Решение по делу № 2-397/2014 от 12.11.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2014 года с. Агинское

Саянский районный суд Красноярского края РФ в составе председательствующего

Судьи Морозовой Л.М.

При секретаре Вишталюк Л.М.

С участием помощника прокурора Саянского района Максимовой Е.В.

Истца Г.Н.В.

Представителя ответчика КГБУЗ «Саянская РБ» Х.И.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 397/2014 по иску прокурора Саянского района в интересах Г.Н.В. к КГБУЗ «Саянская РБ» о взыскании заработной платы

УСТАНОВИЛ

Прокурор Саянского района обратился в суд с иском в интересах работника КГБУЗ «Саянская районная больница» Г.Н.В. о взыскании задолженности по заработной плате в виде не начисленной и не выплаченной стимулирующей выплате за период с марта 2014 года по июль 2014 года в сумме 11 349, 60 рублей. В обоснование требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения прокурорской проверки в КГБУЗ «Саянская районная больница» выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в неправильном начислении работникам стимулирующих выплат. Так, установлено, что в соответствии с п. 4.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Саянская районная больница», действующем с ДД.ММ.ГГГГ размер выплат работнику определяется как произведение стоимости одного балла и количества баллов по результатам оценки труда работника за отчетный период. При этом стоимость одного балла устанавливается для всех работников учреждения одинаковой, как разность между фондом стимулирования работников больницы и фондом оплаты стимулирующих выплат руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, деленная на суммарное количество баллов по результатам оценки деятельности всех работников учреждения. В нарушение утвержденного порядка приказом и.о. главного врача КГБУЗ «Саянская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ № 204-п с февраля 2014 года установлена дифференцированная стоимость одного балла по категориям работников больницы, наименьшая стоимость одного балла установлена для прочего персонала – 45 рублей. В то время как стоимость одного балла согласно п. 4.3 Положения об оплате труда должна была составлять за февраль 2014 года – 66 рублей, за март, апрель, май 2014 года-83 рубля, за июль 2014 года-78 рублей. В связи с установлением данным приказом дифференцированной стоимости одного балла начисление стимулирующих выплат работникам, относящимся к категории прочего персонала больницы, в том числе истице Г.Н.В., производилось с ДД.ММ.ГГГГ в меньшем размере, чем должно было быть произведено согласно Положению об оплате труда, согласно анализу которого начисление стимулирующих выплат осуществляется по единой формуле для всех работников в соответствии с пунктом 4.3 Положения об оплате труда ( раздел 4 коллективного договора). При этом прокурор, ссылаясь на ст. 22, 129, 135 Трудового Кодекса, пункт 4.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Саянская районная больница» обратился с требованиями, исходя из алгоритма расчета, взыскать с ответчика в пользу Г.Н.В. задолженность по заработной плате в виде не начисленной и не выплаченной стимулирующей выплате за период с марта 2014 года по июль 2014 года в сумме 11 349, 60 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Саянского района Максимова Е.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Считает, что поскольку действовавшим Положением об оплате труда работников районной больницы не предусмотрено установление дифференцированной стоимости одного балла для определения стимулирующих выплат по категориям работников, анализ положений коллективного договора показывает, что начисление стимулирующих выплат осуществляется по единой формуле. Полагает, что приказами главного врача об установлении дифференцированной стоимости одного бала условия оплаты труда работников пищеблока и прачки ( прочего персонала) ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, установленными в учреждении, что является недопустимым.

Истец Г.Н.В. в судебном заседании полностью поддержала требования, изложенные в иске, считает, что размер стимулирующей выплаты, исходя из стоимости балла, должен быть равным в отношении всех категорий работников КГБУЗ «Саянская РБ».

Представитель ответчика-и.о. главного врача КГБУЗ «Саянская РБ» Х.Е.Ю. возражала против иска, подала письменные возражения, в которых просит в иске отказать по следующим основаниям. Работники КГБУЗ «Саянская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ переведены на новую систему оплату труда в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864, в соответствии с которым обеспечивается сохранение гарантированной части заработной платы работников в рамках определения размеров должностных окладов, ставок заработной платы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат по системе оплаты труда не ниже размера заработной платы (без учета стимулирующих выплат), установленного тарифной системой оплаты труда. Полагает, что НСОТ дате право руководителю учреждения в силу своих полномочий принимать решения по установлению дифференцированного уровня оплату труда персонала. Согласно Положению об оплате труда определены персональные стимулирующие выплаты, в том числе доплата до МРОТ, выплаты за непрерывный стаж работы в сферах здравоохранения и социального обеспечения, которые являются гарантированной частью заработной платы. Стимулирующая выплата по критериям оценки результативности и качества труда работников ( согласно установленному количеству баллов) не является гарантированной частью заработной платы, так как начисление указанной выплаты зависит от заработанных учреждением денежных средств и выполнения работниками РБ критериев оценки результативности и качества труда. Предельный бюджет на год по фонду оплату труда, в том числе фонду стимулирующих выплат КГБУЗ «Саянская РБ» исполнен, иные выплаты приведут к перерасходу установленного фонда оплаты труда. Приказом и.о. главного врача в пределах компетенции руководителя изданы приказы об установлении стоимости балла, определяющие стоимость балла –то есть стимулирующую выплаты для каждой категории специалистов, на основании утвержденного алгоритма расчета стоимости 1 балла по категориям персонала и согласован с комиссией по оценке деятельности работников. Полагает, что указанные приказы являются внутренними нормативными актами, утверждающими алгоритм расчета стоимости 1 балла по категориям персонала.

Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.

Частью 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» ( статья 1) установлено

Система оплаты труда работников учреждений (далее - система оплаты труда) включает в себя следующие элементы оплаты труда:

оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

2. Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и настоящим Законом.

3. Система оплаты труда устанавливается с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) примерных положений об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности;

д) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

е) мнения представительного органа работников.

Статьей 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 предусмотрено, что работникам учреждений в пределах утвержденного фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера:

выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

персональные выплаты;

выплаты по итогам работы.

Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников, утверждаются органом исполнительной власти края, осуществляющим правовое регулирование в соответствующих областях или сферах государственного управления, для работников подведомственных им учреждений, а также для работников учреждений, подведомственных службам и агентствам, которые находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти края.

4. 1 Критерии оценки результативности и качества труда работников

учреждений могут детализироваться, конкретизироваться, дополняться и

уточняться в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных

актах учреждений, устанавливающих систему оплаты труда.

6. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению

руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и

качества труда работника. Критерии оценки результативности и качества труда

работника не учитываются при выплате стимулирующих выплат за условия

работы в закрытых административно-территориальных образованиях, работы в

сельской местности, работы в муниципальном образовании город Норильск,

Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, в целях повышения уровня

оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника

на уровне размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), обеспечения региональной выплаты, установленной пунктом 2

настоящей статьи. Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах

бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также

средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход

деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату

труда работников.

(в ред. Законов Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5341, от 06.10.2011

N 13-6172, от 04.04.2013 N 4-1140).

    Пункт 6 статьи 4 Закона в названной редакции действовал применительно к правоотношениям, возникшим до октября 2014 года, то есть в период рассматриваемого спора.

Приказом Министра здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 года № 521-орг «О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края» статьей 1 частью 2 предусмотрено, что работникам учреждений осуществляются следующие виды стимулирующих выплат:

2.1. Выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;

2.2. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

2.3. Выплаты за качество выполняемых работ;

2.4. Персональные выплаты:

выплаты специалистам, впервые окончившим одно из учреждений высшего или среднего профессионального образования и заключившим в течение трех лет после окончания учебного заведения трудовые договоры с учреждениями;

выплаты за опыт работы;

выплаты в целях обеспечения заработной платы работника учреждения на уровне размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда);

выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы;

региональные выплаты;

персональные выплаты за работу в муниципальном образовании город Норильск, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе.

2.5. Выплаты по итогам работы.

3. Выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственность при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работникам учреждений, за исключением выплаты за качество выполняемых работ работникам учреждений здравоохранения с высшим и средним медицинским образованием, замещающим должности согласно перечню, утвержденному Правительством края, и участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, осуществляются в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку.

Выплаты конкретному работнику учреждения устанавливаются ежеквартально на квартал, следующий за кварталом, в котором производилась оценка работы в баллах (далее - плановый квартал), по итогам работы в отчетном периоде (год, полугодие, квартал) в зависимости от периодичности оценки, определенной в приложениях N 1 - N 6 к настоящему Порядку.

Размер выплаты, осуществляемой конкретному работнику учреждения, определяется по формуле:

где:

С - размер выплаты, осуществляемой конкретному работнику учреждения в плановом квартале;

- стоимость 1 балла для определения размеров стимулирующих выплат на плановый квартал;

- количество баллов по результатам оценки труда i-го работника учреждения, исчисленное в суммовом выражении по показателям оценки за отчетный период (год, полугодие, квартал).

Согласно ст. 9 указанного Приказа выплаты стимулирующего характера работнику учреждения осуществляются по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников, и оформляются соответствующим приказом.

Судом установлено, что КГБУЗ «Саянская районная больница» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником которого является Красноярский край, находится в ведомственном подчинении министерству здравоохранения Красноярского края.

Документально подтверждено, что истец Г.Н.В. работает в КГБУЗ «Саянская РБ в должности машинистки по стирке одежды с ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному на неопределенный срок по пяти-дневной рабочей неделе, продолжительностью 40 часов. Согласно пункту 5.1 Трудового договора работнику установлен: должностной оклад, районный и северный коэффициент, вредность; за непрерывный трудовой стаж; стимулирующая надбавка, персональные надбавки; могут устанавливаться иные надбавки доплаты и надбавки к окладу в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда. Занимаемая истцом должность относится к прочему персоналу согласно номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года № 1183н.

Исходя из анализа перечисленных нормативных актов и трудового договора с истцом, стимулирующая выплата по критериям оценки результативности и качества труда работников (согласно установленному количеству баллов) не является гарантированной частью заработной платы, предусмотренной трудовым договором, относится к стимулирующим выплатам к окладу в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда.

Согласно пункту 4.2 Положения об оплате работников КГБУЗ «Саянская районная больница», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ года, выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении постановленной задачи, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работников учреждения устанавливаются с учетом критериев оценки результативности и качества деятельности Учреждения. Критерии оценки результативности и качества деятельности утверждаются главным врачом по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Согласно п. 4.3 Положения об оплате работников КГБУЗ «Саянская районная больница» размер выплаты, осуществляемой конкретному работнику, определяется по формуле, исходя из стоимости 1 балла для определения размеров стимулирующих выплат работникам Учреждения на плановый период. Максимальное значение баллов при выполнении всех показателей работникам учреждений устанавливается руководителем учреждения. Аналогичная норма содержится в разделе 4 (пункты 4.2 и 4.3) Коллективного договора КГБУЗ «Саянская районная больница», согласованного ДД.ММ.ГГГГ года, в части установления порядка и размера выплат за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении постановленной задачи, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работников учреждения устанавливаются с учетом критериев оценки результативности и качества деятельности Учреждения.

Приказами и.о. главного врача КГБУЗ «Саянская РБ» № 204-п от ДД.ММ.ГГГГ года, № 280-п от ДД.ММ.ГГГГ года, приказом № 561-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость 1 балла по категориям персонала для начисления выплат стимулирующего характера за важность выполняемых работ, степень самостоятельности и ответственности, за интенсивность и высокие результаты, качество труда, согласно которым установлена дифференцированная стоимость балла всем категориям работников учреждения, в том числе прочему персоналу установлена стоимость 1 балла - 45 рублей.

Суд полагает, что указанные приказы и.о. главного врача КГБУЗ «Саянская РБ» № 204-п от ДД.ММ.ГГГГ года, № 280-п от ДД.ММ.ГГГГ года, приказ № 561-п от ДД.ММ.ГГГГ об установлении дифференцированной стоимости 1 бала как стимулирующей выплаты за важность выполняемых работ, степень самостоятельности и ответственности, за интенсивность и высокие результаты, качество труда, являются внутренними локальными нормативными актами, регулирующими размер оплаты труда в пределах фонда оплаты труда. Названными приказами руководителя районной больницы установлена стоимость балла, согласно утвержденного алгоритма расчета, в пределах фонда оплаты труда, которая фиксированной не является, рассчитана согласно формуле, определенной в п.4.3 Положения по оплате труда работников учреждения, по категориям персонала. Уставом КБУЗ «Саянская РБ», законом Красноярского края, Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края предусмотрена возможность осуществления выплат стимулирующего характера работнику учреждения по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников, решения руководителя оформляются соответствующим приказом.

Суду не приведено доказательств, свидетельствовавших о превышении руководителем КГБУЗ «Саянская РБ» своих полномочий при принятии решения об установлении стоимости 1 балла с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения по категориям персонала. Распределение фонда стимулирующих выплат по категориям персонала в пределах утвержденного фонда заработной платы необходимо для реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 597, а также мероприятий, предусмотренных Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях на 201202018 годы и для выполнения индикативных показателей дорожной карты, установленных министерством здравоохранения Красноярского края. Из объяснений представителя ответчика следует, что фонд оплату труда использован за 2014 году полностью.

Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что приказами главного врача об установлении дифференцированной стоимости одного бала условия оплаты труда работников пищеблока и прачки (прочего персонала) ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, установленными в учреждении. Положение об оплате труда работником КГБУЗ «Саянская РБ» отвечает общим требованиям трудового законодательства о регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, предусмотренным ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой, заключаемые работниками и работодателями договоры и соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Учреждение вправе самостоятельно определить фонд стимулирования к распределению по категориям персонала в пределах утвержденного фонда заработной платы. По сравнению с заработной платой истца за предыдущий спорному периоду и последующий период общий размер заработной платы не уменьшился.

Суд не наделен полномочиями по оценке профессионализма, эффективности и результативности деятельности конкретного сотрудника, его личного вклада при выполнении им необходимых для работодателя задач.

Доводы прокурора, о том, что п. 4.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Саянская районная больница», действующем с ДД.ММ.ГГГГ размер выплат работнику определяется как произведение стоимости одного балла и количества баллов по результатам оценки труда работника за отчетный период, при этом стоимость одного балла является фиксированной для всех категорий работников, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Анализируя указанные нормы Положения об оплате труда, коллективного договора в совокупности с названными нормативными актами, суд приходит к выводу, что в связи с введением новой системы оплаты труда, данным Положением введено новое регулирование оплаты труда, названная надбавка с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника является стимулирующей, то есть не обязательной, может быть выплачена только при соблюдении ряда условий, а именно установленных показателей, при условии предварительного согласования с соответствующим распорядителем средств краевого бюджета, и только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств краевого бюджета на выплату заработной платы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований прокурора Саянского района в интересах Г.Н.В. к КГБУЗ «Саянская РБ» о взыскании заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский суд.

    Председательствующий            

2-397/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Герасимова Н.В.
Прокурорв интересах Герасимовой Н.В.
Ответчики
КГУЗ Саянская районная больница
Суд
Саянский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
sayansk.krk.sudrf.ru
12.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2014Передача материалов судье
17.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2014Судебное заседание
22.12.2014Судебное заседание
29.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее