Дело № 2а-13106-2019
14RS0035-01-2019-018600-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 19 декабря 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Яндреевой С.А.
с участием административного истца Казарян Г.А., представителя административных истцов - Матвеевой С.К.
представителя административного ответчика Кривошапкина Е.И.
представителя заинтересованных лиц - Михайловой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казарян Г.А., Григорян А.А. к Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л :
Казарян Г.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что он как лицо, имеющее трех и более детей, обратился в ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Окружная дорога. Ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что земельный участок занят истцом самовольно, имеется решение суда об освобождении земельного участка. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим его права. Просил признать отказ незаконным и обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Окружная дорога.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 11 декабря 2019 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены Ивановы А.В. и Е.С.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от 19 декабря 2019 г. в качестве административного истца привлечена Григорян А.А.
В суд административный истец Григорян А.А., заинтересованные лица Ивановы А.В. и Е.С. не явились, направили своих представителей. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании административный истец и представитель истцов иск поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представители административного ответчика, заинтересованных лиц иск не признали, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от ____ 2019 года, а административное исковое заявление поступило в суд ____ 2019 года.
____ 2019 года административные истцы обратились в ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Окружная дорога, как гражданам, имеющим трех и более детей.
____ 2019 года МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» направило административным истцам уведомление № об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в связи с тем, что он самовольно занят истцами, имеется решение суда об освобождении самовольно занятого земельного участка.
В силу пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 24.1 Земельного Кодекса РС (Я) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам РФ, имеющим трех и более детей, в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства, сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Предварительное согласование предоставления земельного участка в силу ст. 39.15 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором помимо прочего указывается: основание предоставления земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела, решением суда от ____ 2019г. иск ОА г. Якутска к Казарян Г.А. об освобождении испрашиваемого земельного участка удовлетворен (решение не вступило в законную силу).
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2019 г. в удовлетворении административного иска Казарян Г.А. к ОА г. Якутска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка отказано. Апелляционным определением Верховного суда РС (Я) от 25 сентября 2019г. установлено, что отдельный доступ к испрашиваемому земельному участку имеется.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, административный ответчик правомерно отказал в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Суд также расценивает действия истцов как злоупотребление правом, поскольку после самовольного занятия земельного участка, вынесения судом решения об его освобождении, они пытаются легализовать право на данный земельный участок.
Кроме того, административными истцами не доказано, что оспариваемым действием нарушаются их права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок принятия решения не нарушен.
Права административных истцов не нарушены, поскольку они не лишены права на получение другого земельного участка как лица, имеющее трех и более детей, в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Доводы о том, что истцы произвели отсыпку земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку у них отсутствует право на данный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Казарян Г.А., Григорян А.А. к Окружной администрации г. Якутска, Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: В.Г. Смирникова