№ 2-1316/2015
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
копия Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Екатеринбург 18 июня 2015 г.
Чкаловский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Коршуновой Е.А., при секретаре Наумовой А.В.,
с участием помощника прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга Удаловой К.С.,
с участием представителя УСП по Чкаловскому району города Екатеринбурга Филипоровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Екатеринбурга к Семенову ФИО23, Семеновой ФИО24, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, к Семеновой ФИО25 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения,
и по иску Семенова ФИО26, Семеновой ФИО27, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, Семеновой ФИО28 к Администрации города Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением, признании права на заключение договора социального найма, возложении на Администрацию Чкаловского района города Екатеринбурга обязанности заключить договор социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Екатеринбурга предъявила иск к Семенову ФИО29, Семеновой ФИО30, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, к Семеновой ФИО31 о признании утратившими право пользования жилым помещением – квартирой <адрес>, о выселении ответчиков из данного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом муниципальной собственности.
В указанную выше квартиру ответчики вселены на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Служебное жилое помещение было предоставлено ФИО5 в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5 был уволен из органов внутренних дел по выслуге лет.
С гражданами, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, заключаются договоры социального найма в рамках муниципальной услуги «Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>».
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений, исключенных из числа служебных, имеют граждане, которые в соответствии со ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений, а также граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, и их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 13 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04г. № 189-ФЗ).
Ответчик не относится к категории граждан, выселение которых из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускалось ранее действовавшим законом и не предусмотрено действующим Жилищным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 103, ст. 104 ЖК РФ, Администрации города Екатеринбурга просила признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
ФИО5, ФИО6, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, ФИО7 предъявили иск к Администрации города Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района о признании права пользования на условиях социального найма квартирой № в <адрес> в <адрес>, признании за истцами права на заключение договора социального найма на данное жилое помещение и возложении на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанности заключить с истцами договор социального найма спорного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 служил непрерывно в органах внутренних дел на должности старшего участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № УМВД России по городу Екатеринбургу (согласно выписке из приказа). Семья истца состоит из четырех человек: супруга - ФИО6, ФИО7 - дочь. ФИО8 - дочь, ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был включен в списки (как пенсионер МВД) сотрудников Управления Министерства внутренних дел по городу Екатеринбургу в Российской Федерации состоящих в общей очереди на улучшение жилищных условий.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной УМВД РФ по <адрес> № №, ФИО5 действительно состоит в списке сотрудников УМВД России по <адрес> на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ г., номер в очереди № №.
ДД.ММ.ГГГГ между УВД <адрес> и ФИО5 и его семьей был заключен первый договор коммерческого найма жилого помещения. То есть ФИО5 в связи с трудовыми отношениями с УМВД России в <адрес> был вселен в занимаемое по настоящее время жилое помещение в <адрес>5 (общей площадью № кв.м.).
Истцы считают, что в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации у ФИО5 и его семьи возникли и имеются основания для признания за ними права пользования жилым помещением, право на заключение договора социального найма, а именно: ответчики вселились в жилое помещение квартиру но адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, на основании договора коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (договор был приобщен к материалам дела)
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 29.12. 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Жилищного Кодекса РФ акты жилищного законодательства могут применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, поскольку истцы вселились в жилое помещение квартиру по адресу: <адрес>5 на основании договора коммерческого найма ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, к данным правоотношениям применяются нормы права, действующие до ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до введения в действие нового Жилищного Кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был включен в списки (как пенсионер МВД)
сотрудников Управления Министерства внутренних дел по городу Екатеринбургу в
Российской Федерации состоящих в общей очереди на улучшение жилищных условий.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной УМВД РФ по <адрес> № №-
№ ФИО5 действительно состоит в списке сотрудников УМВД России по г.
Екатеринбургу на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ г., номер в очереди № №.
В соответствии со ст. 10 Жилищного Кодекса ФИО2 граждане ФИО2 имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством ФИО2 и республик в составе ФИО2.
В соответствии со ст. 30 Жилищного Кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового-сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
В соответствии со ст. 31 Жилищного Кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В силу ст. 28 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных взаимоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условии, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством.
До введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 прослужил в УМВД № лет (общий стаж № года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уволен по выслуге лет) (трудовая книжка ФИО5 приобщена к материалам дела).
Согласно ст. 107 Жилищного Кодекса РСФСР выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения: рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживающих в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»)(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 71-ФЗ)
Таким образом, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (к ДД.ММ.ГГГГ г.) у ФИО5 возникло право на льготы, предусмотренные ст. 108 ЖК ФИО2, которые подлежат применению и после введения в действие нового Жилищного Кодекса РФ. Поэтому ФИО5 относится к категории граждан, которые выселению из служебного помещения не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «О милиции» ФИО5 приобрел право на получение жилья по договору социального найма не позднее шести месяцев с момента вступления его в должность. В соответствии с действующим на момент возникновения отношений законом, истцу и его семье должны были предоставить жилье на условиях социального найма, а не на условиях коммерческого найма.
Таким образом, по своей юридической природе с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор не коммерческого найма, а договор социального найма, поскольку во-первых, на момент заключения данного договора ЖК ФИО2 не предусматривал такой формы договора как договор коммерческого найма, во - вторых по данному договору денежные средства, перечисленные истцом в качестве оплаты за коммерческий наем, впоследствии возвращались ФИО5 путем перечисления на счет.
Оплата ФИО5 осуществлялась только за содержание, эксплуатацию и предоставленные услуги. Истец на момент заключения договора коммерческого найма состоял в очереди на улучшение жилищных условий в Управлении МВД России по городу Екатеринбургу и объективно нуждался в их улучшении.
Следовательно, ФИО5 и члены его семьи приобрели право пользования квартирой по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям в отношении граждан, которые были вселены, приобрели право на вселение в жилое помещение до введения и действия нового ЖК РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, должны применяться нормы ранее действовавшего жилищного законодательства, в том числе и нормы ЖК ФИО2, поскольку граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к данным правоотношениям между сторонами применимы ст. 13 Федерального Закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12. 2004 г. № 189- ФЗ, ст. 108 ЖК ФИО2, действовавшего в период предоставления ФИО5 жилого помещения.
На основании п. 6 ч.1 ст. 108 Жилищного Кодекса РСФСР истец, имеющий стаж в органах внутренних дел более 10 лет (у ФИО5 стаж № лет), не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другой жилой площади. Данное право сохраняется им и после введения в действие нового Жилищного Кодекса РФ.
Следовательно, поскольку к моменту введения в действие Жилищного Кодекса РФ у ФИО5 возникло право на льготы, предусмотренные ст. 108 ЖК РСФСР, то к сложившимся отношениям можно применять положения п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР и после введение в действие Жилищного Кодекса.
Кроме того, согласно Постановлению Главы ФИО9 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, а именно квартира, в которой проживают истцы по адресу: <адрес> включена в специализированный жилой фонд и в соответствии с Приложением к Постановлению Главы Екатеринбурга от № г. № отнесена к служебному жилью.
Согласно п.п. 42 п. 3 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному Фонду» (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 42) отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество.
Таким образом, на момент принятия такого решения ФИО9 <адрес> в спорной квартире проживали истцы, квартира им была предоставлена на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ года, который, по сути, по своей юридической природе является договором социального найма.
Но в нарушение ч. 1 ст. 30 ФЗ «О милиции», которой предусмотрено предоставление ФИО5 жилого помещения на условиях социального найма, квартира была предоставлена истцам на основании договора коммерческого найма (на ДД.ММ.ГГГГ год в действующем ЖК ФИО2 не содержалось нормы по заключению договора коммерческого найма).
Поэтому, считаем, что отнесение занимаемой истцами квартиры по указанному адресу к специализированному жилищному фонду произведено незаконно. Решение о переводе квартиры в специализированный жилой фонд и присвоения ей статуса «служебное жилье» произведено с нарушением норм действующего законодательства.
Таким образом, истцы считают, что спорное жилое помещение было предоставлено истцам в установленном законом порядке, и они не могут быть выселены из него без предоставления другого жилого помещения.
Определением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84) указанные гражданские дела (по иску ФИО9 и по иску ФИО22) объединены в одно производство.
Истец ФИО6 просила в удовлетворении исковых требований ФИО9 <адрес> о выселении из <адрес> в <адрес> отказать, признать за семьей ФИО22 право пользования спорным жилым помещением, полагала, что их семья приобрела право пользования спорной квартирой, поскольку ее муж добросовестно и непрерывно проработал в органах милиции более № лет. В настоящее время и в период работы у семьи не имелось доходов и возможности приобрести иное жилье. Другой квартиры у них ни на праве собственности, ни на праве пользования не имеется. В случае удовлетворения исковых требований семья останется «на улице».
Истец ФИО5, ФИО7 и несовершеннолетняя ФИО8 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель истцов ФИО32 просила в удовлетворении иска Администрации города Екатеринбурга отказать, удовлетворить исковые требования Семеновых в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель истца Администрации города Екатеринбурга ФИО14 (ответчик по иску ФИО22) доводы иска Администрации города Екатеринбурга о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и выселении ответчиков из спорной квартиры поддержала, просила иск удовлетворить. Полагала, что доводы ответчиков, изложенные в их исковом заявлении, являются необоснованными, указала, что с ответчиками заключен договор коммерческого найма, который носит гражданско-правовой характер, не имеет никакого отношения к договору социального найма. Администрация является собственником данного жилого помещения, решения о предоставлении ответчикам данного жилого помещения в установленном порядке Администрация города не принимала. Заключение договора коммерческого найма это право Администрации города, именно так захотел собственник распорядиться своим имуществом.
Представитель Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга ФИО15 (ответчик по иску Семеновых) полагала, что исковые требования Администрации города Екатеринбурга являются обоснованными, поскольку в отношении спорного жилого помещения в 2003 году заключен договор коммерческого найма жилого помещения. Он заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства. Понятие «наем жилья» существовало в ГК РФ с 1995 года, в связи с чем договор коммерческого найма был заключен на основании указанных норм гражданского законодательства. ФИО22 вносил по данному договору коммерческого найма плату не только за коммунальные услуги, но и за наем жилого помещения. Положения ст. 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не подлежат применению в данном случае, поскольку ответчики проживают в спорной квартире на основании договора коммерческого найма. В связи с этим стаж ответчика ФИО5 не дает оснований для сохранения за ним и членами его семьи права пользования квартирой № в <адрес> в <адрес>.
Под положения ст. 108 ГК РСФСР ответчик Семенов В.А. также не подпадает, поскольку несмотря на то, что он проработал более № лет на момент введения в действие ЖК РФ, он не проживал в служебном жилье, а проживал по договору коммерческого найма.
Представитель третьего лица - УМВД России по городу Екатеринбурга в судебном заседании ФИО16 пояснила, что исковые требования ФИО5 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается, только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV «Специализированный жилищный фонд» Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 настоящей статьи.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое
помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового
увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых
наступила
вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу не влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 проходил службу в органах внутренних дел.
На основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управление внутренних дел <адрес>, действующее в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, передало ФИО5 в коммерческий наем квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, входящую в состав муниципального жилищного фонда.
В соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ наниматель имел право вселить в установленном порядке в занимаемое им жилое помещение иных лиц, получив на это письменное согласие наймодателя.
В спорном жилом помещении ФИО5 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что постановлением Главы <адрес> спорное жилое помещение включено в перечень специализированного жилищного фонда с отнесением к служебному фонду, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 в отношении названной квартиры заключен договор найма служебного жилого помещения № 05/5, с указанием в качестве членов семьи нанимателя жены -ФИО6, дочерей - ФИО7 и ФИО8
Названные лица зарегистрированы в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 уволен из органов внутренних дел по пункту 4 ч.2 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).Пунктом 18 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что договор прекращается в связи с окончанием службы, что согласуется с положениями части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Спорная жилая площадь предоставлена ФИО5 и членам его семьи на время прохождения ФИО5 службы, следовательно, право пользования названным недвижимым имуществом у него прекратилось ввиду увольнения ДД.ММ.ГГГГ из органов внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции», действовавшей в период предоставления спорной квартиры, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Указанная норма утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием ФЗ «О полиции».
Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку спорное жилое помещение имеет статус служебного, предоставлено заявителю на период прохождения службы в органах внутренних дел.
Представитель третьего лица ГУ МВД по Свердловской области ФИО17 доводы представителя УМВД России по городу Екатеринбурга поддержала. В судебное заседания представила личное дело Семенова В.А. для обозрения.
Представитель Управления социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга ФИО18 полагала, что исковые требования о выселении Семенова В.А. и членов его семьи, в том числе несовершеннолетнего ребенка не подлежат удовлетворению, поскольку нарушают права несовершеннолетнего ребенка Семеновой О.С. и противоречат жилищному законодательству.
Помощник Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга ФИО20 полагала, что исковые требования о выселении ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, ФИО7 удовлетворению не подлежат, ввиду того, что ответчик ФИО5 проработал в органах милиции более № лет на момент введения в действие ЖК РФ, на него распространяются нормы ЖК РСФСР.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, представителя Управления социальной политики по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституционное право граждан РФ на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союзе ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Пунктом 2 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР устанавливалось, что законодательством Союза ССР и ФИО2 право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан, не поименованным в данной норме.
В силу части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (действовавшего на момент предоставления жилого помещения) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Аналогичный порядок предусмотрен для предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда отдельным категориям граждан (кроме малоимущих) в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Названный выше Закон Российской Федерации «О милиции», определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты сотрудников милиции, устанавливал дополнительные права и гарантии сотрудникам милиции в жилищной сфере - обеспеченность жильем сотрудников, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. При этом, сама по себе часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» непосредственно не решала вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяла условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище.
Вместе с этим, в норме ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Исходя из вышеприведенных норм закона, органу местного самоуправления фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции, при этом законом субъекта отдельный порядок предоставления не установлен.
В связи с чем, в силу статьи 28 Жилищного кодекса РСФСР, части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно предоставляться данной категории лиц по основаниям, предусмотренным действующим на тот период законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО5 являлся работником полиции (должность – «старший участковый уполномоченный») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Стаж его работы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (вынесение приказа об увольнении из ОВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) составлял № года № месяца № дней в календарном исчислении.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение – <адрес> в <адрес>, в которой проживают ответчики ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО7, является собственностью муниципального образования «город Екатеринбург».
Между Администрацией города Екатеринбурга и УВД г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды жилого помещения – <адрес>.
Согласно условиям данного договора, арендатор обязуется использовать жилые помещения для проживания граждан по договору коммерческого найма.
Семенов В.А. и члены его семьи были вселены в спорную квартиру в ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно справке Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания ФИО11 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик ФИО5 и члены его семьи были зарегистрированы в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ (по месту пребывания) до ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ ответчики имеют постоянную регистрацию по данному месту жительства.
Аналогичные договоры коммерческого найма с ФИО5 были заключены ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г.
Установлено и подтверждается представленными в материалы дела расчетными листками, что оплата за наем жилого помещения, вычитаемая из заработной платы ФИО5 возвращалась ему один раз в три месяца при получении в дальнейшем заработной платы.
Таким образом, судом установлено, что истцом ФИО5 фактически оплачивались только коммунальные услуги.
Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и ФИО3 ГУ МВД России по городу Екатеринбургу.
Более того, как следует из договора коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с ФИО5, срок последнего договора коммерческого найма истекает ДД.ММ.ГГГГ года. <данные изъяты>
Судом установлено, что после истечения ДД.ММ.ГГГГ срока действия последнего договора коммерческого найма № №, заключенного с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи продолжали проживать в спорном жилом помещении без заключения с ними какого-либо договора, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ г.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (через год окончания действия договора коммерческого найма) между ФИО9 <адрес> и ФИО5 заключен договор найма служебного жилого помещения № <данные изъяты>
При этом требований о выселении ФИО5 и членов его семьи из спорной квартиры или прекращении права пользования жилым помещением в период отсутствия какого-либо договора в отношении спорной квартиры, никто не заявлял.
Судом также установлено, что ФИО5 состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, п. 8 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», допускало возможность учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как по месту жительства, так и по месту работы, и гражданин самостоятельно, по своему желанию, выбирал место постановки на учет.
В ДД.ММ.ГГГГ году истец реализовал предоставленное ему законом право и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своей работы в УВД г. Екатеринбурга, с целью получения жилья.
Суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение – <адрес> в <адрес> не относится к фонду коммерческого использования.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилого помещения ФИО5, жилищный фонд включал:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Согласно статье 10 (части 1 и 2) указанного Кодекса, граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, либо жилищно-строительных кооперативов.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда согласно статье 50 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации определен общеправовой принцип действия законодательства во времени - акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Следовательно, к жилищным отношениям, возникшим в период действия Жилищного кодекса РСФСР, применяются нормы жилищного законодательства, действовавшего в указанный период.
До введения в действие ЖК РФ 01.03.2005 года, жилищное законодательство не содержало понятие «коммерческого найма».
Жилищным кодексом РФ, действующим с 1.03.2005, в подпункте 4 пункта 3 статьи 19 установлено понятие жилищного фонда коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Из анализа данных правовых норм, суд приходи к выводу, что спорное жилое помещение предоставлено Семенову В.А. как работнику милиции, в связи с чем спорная квартира предоставлена по договору найма и отношения по пользования данной квартирой носят бессрочный характер.
Ввиду отсутствия на момент вселения Семенова В.А. в ДД.ММ.ГГГГ в спорную квартиру правового регулирования отношений коммерческого найма, и принимая во внимание, что в силу части 1 статья 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, суд приходит к выводу, что фактически жилое помещение предоставлено ФИО5 по договору социального найма.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что право пользования спорной квартирой у Семенова В.А. возникло из трудовых отношений, учитывая, что Семенов В.А. работал в должности участкового милиционера, который в силу действующего на тот момент Закона «О милиции» подлежал обеспечению жилым помещением (по договору соцнайма или служебным жильем) в течение № месяцев с момента вступления в должность, учитывая, что Семенов В.А. вселен в жилое помещение на законных основаниях, принимая во внимание, что при прекращении срока действия договора коммерческого найма Семенов В.А. и члены его семьи продолжали проживать в спорной квартире, т.е. по сути несли обязанности нанимателей спорной квартиры, регулярно оплачивали коммунальные услуги, плата за наем жилья регулярно возвращалась ФИО5, учитывая, что на момент прекращения срока действия договора коммерческого найма и в период проживания в квартире в отсутствие какого-либо договора никто претензий к ФИО5 и членам его семьи по вопросу выселения из квартиры и прекращении права пользования не предъявлял, принимая во внимание, что на момент вселения ФИО5 состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, ФИО7 к ФИО9 <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение – <адрес> в <адрес> включена в специализированный жилищный фонд на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
Между ФИО9 <адрес> и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения № в отношении спорной квартиры <данные изъяты>
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с п. 12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Судом установлено, что на момент включения спорной квартиры в состав специализированного жилищного фонда ФИО5 и члены его семьи проживали в данной квартире (вселение произошло в ДД.ММ.ГГГГ г).
Согласно п. 3 вышеприведенных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество.
Учитывая, что на момент отнесения спорной квартиры к категории служебного жилья истец и члены его семьи проживали в спорной квартире, что ФИО5 занимал спорное жилье на условиях социального найма, предоставление жилья было направлено на бессрочный, а не временный характер, суд приходит к выводу, что не был соблюден порядок отнесения жилого помещения к числу служебных.
Учитывая все вышеизложенное суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Администрации города Екатеринбурга о признании ФИО5 и членов его семьи утратившими право пользования жилым помещением и о выселении ответчиков из спорного жилого помещения.
Однако поскольку на момент рассмотрения настоящего спора Постановление Главы города Екатеринбурга от 16.05.2008 года № 1742 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» является действующим, в установленном порядке не признано недействительным, а суд в силу ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на заключение договора социального найма и о возложении на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанности по заключению договора социального найма спорной квартиры, поскольку данное решение ввиду изложенных обстоятельств будет не исполнимым.
Указанные исковые требования заявлены преждевременно и удовлетворению на настоящий момент не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Администрации города Екатеринбурга к Семенову ФИО33, Семеновой ФИО34, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, к Семеновой ФИО35 о признании утратившими право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> и о выселении из данного жилого помещения, - отказать.
Исковые требования Семенова ФИО36, Семеновой ФИО37, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, Семеновой ФИО38 к Администрации города Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением, - удовлетворить.
Признать право пользования Семенова ФИО39, Семеновой ФИО40, несовершеннолетней ФИО8, ФИО7 квартирой <адрес> на условиях социального найма.
В удовлетворении исковых требований Семенова ФИО41, Семеновой ФИО42, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, Семеновой ФИО43 к Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о признании права на заключение договора социального найма, возложении на Администрацию Чкаловского района города Екатеринбурга обязанности заключить договор социального найма в отношении <адрес> в <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья