Дело № 3а-12/2020
УИД 26 ОS0000-04-2019-000200-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 12 марта 2020 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,
с участием представителя административного истца Е.Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Гелиос» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …., в размере рыночной стоимости 2578 637 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Гелиос» является арендатором земельного участка с кадастровым номером …., площадью 1166804+/-9452 кв.м., категория «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенного по адресу: …..
Основание государственной регистрации: соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 233 от 17.09.2007года, от 17.12.2014 года, договор аренды № 233 от 17.09.2007 года.
На земельном участке с кадастровым номером ….. расположено семь объектов недвижимости, собственником которых является ООО «Гелиос».
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 10 648 953, 39 рублей.
ООО «Гелиос» предоставило отчет об оценке № 179/2018 от 10 декабря 2018 года, выполненный оценщиком ООО «Региональное бюро судебных экспертиз», которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 2578 637 рублей.
11 января 2019 года ООО «Гелиос» обратилось в комиссию по оспариванию результатов кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии № 3582 от 24 января 2019 года заявление административного истца отклонено.
Из решения комиссии следует, что установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 10 648 953, 39 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, более чем на 30%, а именно 75,7 %. Оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно положениям статей Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и установленным федеральным стандартам. В нарушение ФСО № 3 отсутствует обоснование выбора сравнительного подхода, как единственного, не указаны права, учитываемые при оценке. В нарушение ФСО № 7 не полностью приведена информация согласно требованиям раздела 5. Комиссией отмечено, что корректировка на торг определена согласно данным «Справочника оценщика недвижимости -2018. Земельные участки сельскохозяйственного назначения», Приволжский центр финансового консалтинга и оценки, г. Нижний Новгород, 2018 г., Лейфер Л.А., Щегурова Д.А. Между тем, указанный справочник готовится на основании статистического анализа данных на дату полготовки справочника. Объект оценивается на 2015 год, корректировки, рассчитанные на базе цен 2018 года, могут привести к погрешности при расчете стоимости.
Административный истец полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы за использование земельного участка, исчисляемой из кадастровой стоимости объекта оценки, а также нарушает право на выкуп участка.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГСП по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных «Красногвардейское».
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физические и юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебном заседании представитель административного истца Е.Н.И. просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ….. в размере равном его рыночной стоимости согласно предоставленного ими отчета о рыночной стоимости в размере 2578 637 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, так как не согласны с заключением судебной экспертизы.
Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на административное исковое заявление Министерство имущественных отношений Ставропольского края просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Указывает, что административные исковые требования по настоящему делу предполагают снижение кадастровой стоимости, более чем на 75%, что повлечет за собой существенное снижение поступлений в консолидированный бюджет. По мнению министерства, учитывая разницу в методике определения, кадастровая стоимость не может рассматриваться в том же аспекте, что и рыночная. В рамках дела определялся достоверный размер рыночной стоимости объекта недвижимости, полученный в результате применения иных методик на основании Федерального закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки. При этом, методика определения кадастровой стоимости и полученные результаты не оспариваются.
В возражениях на административно исковое заявление Управление Росреестра по Ставропольскому краю просит рассмотреть административный иск в отсутствии представителя, в соответствии с действующим законодательством. Исходя из Приказа Росреестра № П/210 от 12.05.2015 года «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» считает, что Управление Росреестра по Ставропольскому краю является ненадлежащим административным ответчиком.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в представленных в материалы дела письменных возражениях просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явились: представители административных ответчиков - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представители заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, ТУ Росимущество в Ставропольском крае, ГСП по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных «Красногвардейское», извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения участвующего в деле лица, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утратившие силу с 01 января 2019 года.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 ранее действовавших Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Определение кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 39 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года № 3).
Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящийся у него в аренде земельный участок арендные платежи рассчитываются из кадастровой стоимости земельного участка.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Из материалов административного дела следует, что 17.09.2007 года на основании распоряжения от 10.05.2007 года № 242 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю (Арендодатель) и государственное сельскохозяйственное предприятие по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных «Красногвардейское» (Арендатор) заключили договор аренды № 233 земельного участка с кадастровым номером ….. Срок аренды установлен с 26.04.2007 года по 25 апреля 2017 года.
Из приложения к вышеуказанному договору аренды земельного участка следует, что расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Соглашением от 17 декабря 2014 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 233 от 17 сентября 2007 года, государственное сельскохозяйственное предприятие по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных «Красногвардейское» (Арендатор) с согласия арендодателя передает новому арендатору ООО «Гелиос» все права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка с кадастровым номером ….. Уступка прав производится в связи с нахождением в собственности нового арендатора объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.
Таким образом, ООО «Гелиос» является арендатором земельного участка с кадастровым номером …. площадью 1166804+/-9452 кв.м., категория «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенного по адресу: …….
Основание государственной регистрации: соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № 233 от 17.09.2007года, от 17.12.2014 года, договор аренды № 233 от 17.09.2007 года.
На земельном участке с кадастровым номером ….. расположено семь объектов недвижимости, собственником которых является ООО «Гелиос».
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 10 648 953, 39 рублей.
В соответствии с представленным ООО «Гелиос» отчетом об оценке ООО «Региональное бюро судебных экспертиз»№179/2018 от 10 декабря 2018 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 2578 637 рублей.
11 января 2019 года ООО «Гелиос» обратилось в комиссию по оспариванию результатов кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии № 3582 от 24 января 2019 года заявление административного истца отклонено.
Из решения комиссии следует, что установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 10 648 953, 39 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, более чем на 30%, а именно 75,7 %. Оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно положениям статей Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и установленным федеральным стандартам. В нарушение ФСО № 3 отсутствует обоснование выбора сравнительного подхода, как единственного, не указаны права, учитываемые при оценке. В нарушение ФСО № 7 не полностью приведена информация согласно требованиям раздела 5. Комиссией отмечено, что корректировка на торг определена согласно данным «Справочника оценщика недвижимости -2018. Земельные участки сельскохозяйственного назначения», Приволжский центр финансового консалтинга и оценки, г. Нижний Новгород, 2018 г., Лейфер Л.А., Щегурова Д.А. Между тем, указанный справочник готовится на основании статистического анализа данных на дату полготовки справочника. Объект оценивается на 2015 год, корректировки, рассчитанные на базе цен 2018 года, могут привести к погрешности при расчете стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, определением Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2019 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Центр поддержки бизнеса» Т.И.С.
Согласно заключению эксперта ООО «Центр поддержки бизнеса» Т.И.С. № 1-1931-20 от 17 января 2020 года рыночная стоимость оцениваемого земельного участка составила 6595 904 рубля.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 указанного закона).
Из материалов дела следует, что заключение эксперта ООО «Центр поддержки бизнеса» Т.И.С. № 1-1931-20 от 17 января 2020 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку собственности. Экспертное исследование проводилось экспертом самостоятельно, иные лица при проведении экспертизы не присутствовали.
Осмотр объекта экспертизы произведен не был, поскольку, принимая во внимание ретроспективный характер производимой экспертизы, осмотр земельного участка признан нецелесообразным. Для полной идентификации объекта экспертизы достаточно сведений, представленных в материалы дела.
Согласно п. 5 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости ФСО № 7 при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик или его представитель проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с непроведением осмотра.
Экспертом в заключении произведен анализ рынка объекта исследования, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков Ставропольского края, анализ фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки.
Экспертом проанализированы предложения о продаже земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» в Ставропольском крае, опубликованные за 2014 год в открытых источниках.
В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости указанного земельного участка сравнительным подходом (метод сравнения продаж). Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходных с оцениваемым.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы. В процессе оценки экспертом проводились телефонные переговоры с собственниками и представителями собственников объектов-аналогов. В заключении указаны уточненные данные по объектам-аналогам, выявленные в процессе проведения телефонных переговоров. Отобранные экспертом объекты-аналоги указаны соответствующей таблице.
При расчете рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом мотивированы в заключении.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, с учетом его местоположения, целевого использования.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату его государственной кадастровой оценки.
Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.
Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключение судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
С учетом изложенного, а также выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергающих содержащиеся в отчете об оценке № 179/2018 данные об оценке рыночной стоимости земельного участка, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленного в иске земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.
Кроме того, отчет об оценке, выполненный оценщиком ООО «Региональное бюро судебных экспертиз» не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость земельного участка, поскольку решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 24 января 2019 года № 3582 установлено, что оформление и содержание отчета не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Данное решение не оспорено, выводы комиссии не опровергнуты.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04 октября 2018 года, на которое ссылается административный истец, не является преюдициальным для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данного объекта недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение арендных платежей, в связи с завышением арендных платежей, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта.
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика аренды.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.
Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на дату его государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде, с кадастровым номером …. в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Заявление административного истца общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 11 января 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В краевой суд одновременно с экспертным заключением поступило ходатайство экспертной организаций ООО «Центр поддержки бизнеса» о взыскании судебных расходов по оплате проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению со взысканием истребуемой суммы в размере 40000 рублей с административного истца по следующим основаниям.
Определением Ставропольского краевого суда о назначении судебной экспертизы от 21 ноября 2019 года расходы по ее оплате возложены на административного истца ООО «Гелиос».
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной заявленного в иске земельного участка, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 1166804+/-9452 кв.м., категория «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенного по адресу: …., в размере его рыночной стоимости - 6595 904 рубля по состоянию на 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ….
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю – 11 января 2019 года.
Взыскать с административного истца общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» в пользу ООО «Центр поддержки бизнеса» стоимость проведенной по делу судебной оценочной экспертизы в размере 40000 рублей путем перечисления на банковские реквизиты:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки бизнеса»
Адрес: 109382 г. Москва, ул. Краснодонская, д. 24, стр. 2
Центральный офис: 121087 г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, оф. 219/1
Тел: 8 (495) 999-50-26, 8800100 02 70
9995026@mail.ru, www.wbsc.com
ИНН …. КПП …
ОГРН …. от 22.12.2008 г., ОКПО ….
р/счет № …
Банк получателя: Банк «Возрождение» (ПАО) г. Москва
к/счет № …., БИК ….
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2020 года.
Председательствующий судья М.М.Товчигречко