47RS0009-01-2022-001059-22
Дело №33-5886/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 27 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Матвеевой Н.Л.,
судей: Нестеровой М.В., Озерова С.А.,
при помощнике судьи: Ануфриевой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2023 года по делу № 2-98/2023 по иску Кешишяна А.А. к Администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании спроектировать и построить участок дороги, обязании организовать подъезд к земельному участку
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Кешишян А.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать администрацию МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области произвести разработку проекта и строительство дороги протяжённостью № м по <адрес> от пересечения с <адрес> до крайней границы земельного участка по <адрес>; обязать администрацию МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области организовать подъезд к земельному участку для ИЖС по <адрес>.
В обоснование исковых требований Кешишяна А.А. указал, что он то, что истец является собственником земельного участка по <адрес>, кадастровый №. К земельному участку истца не обеспечена транспортная доступность в связи с отсутствием автомобильной дороги, на обращения истца по данному вопросу ответчиком в адрес истца был направлен ответ с указанием на отсутствие полномочий Администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на проектирование и строительство данной дороги.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2023 года исковые требования Кешишяна А.А. к администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании спроектировать и построить участок дороги, обязании организовать подъезд к земельному участку удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать подъезд к земельному участку по <адрес>, кадастровый №.
В апелляционной жалобе ответчик, Администрация муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, просит отменить решение Кировского городского суда Ленинградской области от 21 апреля 2023 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на то обстоятельство, что спорный проезд не является автомобильной дорогой, не обладает конструктивными элементами свойственными автомобильной дороге, соответственно не может быть отнесен к линейному объекту, при этом организация проезда по землям лесного фонда со сплошной рубкой леса законодательством не предусмотрена. Более того, в перечне объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защиты лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 года, проезды отсутствуют.
В отзыве Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу указано, что спорный земельный участок расположен в квартале 116 Мгинского северного участкового лесничества Кировского лесничества Ленинградской области на землях лесного фонда, дорога к указанному участку также будет проходить через земли лесного фонда, действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Кешишян А.А. ссылается на то, что земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на возведение обеспечивается проездом, ответчик в силу действующего законодательства наделен полномочиями в области осуществления дорожной деятельности, проезд является автомобильной дорогой пятой категории.
В судебное заседание лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представитель Администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области направил в адрес судебной коллегии ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела жалобу в порядке ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что распоряжением администрации поселка Мга Кировского района Ленинградской области от 16 декабря 1992г. № Кешишяш А.И. для индивидуального строительства жилого дома был предоставлен земельный участок по <адрес>, кадастровый №, площадью № кв.м (т. 1 л.д. 98).
Постановлением администрации Кировского муниципального района Ленинградской области внесены исправления в распоряжение от 16 декабря 1992 № (т.1 л.д. 94) в части указания фамилии и отчества вместо Кешишяш А.И. - Кешишян А.Н. (т. 1л.д. 94).
20 мая 2016 г. Кешишян А.Н подарил указанный земельный участок истцу Кешишяну А.А. (т. 1 л.д.197-198).
Право собственности на указанный земельный участок, зарегистрировано за Кешишян А.А. о чем в ЕГРН внесена запись о регистрации № (т.1 л.д 8).
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области участок по <адрес>, кадастровый №, расположен в зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (т. 1 л.д. 74-76).
Из выкопировки из генерального плана МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области следует, что вдоль границ земельного участка истца предусмотрен проезд (т. 1 л.д 24).
Согласно Перечню автомобильных дорог общего использования местного значения и проездов в границах населенных пунктов МО Мгинское городское поселение <адрес> включена в качестве грунтового проезда протяженностью 0,8 км (т. 1 л.д. 48).
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 8 ст. 6 указанного ФЗ предусмотрено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пп. 5-6 п. 1 ст. 13 указанного ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в числе иных относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 2 этой же статьи ФЗ установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения в числе иных относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
К вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ).Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района (п. 5 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ).
В силу ст. 14 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (п. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ).
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 16 ФЗ №257-ФЗ).
Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается: органом местного самоуправления городского поселения в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов городского поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях (пп.3-4 п. 3 ст. 16 ФЗ № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 2.3.14. Местных нормативов градостроительного проектирования, утверждённых Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.12.2017 № 525, для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и иных объектов, а также к отдельным зданиям в микрорайонах (кварталах) следует предусматривать проезды, в том числе: к отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами, при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2-3 этажа) застройке при ширине не менее 3,5 м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и принимая во внимание, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу находится в границах поселения, расположен в зоне ИЖС, отсутствие дороги либо иного организованного подъезда препятствует полноценному использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием обоснованно пришел к выводу об обязанности ответчика организовать проезд к земельному участку истца.
Вместе с тем, разрешая требования истца об обязании ответчика осуществить деятельность по проектированию, строительству дороги и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из того, что исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют своих хозяйственную деятельность в пределах предоставленных им полномочий. Суд не наделён полномочиями по распоряжению средствами местного бюджета. Вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства, кроме как проверка на соответствие нормативного правового акта органа местного самоуправления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Перевод земель тех или иных категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством РФ (ст. 8 ЗК РФ).
Статьей 14 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как предусмотрено п. 3 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации поселка Мга Кировского района Ленинградской области от 16 декабря 1992г. № земельный участок находящийся в собственности истца предоставлен для индивидуального строительства жилого дома.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки МО Мгинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области расположен в зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.12).
В соответствии с генеральным планом муниципального образования и Правила землепользования и застройки содержат в себе сведения о том, что участок, предоставленный правопредшественнику истца в 1992 году, находится в границах городского поселения Мга Кировского района Ленинградской области.
Исходя из изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу, не отнесен к землям лесного фонда.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и полноценное использование в соответствии с целевым назначением.
Факт отсутствия дороги или иного организованного подъезда к земельному участку истца представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
При этом в нарушение ст. 56 ГПК Российской Федерации ответчиком не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии иных способов для восстановления нарушенного права Кешишяна А.А.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку в целом доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию и доводы ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которые являлись предметом судебного обсуждения и правильно были признаны судом первой инстанции несостоятельными, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и собранным по делу доказательствам.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Указанным требования судебное постановление соответствует, в случае препятствий в исполнении судебного решения ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением к суду о разъяснении судебного решения, на момент апелляционного рассмотрения дела таких препятствий для исполнения судебного решения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: