Дело №2а-1840/2021
УИД 42RS0011-01-2021-003534-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 22 сентября 2021 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,
с участием прокурора Романенко Л.Н.,
при секретаре Пермяковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения лечебное исправительное учреждение № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу об установлении административного надзора в отношении осужденного Афанасьева В. О. <дата> года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение лечебное исправительное учреждение - 42 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Афанасьева В.О., освобождаемого по отбытию срока наказания <дата>, на срок 8 лет с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час., а также в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Требования мотивированы следующим. Указано, что Афанасьев В.О. осужден приговором Заводского районного суда г. Кемерово от 23.05.2019 по ч.3 ст.30, п. «а» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ путем частичного сложения наказания присоединено наказание по приговору Ленинского районного суда г. Кемерово от 14.08.2017, к отбытию назначено наказание в виде 4 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Афанасьев В.О. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ - 42 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу с <дата>, за период отбывания наказания имеет 2 поощрения и 1 взыскание, которое не погашено. Осужденный характеризуется отрицательно. По приговору суда от <дата> он совершил преступление средней тяжести, в качестве отягчающего обстоятельства суд признал в действиях Афанасьева В.О. в соответствии с ч.1 ст.18 УК РФ рецидив преступлений. По приговору от <дата> совершил тяжкое преступление, в качестве отягчающего обстоятельства суд в соответствии с ч.2 ст.18 УК РФ учел в действиях Афанасьева В.О. опасный рецидив преступлений. В обоснование требований административный истец ссылается на положения Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Представитель административного истца в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Афанасьев В.О. в судебном заседании пояснил, что с иском он не согласен частично, просит не устанавливать в отношении него запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час., т.к., это будет нарушить его права, если он будет работать в ночные смены. Пояснил также, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, но после освобождения он намерен проживать у материв <адрес> по адресу: <адрес>.
Прокурор Романенко Л.Н. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению частично, полагала необходимым в отношении Афанасьева В.О. установить административный надзор на срок 8 лет с установлением ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час., в остальной части иск следует оставить без удовлетворения.
Суд, заслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, заслушав прокурора, приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» задачами административного надзора являются предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно п.2 ч.1 ст.5 вышеназванного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п.3) и ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено, что Афанасьев В.О. осужден приговором Заводского районного суда г. Кемерово от 23.05.2019 по ч.3 ст.30, п. «а» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору с наказанием назначенным приговором Ленинского районного суда г. Кемерово от 14.08.2017, окончательно к отбытию назначено наказание в виде 4 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием его в исправительной колонии строгого режима. Из данного приговора усматривается, что суд отягчающим наказание обстоятельством учел наличие в действиях Афанасьева В.О. рецидив преступлений.
При этом из приговора Ленинского районного суда г. Кемерово от 14.08.2017 усматривается, что Афанасьев В.О. осужден по п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ (тяжкое преступление), в действиях Афанасьева В.О. в соответствии с п. «б» ч.2 ст.18 УК РФ суд учел опасный рецидив преступлений.
Из представленного администрацией ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу материала усматривается, что осужденный Афанасьев В.О. в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу прибыл <дата> из ФКУ СИЗО-1 г. Кемерово. По характеру он спокойный, рассудительный, общительный, целеустремленный. В беседе на поставленные вопросы отвечает корректно, уверенно, в конфликтных ситуациях замечен не был, в коллективе уживчив, поддерживает отношения с осужденными всех категорий. Обучался в ФКП ОУ № 269, получил специальности «станочник-распиловщик», «швея». К работе по поддержанию частоты и порядка на территории учреждения относится положительно. Трудоустроен с <дата>. К мероприятиям воспитательного характера относится положительно, в повседневной жизни не всегда руководствуется правилами внутреннего распорядка, за что привлекался к дисциплинарному воздействию. Состоит на облегченных условиях содержания. За период отбывания наказания имеет 2 поощрения и 1 взыскание (не погашенное). Имеющийся в бухгалтерии исполнительный лист на общую сумму 62218 руб. погашен частично в сумме 18853 руб., путем вычета денежных средств из заработной платы осужденного. Находясь в местах лишения свободы, социально-полезные связи поддерживает. Вину в совершенном преступлении признает.
С учетом совокупности всех данных о личности осужденного, его поведения за весь период отбывания наказания, и в соответствии с приведенными выше нормами закона, а также в связи с тем, что осужденный <дата> освобождается из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, но имеет судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, имеются основания для установления ему административного надзора.
Согласно п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Таким образом, в целях предупреждения совершения осужденным преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, на основании п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом ст.86 УК РФ, необходимо установить административный надзор в отношении осужденного Афанасьева В.О. на срок 8 лет. Данный срок полностью согласуется с требованием закона, однако при этом следует отметить, что административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора в порядке ч.2 ст.9 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при соблюдении требований данного закона.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным (ч.2 ст.4 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия согласуется с нормой ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Согласно ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Учитывая данные нормы и принимая во внимание характеристику личности Афанасьева В.О., суд полагает целесообразным установление для ответчика административного ограничения в виде обязательной явки в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 1 раз в месяц. Суд считает, что количество явок 1 раз в месяц будет являться достаточным, будет способствовать обеспечению предупреждения совершения Афанасьевым В.О. преступлений и правонарушений. Установление Афанасьеву В.О., который в бо?льшем положительно характеризуется административным истцом, ограничения в виде явки 1 раз в месяц на регистрацию, по мнению суда, будет в достаточной степени способствовать оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации, самоконтролю и проявлению послушания. Суд считает, что установление одной явки на регистрационные отметки в данном случае позволяет нормальное существование в обществе лица, подвергаемого административному надзору, не ущемляет существенным образом возможность реализации социальных, трудовых прав и т.п. Административный надзор при явке на регистрационные отметки 1 раз в месяц, а не 2 раза как просит административный истец, по мнению суда, послужит определенным балансом между соблюдением интересов осужденного, скорейшая социализация которого необходима, и с другой стороны соблюдением интересов защиты общества, поскольку за осужденным при такой мере будет осуществлен контроль, что должно его предостерегать от совершения противоправных действий.
Согласно п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Пункт 4 ч.1 ст.4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" допускает установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории. При этом согласно п.3 ч.2 ст.4 указанного закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Однако судом установлено, что Афанасьев В.О. имеет регистрацию по месту жительству по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в его паспорте гражданина РФ, при этом в суде Афанасьев В.О. пояснил, что намерен после освобождения проживать по <адрес> у своей матери. Каких-либо данных, опровергающих возможность его проживания по данному адресу после освобождения из мест лишения свободы, материалы дела не содержат, из характеристики на осужденного, представленной административным истцом, следует, что с матерью он поддерживает социально-полезные связи.
При таких обстоятельствах необходимости в установлении запрещения выезда за установленные судом пределы какой-либо территории не усмотрено судом, равно как и прокурором.
С требованиями административного истца об установлении для административного ответчика административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час., суд полагает возможным согласиться с учетом того, что преступления Афанасьевым В.О. совершались в ночное время суток (по приговору суда от <дата>). Суд находит целесообразным применение данного вида ограничения, оно основано на характере ранее имевших место быть противоправных действий Афанасьева В.О. и направлено на недопущение антиобщественного поведения и оказание воспитательного воздействия, при этом доказательств вынужденности отсутствия Афанасьева В.О. вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час., суду не представлено. Ссылка осужденного на его возможные ночные смены по работе, носят лишь вероятностный характер, доказательств возможности приема его на работу с режимом труда, где предусмотрены ночные смены, суду не представлено, кроме того, в соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не исключено получение от органа внутренних дел разрешения поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами, связанными с трудовыми отношениями.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения лечебное исправительное учреждение № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу об установлении административного надзора в отношении Афанасьева В. О. удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Афанасьева В. О. сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения и в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 час. до 06.00 час.
Исчисление срока административного надзора производить со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному Афанасьевым В.О. месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В установлении в отношении Афанасьева В.О. иных административных ограничений отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено в день принятия решения 22.09.2021.
Судья: подпись Н.В. Орлова
Подлинный документ находится в деле № 2а-1840/2021 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.