Решение по делу № 12-86/2017 от 14.06.2017

Дело № 12-86/2017

РЕШЕНИЕ

г. Большой Камень                                                          18 августа 2017 года

     Судья Шкотовского районного суда Приморского края Шамхалова Т. М.,

рассмотрев жалобу Якимчука Александра Андреевича на постановление мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 18 мая 2017года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

       Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 18 мая 2017года Якимчук А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год и шесть месяцев.

        Считает данное постановление незаконным, поскольку по данному делу не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление; содержащиеся в постановлении выводы судьи о его виновности не подтверждены допустимыми доказательствами. Протокол от 20.04.2017года в его присутствии сотрудниками полиции не составлялся по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, о времени и месте составления протокола он не был уведомлен в установленном порядке. Ссылается на недопустимость использования доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, что определено частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ. Просит указанное постановление отменить.

В судебном заседании Якимчук А.А. жалобу поддержал; пояснил, что 20.04.2017года, управляя автомашиной Mazda Capella с государственным регистрационным номером , был остановлен сотрудниками полиции в районе д. 39 по ул. Аллея Труда в г. Большой Камень для проверки документов, в ходе которой выяснилось, что он управляет транспортным средством по истечении срока действия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, после чего сотрудниками был оформлен протокол задержания транспортного средства и акт передачи транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку, он пояснил сотрудникам полиции, что не согласен с их действиями, но ему было предложено оформить полис страхования в установленном порядке, и после этого получить автомобиль на специализированной стоянке; при этом ему не предъявлялось сотрудниками полиции требование о прохождении освидетельствования на состояние опьянения, протокол в его присутствии сотрудниками полиции не составлялся по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, о времени и месте составления протокола он не был уведомлен, копию указанного протокола не получал, с содержанием протокола ознакомлен не был и не имел возможности представить какие-либо замечания, в том числе относительно изложенных обстоятельств правонарушения и о правильности оценки его действий инспектором ДПС; также в его присутствии не составлялся протокол о направлении на медицинское освидетельствование и об отстранении от управления транспортным средством в связи с возбуждением дела по ч. 1 ст. 12.26КоАП РФ. С учетом графика приемных дней в страховой компании и последующих выходных дней(22.04. и 23.04.), он 25.04.2017года оформил полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0393482219 и, предъявив его сотрудникам ГИБДД, забрал свой автомобиль со специализированной стоянки. С содержанием названных протоколов он ознакомлен до настоящего времени. В последующем, получил судебную повестку, по которой явился в судебный участок для рассмотрения дела, назначенного на 18 мая 2017года. В ходе рассмотрения дела он пояснил мировому судье, что не совершал правонарушения, о котором указано в протоколе об административном правонарушении от 20.04.2017года, и с протоколом не ознакомлен, но было вынесено постановление о назначении ему наказания по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.

       Согласно ст.30.6 КоАП РФ, судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления, соответствует ли оно цели закона, вынесено ли оно с учетом соблюдения иных процессуальных правил вынесения постановления.

       Из оспариваемого постановления следует, что Якимчук А.А. 20 апреля 2017 года в 20:55час., в районе ул. Аллея Труда д. 39 в г. Большой Камень Приморского края, управляя автомашиной марки «Mazda Capella» с государственным регистрационным номером , отказался выполнить законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, нарушив требования пункта 2.3.2 Правил дорожного движения РФ.

       В соответствии с часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ, невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

       Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

       В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в числе которых - отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Из смысла части 5 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяется, в том числе его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого протокола в нем делается соответствующая запись.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протоколов об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также протокола по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в отношении Якимчука А.А. протоколы об административном правонарушении, о направлении на медицинское освидетельствование и об отстранении от управления транспортным средством, составлены с нарушением перечисленных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях. В протоколах указано, что Якимчук А.А. отказался подписать данные протоколы.

           Из пояснений заявителя следует, что 20 апреля 2017года ему не предъявлялось сотрудниками полиции требование о прохождении освидетельствования на состояние опьянения, протокол в его присутствии об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, о направлении на медицинское освидетельствование и об отстранении от управления транспортным средством, сотрудниками полиции не составлялся; о времени и месте составления протокола об административном правонарушении он не был уведомлен, копию указанных протоколов не получал, с содержанием протоколов ознакомлен не был и не имел возможности представить какие-либо замечания, в том числе относительно изложенных в протоколах обстоятельств правонарушения и о правильности оценки его действий инспектором ДПС. Заявителю достоверно было известно лишь о составлении протокола задержания транспортного средства и акта передачи транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку в связи с несоблюдением требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Копия полиса ОСАГО серии ЕЕЕ № 0393482219 от 25.04.2017г. представлена заявителем в дело.

Вместе с тем, в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что протоколы о направлении на медицинское освидетельствование и об отстранении от управления транспортным средством, протокол об административном правонарушении были составлены с участием лица, в отношении которого возбуждено дело( рапорты сотрудников полиции, объяснения понятых); нет сведений о направлении Якимчуку А.А. копий указанных протоколов для ознакомления с целью соблюдения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и прав указанного лица.

Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу изложенных в протоколе сведений.

Как следует из пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании вышеизложенного протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и протокол об административном правонарушении подлежат признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлены с нарушением требований названного Кодекса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на судебное постановление.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику.

В связи с изложенным, у суда на стадии рассмотрения жалобы отсутствует возможность проверить наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.

Судом с целью проверки доводов жалобы были вызваны в судебное заседание понятые Полина О.В., Савинкин А.В., указанные в названных протоколах, но не явились по судебным повесткам.

Учитывая, что протоколы об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование и об административном правонарушении составлены с нарушением требований названного Кодекса и являются недопустимыми доказательствами, выводы о наличии в действиях Якимчука А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись преждевременными.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

         При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении Якимчука А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

       Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

       Постановление мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Большого Камня и Шкотовского района Приморского края от 18 мая 2017года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Якимчука Александра Андреевича - отменить. Производство по делу прекратить.

      Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

      Судья                                                                                  Т. М. Шамхалова

12-86/2017

Категория:
Административные
Другие
Якимчук А.А.
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Шамхалова Татьяна Михайловна
Статьи

12.8

Дело на странице суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
16.06.2017Материалы переданы в производство судье
17.07.2017Судебное заседание
18.08.2017Судебное заседание
05.09.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее