крышек водопропускных лотков, указанным соглашением не предусмотрены. Указанное соглашение заключено сроком по 31.12.2021.
Согласно Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», принятого решением Якутской городской Думы от 30.06.2021 № РЯГД-30-1 (далее – Правила), указанные Правила устанавливают на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) требования к благоустройству и элементам благоустройства территории городского округа «город Якутск» (далее также – городской округ), перечень мероприятий по благоустройству территории городского округа, порядок и периодичность их проведения. Правилами устанавливаются общеобязательные нормы поведения для физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа, и регламентируется деятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства и озеленения территории, организации содержания и освещения улиц, сбора, хранения и вывоза бытовых и промышленных отходов, обеспечения и развития качества городской среды.
В соответствии со ст. 47 Правил собственники подземных инженерных коммуникаций и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями таких коммуникаций, обязаны: производить содержание и ремонт подземных коммуникаций, а также своевременную очистку колодцев и коллекторов с обязательным вывозом мусора и грязи в места размещения отходов; обеспечивать содержание колодцев и люков (в том числе, расположенных на автомобильных дорогах) в исправном закрытом состоянии, размещение люков колодцев на одном уровне с полотном дороги, тротуаром или газоном (не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более чем на 2 см, отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более чем на 3 см; устранение недостатков следует осуществлять в течение суток с момента их обнаружения); осуществлять контроль за наличием и содержанием в исправном состоянии люков на колодцах и производить их замену в нормативные сроки, определенные законодательством; немедленно ограждать и обозначать соответствующими предупреждающими знаками разрушенные крышки смотровых люков и решетки инженерных коммуникаций, производить их замену в нормативные сроки, определенные законодательством. Инженерные коммуникации и сооружения должны содержаться в технически исправном состоянии и быть безопасны для других городских объектов и находящихся рядом граждан.
Судом первой инстанции установлено, что ДТП случилось в результате наезда автомобиля истца на линию водостока, который выступал с превышением допустимого отклонения относительно уровня дорожного покрытия. При этом Окружная администрация города Якутска, Муниципальное казенное учреждение «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» не доказали, что вред автомобилю истца причинен не их вине.
Суд первой инстанции, полагая, что орган местного самоуправления, на который возлагается обязанность по обеспечению безопасности автомобильных дорог, и МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск», которому были переданы полномочия по содержанию автодороги, являются ответственными за надлежащее содержание проезжей части дороги, прилегающей территории, водопропускных лотков, пришел к выводу о взыскании суммы ущерба с обоих ответчиков.
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответственность за вред, причиненный автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на указанном участке дороги в связи с наличием на нем повреждений, лежит на МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск», на которое возложена обязанность по ее содержанию и ремонту, в связи с чем обязанность по возмещению ущерба на окружную администрацию «города Якутска» возложена неверно.
Так, согласно распоряжению Окружной администрации г. Якутска от 17.03.2021 № 6 «О внесении изменений в распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 14.12.2020 № 13 «О распределении обязанностей по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог местного значения на территории городского округа «город Якутск» (приложение №1 «Перечень автомобильных дорог, подлежащих содержанию МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «округа Якутск») автомобильная дорога по адресу г. Якутск, ул. Лермонтова передана Окружной администрацией г. Якутска МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «округа Якутск» и подлежит содержанию последним.
Согласно п. 3 Устава МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» данное учреждение создано в целях исполнения муниципальных функций ГО «город Якутск» для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, в том числе участие в пределах компетенции в решении вопросов местного значения в сфере технического содержания дорог местного значения и технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п. 4.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Согласно п. 4.4 ГОСТа Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Пунктом 5.2.6 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
В силу п. 5.2.7 ГОСТа не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о ненадлежащем эксплуатационном состоянии водопропускного лотка, его несоответствии допустимым условиям обеспечения безопасности дорожного движения требованиям, что снижает уровень безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни, здоровью участникам дорожного движения.
Доказательств наличия на месте дорожно-транспортного происшествия дорожных знаков, информирующих водителей о введении временных ограничений движения в связи с эксплуатационным состоянием дороги, оборудованных в соответствии с требованиями пункта 4.4 названного Государственного стандарта, материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств возможности предотвратить наезд на данный лоток самого истца с учетом требований ст. 1083 ГК РФ, предусматривающей освобождение от возмещения вреда в случае умысла потерпевшего либо его грубой неосторожности. По смыслу приведенной правовой нормы обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на причинителя вреда, то есть ответчиков. Однако в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств отсутствия виновных действий и наличия вины потерпевшего со стороны ответчиков представлено не было.
04.03.2022 Окружной администрацией г. Якутска составлен акт эксперимента по факту наезда на линию водоотведения истцом с целью проверки возможности восприятия водителем дорожной преграды, результаты которого показали, что с места водителя препятствие видно, наезд можно было предотвратить при должной осмотрительности. К акту эксперимента приложены фотографии места наезда, из которых следует, что на момент проведения эксперимента на поверхности дороги и места наезда на водопропускной лоток отсутствует снег. При этом событие, в результате которого нанесен ущерб автомобилю, произошли 08.12.2021, когда поверхность проезжей части была покрыта снегом, в связи с чем судом дана правильная критическая оценка к представленному акту эксперимента.
Установив, что участок проезжей части в месте ДТП находится в ведении МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» и содержался в состоянии, не отвечающем требованиям действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
АО «Якутдорстрой» является ненадлежащим ответчиком, поскольку соглашением на него не возложена обязанность по содержанию и ремонту непосредственно водопропускных лотков, их крышек. АО «Водоканал» также являются ненадлежащими ответчиками, т.к. не являются собственниками указанного водопропускного лотка, указанный лоток не стоит на их балансе, не закреплен за ними.
Таким образом, с МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» в пользу истца Романовой С.А. подлежал взысканию материальный ущерб в размере 55 627 руб. без учета износа запасных деталей.
При этом судебная коллегия принимает за основу экспертное заключение ООО «Вердикт» № 1275-21-ЭТС от 09.12.2021, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составила 55 627 руб. Экспертное заключение обоснованно и мотивировано, ответы на поставленные вопросы являются ясными и понятными. Оснований сомневаться в обоснованности заключения судебной экспертизы у суда не имелось, эксперт имеет диплом о профессиональной переподготовке, включен в реестр экспертов-техников, в связи с чем доводы жалобы о том, что суд необоснованно положил в основу решения суда заключение экспертизы судебная коллегия не может признать обоснованными. Каких-либо убедительных доводов и доказательств того, что выводы экспертизы не соответствуют действительности стороной ответчика не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части взыскания ущерба с окружной администрации «города Якутска» в солидарном порядке на основании пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года по делу по иску Романовой С.А. к акционерному обществу «Водоканал», Окружной администрации городского округа «город Якутск», Муниципальному казенному учреждению «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск», Акционерному обществу «Якутдорстрой» о возмещении имущественного вреда о т м е н и т ь в части взыскания ущерба солидарно с Окружной администрации ГО «город Якутск», в этой части принять н о в о е р е ш е н и е.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации городского хозяйства» городского округа «город Якутск» в пользу Романовой С.А. материальный ущерб в размере 55 627 рублей.
В удовлетворении исковых требований Романовой С.А. к Окружной администрации ГО «город Якутск» отказать.
В остальной части решение суда о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу – б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Определение в окончательном виде изготовлено 03.06.2022