Судья Кулешова О.А. дело № 33а-5891/21
25RS0011-01-2021-000284-59
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 июля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Горпенюк О.В. и Новожиловой И.Н.
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Спасска-Дальнего Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Спасск<адрес> о признании незаконным бездействия, выразившееся в необеспечении 105 земельных участков, расположенных по <адрес>, Халтурина, Береговой, Транспортной, Горького, Чапаевской, Ипподромной, Дорожной, Кулешовской, пер Камышовому в городском округе Спасск-Дальний, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, возложении на администрацию городского округа Спасск-Дальнего обязанности обеспечить 74 земельных участка, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес> дорогами, водоснабжением, и водоотведением, электроснабжением; 17 земельных участков по <адрес>, Береговой, Чапаевской в городском округе Спасск-Дальний дорогами, водоснабжением и водоотведением; 14 земельных участков, расположенных по <адрес>, Транспортной, Горького, Чапаевской, Ипподромной, Дорожной, Кулешовской, пер. Камышовому в городском округе Спасск-Дальний водоснабжением и водоотведением по апелляционной жалобе администрации городского округа Спасск-Дальний на решение Спасского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации городского округа Спасск – Дальний, выразившееся в не обеспечении 105 земельных участков, расположенных по <адрес>, Халтурина, Береговой, Транспортной, Горького, Чапаевской, Ипподромной, Дорожной, Кулешовской, пер.Камышовому в городском округе Спасск-Дальний, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой; на администрацию городского округа Спасск-Дальнего возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить 74 земельных участка, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес> необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением, и водоотведением, электроснабжением; обеспечить 17 земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес>, Береговой, Чапаевской в городском округе Спасск-Дальний необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, обеспечить 14 земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес>, Транспортной, Горького, Чапаевской, Ипподромной, Дорожной, Кулешовской, пер Камышовому в городском округе Спасск-Дальний водоснабжением и водоотведением.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Шиш Н.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор <адрес> обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Спасск-Дальний законодательства при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в бездействии администрации городского округа Спасск-Дальний при обеспечении земельных участков необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. На администрацию городского округа Спасск-Дальний в силу закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес> возложена обязанность по предоставлению земельных участков гражданам указанной категории. На данный момент семьям, имеющим трех и более детей, с ДД.ММ.ГГГГ годы предоставлено 106 земельных участков.
Между тем, проверкой установлено, что в отношении 74 земельных участков, расположенных по <адрес> в <адрес>, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, полностью отсутствуют подъездные пути, сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведение.
В отношении 17 земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, из них 8 земельных участков, расположенных по <адрес> земельных участков, расположенных по <адрес> в <адрес>, 2 земельных участка, расположенных по <адрес> в <адрес> – Дальний, отсутствуют подъездные пути, водоснабжение, водоотведение.
В отношении 14 земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, из них 5 земельных участков по <адрес> участок по <адрес> участок по <адрес> участок по <адрес> участок по <адрес> участок по пер. Камышовому, 1 участок по <адрес> участок по <адрес> в <адрес> отсутствует водоснабжение и водоотведение.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что администрацией подписано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О создании рабочей группы по разработке муниципальной программы «Обеспечение земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на территории городского округа Спасск - Дальний на 2022-2025 годы». Таким образом, при рассмотрении представления прокурора реальные меры к устранению нарушений закона не приняты, что подтверждается сведениями из АО «Спасскэлектросеть» КГУП «Примтеплоэнерго», информацией администрации городского округа Спасск - Дальний от ДД.ММ.ГГГГ. Бездействие администрации городского округа Спасск - Дальний при обеспечении земельных участков необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой существенно нарушает права многодетных семей, которым предоставлены в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, за которые семьи несут бремя их содержания, но не имеют возможности использовать их в соответствии с его целевым назначением - для строительства жилых домов.
Кроме того, непринятие администрацией городского округа Спасск - Дальний мер к обеспечению предоставленных многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков транспортной и инженерной инфраструктурой, нарушает права несовершеннолетних указанных семей, которые в силу своего возраста относятся к социально незащищенной категории граждан и не могут самостоятельно защищать свои права, обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
С учетом уточненных требований прокурор просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в необеспечении 105 земельных участков с кадастровыми номерами: №, расположенных по <адрес>, Халтурина, Береговой, Транспортной, Горького, Чапаевской, Ипподромной, Дорожной, Кулешовской, пер Камышовому в городском округе Спасск-Дальний, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой; возложить на администрацию городского округа Спасск-Дальнего обязанность обеспечить 74 земельных участка со следующими кадастровыми номерами: №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес> необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением, и водоотведением, электроснабжением; возложить на администрацию городского округа Спасск-Дальнего обязанность обеспечить 17 земельных участков со следующими кадастровыми номерами №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес>, Береговой, Чапаевской в городском округе Спасск-Дальний необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением; возложить на администрацию городского округа Спасск-Дальнего обязанность обеспечить 14 земельных участков со следующими кадастровыми номерами №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, расположенных по <адрес>, Транспортной, Горького, Чапаевской, Ипподромной, Дорожной, Кулешовской, пер Камышовому в городском округе Спасск-Дальний необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением.
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика с требованиями не согласился, пояснив, что в соответствии с законом <адрес> №-K3 от ДД.ММ.ГГГГ на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, вопросы обеспечения указанных земельных участков транспортной, инженерной и другой инфраструктурой, а равно и финансирование строительства и возведения таковой на органы местного самоуправления законодательно не возложены. Реализацию законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется обеспечивать необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, включая финансирование расходов на обеспечение земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, необходимой инфраструктурой, в связи с чем, незаконное бездействие со стороны ответчика отсутствует.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства администрацией городского округа Спасск-Дальний при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в бездействии администрации при обеспечении земельных участков, предоставленных многодетным семьям, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.
Удовлетворяя требования прокурора, районный суд исходил из того, что с момента предоставления многодетным семьям земельных участков (2012-2016 годы) для целей индивидуального жилищного строительства обязанность по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, администрацией городского округа Спасск-Дальний не исполнена, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления, чем нарушаются права граждан, которым предоставлены указанные земельные участки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 названного Указа предусмотрено, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих троих и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры за земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Из Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, следует, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В <адрес> указанные вопросы регламентированы законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>».
Таким образом, положениями указанного выше законодательства установлена обязанность органов местного самоуправления не только предоставить многодетным семьям бесплатно в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства, но и обеспечить их инженерной инфраструктурой.
Из материалов дела следует, что с момента предоставления земельных участков (2012-2017 годы) до момента обращения прокурора в суд, обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от чего во многом зависит реальная возможность использования земельных участков по назначению, не выполнена.
Так, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении представления» администрация городского округа Спасск<адрес> указала, что предпринимаются необходимые меры для обеспечения земельных участков сетями инженерно-технического обеспечения, транспортной инфраструктуры, а именно: подписано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О создании рабочей группы по разработке муниципальной программы «Обеспечение земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей, инженерной инфраструктурой на территории городского округа Спасск-Дальний на 2022-2025 годы»; администрацией городского округа Спасск-Дальний в 2020 году подана заявка на получение субсидии из краевого бюджета на мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объектов водоканализационного хозяйства бюджету городского округа Спасск-Дальний; в 2021 году при получении субсидии планируется выполнение проектноизыскательских работ по объекту «Строительство водопровода в районе <адрес>». Техническое задание на проектирование подготовлено с учетом земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей. Кроме того, при решении вопроса о создании инженерной инфраструктуры земельных участков, сформированных и предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющих трех и более детей, не учитываются ограниченные финансовые возможности муниципальных образований. Распоряжением исполняющего обязанности главы городского округа Спасск- Дальний от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О создании рабочей группы по разработке муниципальной программы «Обеспечение земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей, инженерной инфраструктурой на территории городского округа Спасск-Дальний на 2022-2025 годы», утвержден состав рабочей группы по разработке муниципальной программы и график разработки муниципальной программы.
Между тем, согласно сообщению КГУП «Примтеплоэнерго» Спасский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, возможность технологического присоединения жилых домов на предоставленных в собственность многодетным семьям 106 земельных участках и дополнительно сформированных 8 земельных участках, планируемых для предоставления указанной категории, к централизованным сетям теплоснабжения отсутствует. К централизованным сетям холодного водоснабжения имеется возможность подключения жилых домов, расположенных на земельных участках, находящихся по ориентиру от здания - по <адрес>, по ориентиру от жилого дома - по <адрес>, дома № №, 77, 81; по ориентиру от жилого дома - по <адрес>, по ориентиру от жилого дома по <адрес>, по ориентиру от жилого дома по <адрес>. Централизованная система водоотведения в данных районах отсутствует. На земельных участках в районе от ориентира - жилой дом по <адрес>А, по <адрес>, по пер. Камышевому, <адрес> централизованные сети водоснабжения и водоотведения отсутствуют, в настоящее время технологическое присоединение невозможно.
Из сообщения администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что только один земельный участок обеспечен подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; 74 земельных участка не обеспечены подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; 31 земельный участок частично обеспечен подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о непринятии в течение разумного срока администрацией муниципального образования городской округ Спасск-Дальний должных мер для обеспечения указанных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
При таких обстоятельствах требования прокурора о незаконном бездействии административного ответчика, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на органы местного самоуправления не возложены обязанности обеспечения указанных земельных участков транспортной, инженерной и иной инфраструктурой основаны на неверном толковании норм материального права, указанных выше, а также противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О "По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из анализа приведенных выше положений законодательства и правовых позиций следует, что в случае предоставления земельных участков многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства у органов публичной власти возникает обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Учитывая, что земельные участки предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства и материалами дела подтверждается, что администрацией городского округа Спасск-Дальний в разумные сроки не предприняты достаточные надлежащие меры, направленные на решение задач вопросов местного значения, а именно по обеспечению указанных земельных участков транспортной, инженерной и иной инфраструктурой, суд первой инстанции обоснованно установил наличие оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на подачу настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае круг лиц, в защиту интересов которых подан иск, определен, это собственники указанных в иске земельных участков, подлежат отклонению с учетом положений ч.1 ст.39 КАС РФ и того, что иск подан в защиту, в том числе, и интересов несовершеннолетних детей многодетных семей, которым предоставлены участки.
Ссылка в апелляционной жалобе на разработку проекта <адрес> «О внесении изменений и дополнений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>», которым планируется внесение изменений, связанных с выплатами мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, подлежит отклонению, поскольку указанные изменения в закон в настоящее время не приняты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе, и по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Спасского районного суда Приморского края от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Спасск-Дальний - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи