Дело № 2а-14908/2018
УИД № 24RS0048-01-2018-014273-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО5, представителя заинтересованного лица ФИО2 – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Дивногорска о признании распоряжения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Дивногорска, в котором просит признать незаконным распоряжение от 16.12.2014 г. № 2726р «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №». Требования мотивировала тем, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 08.12.2017 г. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. До настоящего времени земельный участок под указанным домом с кадастровым номером № не оформлен за собственниками квартир. В середине лета 2018 года на прилегающем к многоквартирному <адрес> по указанному адресу земельном участке с кадастровым номером № (на территорию которого ранее имелся свободный доступ для всех желающих, размещена зона отдыха), на расстоянии 2-3 метров от дома истца, началось возведение забора. В сентябре 2018 года ФИО1 стало известно о том, что собственником земельного участка с кадастровым номером № является ФИО2, а также о вынесении администрацией г. Дивногорска распоряжения от 16.12.2014 г. № 2726р, которым вид разрешенного использования данного земельного участка изменен с «для использования в качестве рекреационной зоны» на «для индивидуального жилищного строительства». Между тем, собственники жилых помещений в <адрес> в г. Дивногорск не были надлежащим образом уведомлены о проведении администрацией г. Дивногорска публичных слушаний. Кроме того, отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку учитывая изначальную цель формирования земельного участка, он не может быть застроен, так как в правилах землепользования и застройки не предусмотрен такой вид разрешенного использования в зоне Ж-5. Также истец полагает, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка ответчиком нарушены нормы земельного законодательства, предоставив участок под ИЖС без проведения аукциона, что противоречит ст. 30.1 (39.6) Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО5 (по доверенности от 16.10.2018 г.) заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске и письменным дополнениям к нему основаниям, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 – адвокат ФИО6 (на основании ордера № 1278 от 17.12.2018 г.) в судебном заседании просил в удовлетворении требований ФИО5 отказать по основаниям, изложенном в письменном отзыве, поскольку истцом не доказан факт нарушения оспариваемым распоряжением ее прав; ФИО5 пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями; все собственники смежных помещений были извещены о проведении публичных слушаний надлежащим образом; кроме того, с 13.03.2018 г. ФИО2 является законным собственником земельного участка с кадастровым номером №, а потому вправе его огородить, поскольку на данном участке расположен жилой дом, право собственности на который 30.05.2014 г. зарегистрировано за ФИО2
Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель административного ответчика администрации г. Дивногорска в судебное заседание 17.12.2018 г. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил; ранее в судебном заседании представитель администрации г. Дивногорска – ФИО7 (по доверенности от 26.11.2018 г.) просила в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать, ввиду отсутствия нарушений закона при издании оспариваемого распоряжения.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, в том числе населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов.
На основании подпунктов 1-9 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Исходя из подпунктов 1-3 п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно п. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 2.1 ст. 37 ГрК РФ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 373-ФЗ) установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3 ст. 37).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 37).
Согласно п. 7 ст. 37 ГрК РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
В силу п. 1 ст. 39 ГрК РФ (здесь и далее ст. 39 в редакции от 24.11.2014 г., действовавшей с 25.11.2014 г. по 31.12.2014 г.) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2 ст. 39).
Согласно п. 3 ст. 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (п. 4 ст. 39).
Согласно п. 12 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) должностного лица, лежит на административном истце; обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Судом установлено, что 31.12.2004 г. между администрацией г. Дивногорска (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) заключен договор аренды № в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, имеющего разрешенное использование «для размещения рекреационной зоны».
С 20.09.2006 г. ФИО8, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, являлась собственником двухкомнатной <адрес>, общей площадью 305,6 кв.м., расположенной на 1, 2 этажах в жилом <адрес> в <адрес>, кадастровый №, - что следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.11.2014 г. № 01/306/2014-250.
05.09.2014 г. ФИО2 обратился к главе <адрес> с заявлением, в котором просил изменить повторно вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для размещения рекреационной зоны» на «для индивидуального жилищного строительства».
22.10.2014 г. администрацией г. Дивногорска на основании заявления ФИО2 от 05.09.2014 г. издано распоряжение № 2273р о проведении 09.12.2014 г. в 12 часов в зале заседаний по адресу: <адрес> публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для размещения рекреационной зоны» на условно разрешенный вид использования участка «для индивидуального жилищного строительства», о создании комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний; постановлено опубликовать информацию о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации и разместить на специальном сайте администрации г. Дивногорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; пригласить для участия в публичных слушаниях жителей г. Дивногорска, обладающих избирательным правом, представителей администрации города, общественность; направить сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
08.12.2014 г. сообщение администрации г. Дивногорска от 27.11.2014 г. (исх. №4303/5) о проведении 09.12.2014 г. в 12 часов по адресу: <адрес>, <адрес> публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, с приглашением принять участие в обсуждении данного вопроса, направлено ФИО8 по адресу: <адрес>, - что следует из копии почтового конверта, возвращенного в адрес отправителя по причине истечения срока хранения, подлинник которого представлен суду на обозрение в судебном заседании 12.12.2018 г.
Исходя из протокола публичных слушаний об изменении разрешенного использования земельного участка от 09.12.2014 г., участники публичных слушаний – восемь человек (ФИО6, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15), принято единогласное решение об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:46:0101005:0035, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, с «для размещения рекреационной зоны» на «для индивидуального жилищного строительства».
16.12.2014 г. администрацией г. Дивногорска издано распоряжение № 2726р «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №», которым, с учетом результатов публичных слушаний от 09.12.2014 г., изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № с «для размещения рекреационной зоны» на «для индивидуального жилищного строительства».
11.02.2015 г. между администрацией <адрес> (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) заключено дополнительное соглашение № 9 к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка, которым определено в пункте 1.1. Договора слова «для размещения рекреационной зоны» заменить словами «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.09.2017 г., собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, является ФИО2 (с 06.09.2017 г.).
08.12.2017 г. между ФИО8 (Продавец) и ФИО16, ФИО1 (Покупатель) заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец продает покупателю в совместную собственность принадлежащую продавцу на праве собственности двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, стоимостью 7 000 000 руб.
С 15.12.2017 г. общими совместными собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> являются ФИО16 и ФИО1, - что следует из Выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.12.2017 г.
Исходя из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.03.2018 г., земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», собственник ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд находит, что вынесение администрацией <адрес> распоряжения от 16.12.2014 г. № 2726р осуществлено с нарушением процедуры, предусмотренной ст. 39 ГрК РФ, поскольку в материалы дела не представлено допустимых доказательств направления в адрес места жительства ФИО8 (как правообладателя на тот период времени части земельного участка, имеющего общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивалось данное разрешение, как правообладателя объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, имеющим общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, а также как правообладателя жилого помещения, являющегося частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивалось данное разрешение) сообщения о проведении 09.12.2014 г. публичных слушаний по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером № в установленном законом порядке, чем нарушены ее права и охраняемые законом интересы на участие в публичных слушаниях и выражение своего мнения по данному вопросу, изменение вида разрешенного использования земельного участка нарушает ее права, предусмотренные п. 4 ст. 39 ГрК РФ. При этом суд учитывает то обстоятельство, что администрация г. Дивногорска располагала сведениями об адресе места жительства ФИО8, что следует из материалов дела.
Более того, в нарушение п. 4 ст. 39 ГрК РФ, по адресу объекта права собственности ФИО8 (<адрес>) сообщение о проведении публичных слушаний направлено лишь 08.12.2014 г., то есть позднее чем через десять дней со дня поступления (05.09.2014 г.) заявления ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В указанной связи, поскольку ФИО8 не была надлежащим образом извещена администрацией г. Дивногорска о проведении публичных слушаний, она не знала о вынесении 16.12.2014 г. распоряжения № 2726р, а потому объективно была лишена возможности сообщить об этом ФИО1 при подписании 08.12.2017 г. договора купли-продажи жилого помещения № по <адрес>.
На основании вышеизложенного, в отсутствие доказательств о направлении предыдущему собственнику <адрес> по указанному адресу ФИО8 сообщения о проведении публичных слушаний, суд полагает возможным согласиться с доводами ФИО1 о том, что о факте проведения публичных слушаний и о вынесении распоряжения от 16.12.2014 г. № 2726р ей стало известно в сентябре 2018 года, когда проход на смежный земельный участок был закрыт ФИО2
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
Довод заинтересованного лица ФИО2 о том, что ФИО5 пропущен установленный законом процессуальный срок для обращения в суд с требованиями к администрации г. Дивногорска о признании незаконным распоряжения от 16.12.2014 г. №2726р, судом отклоняется, поскольку в материалы дела не представлено допустимых письменных доказательств в подтверждение того, что до сентября 2018 года земельный участок с кадастровым номером № был закрыт для прохода неограниченного круга лиц, как не представлено и доказательств осведомленности ФИО1 о вынесении оспариваемого распоряжения, а потому суд приходит к выводу, что заявитель обратилась в суд в пределах 3-хмесячного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении ее прав. Представленная на обозрение суда переписка посредством электронных сообщений между ФИО2 и ФИО16 не заверена надлежащим образом, а также не подтверждает своевременную передачу всей необходимой информации ФИО1
Доводы заинтересованного лица о том, что ФИО2 является законным собственником земельного участка с кадастровым номером № и возведенного на нем жилого дома, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Суд также не принимает во внимание довод ФИО2 о недоказанности административным истцом факта нарушения ее прав оспариваемым распоряжением, поскольку право заинтересованного лица на обращение в суд с иском об оспаривании такого решения предусмотрено вышеизложенными положениями закона.
С учетом вышеизложенного, вынесенное администрацией г.Дивногорска распоряжение от 16.12.2014 г. № 2726р «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» следует признать незаконным
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации г. Дивногорска от 16 декабря 2014 года № 2726р «Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков