Дело № 2а – 285/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» августа 2019 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Рочевой В.С., с участием прокурора Сердитовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Корткеросского района к Фатееву А.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
прокурор Корткеросского района обратился в суд с настоящим административным иском. В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части получения водителями удостоверений на право вождения транспортного средства, установлено, что <дата> Фатееву А.А. выдано водительское удостоверение, дающее право управления транспортными средствами категории «<...> Вместе с тем, согласно информации ГБУЗ РК «Корткеросская ЦРБ» административный ответчик с <дата> состоит на диспансерном учете у врача психиатра - нарколога с диагнозом <...>
В судебном заседании прокурор Сердитова М.А. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Административный ответчик Фатеев А.А. на судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела по адресу, указанному в иске.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ч. 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
На основании ч. 3 ст.17, ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно положениям ст. 5, 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу п. 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу ст. 28 Закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.Из материалов дела следует, что <дата> административному ответчику Фатееву А.А., <дата> г.р., выдано водительское удостоверение серии ХХХ на право управления транспортными средствами категорий <...>», сроком действия до <дата>.
Согласно информации ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» Фатеев А.А., <дата> г.р., с <дата> состоит на диспансерном учете у врача психиатра - нарколога с диагнозом <...> последний прием <дата>, ремиссия <дата> месяц, с <дата> по настоящее время не наблюдается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого, противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).
В соответствии с п. 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости", и не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1);
Как следует из материалов дела и медицинских документов, у административного ответчика стойкая ремиссия не наступала, доказательств обратного суду не предоставлено, в связи с чем по настоящее время он не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Суд принимает во внимание, что заболевание административного ответчика относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, может повлечь причинение в будущем вреда жизни, здоровью граждан, а также их имуществу, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств, достоверно подтверждающих прохождение им специального лечения после постановки на диспансерный учет, наличия у него стойкой ремиссии после лечения и положительных характеристик с места работы и по месту жительства из органов внутренних дел.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для прекращения действия права Фатеева А.А. на управление транспортными средствами категорий «В», «В1» по водительскому удостоверению серии ХХХ, выданному <дата>.
В связи с удовлетворением требований прокурора суд взыскивает с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 114 КАС РФ и положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 175–180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Корткеросского района удовлетворить.
Прекратить действие права Фатеева А.А., <дата> г.р., имеющего водительское удостоверение категорий <...> серии ХХХ, выданное <дата>, на управление транспортными средствами.
Взыскать с Фатеева А.А., <дата> г.р., в доход бюджета муниципального района «Корткеросский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
Решение в окончательной форме принято 21.08.2019.