Судья Безукладникова М.И. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
10.02.2016 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Лимоновой Л.Ф.,
судей Ильиной О.В.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре судебного заседания Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска-Уральского Свердловской области в интересах Сухарниковой О.Л. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по
г. Каменску-Уральскому и Каменскому району о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по апелляционной жалобе ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 19.11.2015.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., истца Сухарниковой О.Л., представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району - Я.И.В. , судебная коллегия
установила:
прокурор г. Каменска-Уральского Свердловской области, действуя в интересах Сухарниковой О.Л., обратился в суд с иском Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство строительства), Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Фонд жилищного строительства), Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по
г. Каменску-Уральскому и Каменскому району (далее – Управление социальной политики) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Сухарникова О.Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Управления социальной политики от ( / / ) № Сухарниковой О.Л. было отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения, несмотря на то, что в собственности, на условиях социального найма, а также закрепленного жилья она не имеет. Считая, что права Сухарниковой О.Л. на обеспечение жилым помещением были нарушены, прокурор просил признать незаконным приказ Управления социальной политики от ( / / ) №, признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложить на Министерство строительства, Фонд жилищного строительства обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления г. Каменска-Уральского Свердловской области, распределить жилое помещение Сухарниковой О.Л., обязать Управление социальной политики обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Сухарниковой О.Л. и в течение 5 рабочих дней от даты подписания истцом договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 19.11.2015 исковые требования прокурора г. Каменска-Уральского удовлетворены частично, признан незаконным приказ Управления социальной политики от ( / / ) №, за Сухарниковой О.Л. признано право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на Министерство строительства, Фонд жилищного строительства возложена обязанность приобрести для Сухарниковой О.Л. жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, и распределить ей указанное жилое помещение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления социальной политики просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что дополнительные гарантии по обеспечению жилым помещением предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, до достижения ими возраста 23 лет. Поскольку Сухарниковой О.Л. к моменту обращения в Управление социальной политики исполнилось 35 лет, она утратила право на меры социальной поддержки, установленные для лиц данной категории. Считает, что Управление социальной политики не могло нарушить права Сухарниковой О.Л. на обеспечение жилым помещением, поскольку на территории г. Каменска-Уральского Сухарникова О.Л. зарегистрировалась только 05.06.2007, когда ей исполнилось 27 лет. Также полагает, что обстоятельств, объективно препятствующих истцу в предусмотренный законом срок обратиться в уполномоченные органы для постановки на учет в целях обеспечения жилым помещением, не установлено. Более того, срок для обращения в суд с настоящим иском был пропущен, поскольку о нарушении своего права Сухарниковой О.Л. стало известно в 2002 году, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
Помощником прокурора г. Каменска-Уральского Свердловской области и Сухарниковой О.Л. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых они считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления социальной политики доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Дубовских Т.В. и истец Сухарникова О.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулирую, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что достижение Сухарниковой О.Л. 23 лет не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, причины, по которым истец не обратился за получением жилья до 23-летнего возраста, признаны уважительными.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
Из материалов дела следует, что Сухарникова О.Л., ... относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать С.Л.В. ( / / ) была лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует. В период с ( / / ) по ( / / ) Сухарникова О.Л. находилась в Синарском детском доме на полном государственном обеспечении. В период с ( / / ) по ( / / ) Сухарникова О.Л. проходила обучение в ГУ НПО «Екатеринбургский социально-профессиональный лицей» и проживала в общежитии при лицее. С ( / / ) Сухарникова О.Л. зарегистрирована в г. Каменске-Уральском, жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет.
Приказом Управления социальной политики № от ( / / ) Сухарниковой О.Л. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с достижением 23-летнего возраста.
Действительно, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Вместе с тем, отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о принятии его на учет, поскольку причины, по которым он не мог реализовать свое право, следует признать уважительными.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из письменных материалов дела, до окончания ГУ НПО «Екатеринбургский социально-профессиональный лицей» и достижения истцом 23-летнего возраста директор данного учебного заведения обращался к главе администрации ... с просьбой об обеспечении Сухарниковой О.Л. жильем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 23), однако данная обязанность исполнена не была. После окончания лицея Сухарникова О.Л. неоднократно обращалась к директору МУ «Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства ...», в администрацию ... по вопросу предоставления ей жилого помещения и постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако жильем до настоящего времени не обеспечена.
Таким образом, непринятие Сухарниковой О.Л. на учет соответствующим органом в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет при наличии для этого оснований следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую истцу реализовать свое право в установленной срок.
Доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом на Управление социальной политики возложена только та обязанность, которая определена нормативно-правовым актом для данного органа государственной власти. Тем более, без подробного возложения обязанности на различные государственные органы, исполнение судебного решения может быть затруднено.
Апелляционная жалоба представителя Управления социальной политики не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них. Вопреки позиции ответчика, судом дана надлежащая правовая оценка всем представленным доказательствам, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления социальной политики – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 19.11.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Ф. Лимонова
Судьи: О.В. Ильина
Е.В. Кайгородова